Недавно ваш покорный слуга посмотрел/послушал интервью с одной из новых звезд российской эстрады. Весьма занимательно. Вырываем фразы из 30-минутного фрагмента, представьте, что если бы вы это слышали в фоновом режиме, выполняя какую-то работу:
...Я очень женственная и привлекательная девушка...
...Грудь у меня натуральная, 3-го размера...
...Не-ет, целлюлита у меня нет...
...К пластическому хирургу? Нет, не обращалась. Пока время не пришло...
...Я - естественная блондинка...
...Кто звонит по мобильнику? Друзья приглашают на вечеринку...
...На Мальдивах...
...Молодого человека у меня нет...
...Богатый, красивый, чувственный, не обязательно чтобы молодой...
...Люблю Брюса Уиллиса, он - симпатяшка...
Ну и в самом конце, конечно, прозвучал искрометный вопрос: "А какие у тебя творческие планы?". Тут минута молчания, ваш покорный слуга даже невольно взглянул на экран, у "зорки" глаза разошлись в разные стороны. И, если честно сказать, я засмеялся, что бывает редко, ответ прослушал.
В общем, сегодня вам будет вещать мужчина, брюнет или как там его... ах, не получилось, тьфу на них. Итоги-2007!
Роботы
В 2007-м весь технологический мир сказал: "Хватит!". Хватит нас пичкать сказками о том, что может делать робот в будущем, и так далее. Есть ли что-нибудь реальное или нет? Как оказалось, немного, даже у военных. Причем множество разумных систем строилось по шахматно-переборному принципу, ведь там технологии достигли успеха - начали обыгрывать чемпионов. Но почему тогда не реализованы обычные функции человека, понимание речи и т.п.? Ребенок, даже не знающий шахмат вообще, обладает гораздо большим уровнем разума, нежели пресловутый искусственный интеллект. В чем проблема? В самой постановке вопроса, ведь мы обладаем ассоциативным образным мышлением, которое несколько сложнее обычного шахматно-переборного. И в данном случае опять не помешало бы перейти к философии самого вопроса, что и будет происходить в ближайшем будущем.
Роботы - это вспомогательная управляемая техника, не более того. Все остальное - миф. Поэтому в 2007 году решили вернуться назад и усовершенствовать все системы, которые разрабатывались и оказались успешными до этого. В рамках DARPA Urban Challenge мы увидели системы, которые в будущем окажутся внутри обычных автомобилей, на студенческом соревновании IGVC могли наблюдать, как уже в рядовые разработки приходит единый протокол управления всеми видами техники, DSEI'2007 обозначила все то, что уже может быть применимо в различных направлениях, а C-Elrob невольно подчеркнула ту же идею DARPA, хотя у европейцев и американцев, как мы часто писали, несколько различные подходы к развитию робототехники, в целом. Японская выставка IRE 2007 (International Robot Exhibition) не блистала в развлекательной части, там не принимали участие Sony и Honda, а, как мы знаем, Sony вообще закрыла свое робототехническое подразделение. Отдельный всплеск был в области медицины, где обсуждались новинки миниатюрных роботов, способных передвигаться по сосудам, чистить их и так далее. Но это, опять же, из раздела ноу-хау.
Новые технологии на практике
На самом деле через несколько лет перед двумя третями населения Земли станет проблема не энергоносителей. Это не так важно, учитывая, что одна треть никогда не пользовалась даже обычным телефоном. Вода! Тут можно долго рассуждать, но... проблема будет. И это отмечает множество специалистов.
Второе движение в схожей области происходит в... автомобилестроении. Ведь новые системы подразумевают водородное топливо, добычу того же кислорода и водорода из воздуха и так далее. Причем если представить себе одну из возможных моделей развития - водопроводные краны будущего могут стать обычными электроприборами. То есть, включил в розетку и пользуйся! Конечно, это все утрированно, но никаких реальных альтернатив пока не предлагается.
Естественно, в таком случае нужны большие ресурсы электроэнергии, поэтому от "мирного атома" нам никуда не деться. Тем более, что сейчас довольно успешно (по крайней мере, так пишут) развивается направление термоядерного синтеза. Поэтому именно такой ход вещей можно считать закономерным вариантом.
Кино и мультимедиа
Все становится трехмерным, или пытается им становиться. В принципе, даже в том же Голливуде все настолько стало заштампованным, что иногда не отличишь, о чем фильм, о "Трое", "Перл Харборе", "Трансформерах" или это вообще "Армагеддон". Музыка та же, сюжеты практически одинаковы. Кризис жанра. Поэтому нужно развивать технологии, чтобы оные дали почву для рождения новых идей. Им и явилось некогда забытое стереокино, причем вобрало оно в себя сейчас и множество новых технологий из области VR-шлемов, систем стереовидения.
То есть, 3D собираются ставить на поток. Честно сказать, с полноценными трехмерными проекторами ситуация не решилась. То есть, возникло множество проблем в изначальных идеях и как это сделать лучше всего. Поэтому варианты со специализированными очками сейчас будут рассмотрены индустрией как наилучшие.
Причем, например, с 3D-мирами вообще как таковыми, в которые человек может погрузиться сознанием, уже возник ряд проблем. Например, на фирменных играх уровня Gothic3 имеются предупреждения по ограничениям в плане здоровья. То есть яркие вспышки, временная дезориентация, реальное головокружение и т.п. имеют место быть при использовании такой продукции, а поскольку конкретных исследований нет, то просто рекомендуют или обращаться к врачу, или что-то еще.
Такая же ситуация может быть и в рамках стереокино, в котором человек своим сознанием также погружается в некий мир. Хотя схожие проблемы существуют с обычным 2D-отображением на широком экране и громким пространственным звуком. 3D же непонятно еще и тем, что до конца не исследовано воздействие на глаза, ведь мы имеем дело практически с постоянным фокусным расстоянием между кадрами и т.п. То есть, даже на VR-шлемах можно прочесть ограничение по времени их использования, времени адаптации в реальную среду, а также специальные рекомендации для водителей, людей с нервными расстройствами и расстройствами сердечно-сосудистой системы.
То есть, тут все еще очень и очень... Хотя самой киноиндустрии уже никуда не деться, ведь в домашних условиях можно соорудить кинотеатр с широким экраном и многоканальной акустической системой, а в кинотеатры нужно завлекать, поскольку они дают значимую часть прибыли.
Программные интерфейсы
В принципе, этот год показал, что программные интерфейсы не стоит делать по учебникам, а лучше все-таки изобретать что-то свое. Изменился Microsoft Office, и в плане работы стал менее громоздким и более интерактивным, продукты от Adobe подошли к тому уровню, что их старое многооконное видение, кстати, привитое теми же Apple и Microsoft, является анахронизмом. Сейчас в моде интерактивные трансформеры. То есть вы работаете с текстом, и на экране есть только то, что с этим связано, с таблицей - другое, с изображением - третье, и так далее.
Мало того, почему-то все пользователи привыкли, что построение программных интерфейсов для различных сфер должно быть сделано по некому единому шаблону. Например, как факт мы видим главное меню и т.п. А почему так должно быть, если при работе с созданием музыки требуется одно, с видео - другое, базами данных - третье. Видите, опять же, схожее перечисление. То есть, уже каждая профессиональная программа переросла по количеству возможностей те же первые Windows, в которых была заложена основная тенденция формирования, но до сих пор все развиваются по инерции. Даже в играх уже такого нет, а в софте есть!
То есть, на самом деле, в ближайшее время начнет выигрывать тот, кто не будет ориентироваться на заученные по книжкам постулаты, а начнет выпускать максимально эффективные в плане удобства использования продукты.
И еще одну тенденцию стоит подчеркнуть - развитие онлайн-сервисов, сопутствующих программному обеспечению. Вскоре даже возможно объединение некоторых наработок в областях софта WEB 2.0 и десктопного ПО, что сегодня наблюдается на единичных примерах.
Отдельно о звуке
Удивительную тенденцию можно было наблюдать в этом году, особенно в "аппаратной" части. На рынок практически по одинаковым ценам пришли профессиональные технологии и продвинутые пользовательские решения. Честно сказать, такая ситуация так активно проявилась впервые. То есть практически за одну и ту же цену вы можете приобрести новинку от ASUSTeK и корейскую PCI-плату Infrasonic Quartet. Области применения у них различны. Такую же картину мы можем наблюдать и на рынке акустических систем, то есть появилась дорогая Hi-Fi техника (JetBalance, microlab и т.п.) именно для компьютерщиков и за такие же цены недорогие профессиональные студийные мониторы (M-Audio, Behringer, KRK). Спектр их применения также различен. То есть, теперь, имея одну и ту же сумму в кармане, вам нужно уметь выбирать, под какие цели вы хотите совершить покупку. Кстати, человеку не разбирающемуся очень просто ошибиться. Например, характеристики приводятся идентичные, а звучание и встроенные функции абсолютно разные.
Пару слов о видео
С точки зрения камкодеров, осуществится полноценный переход на цифровые носители, что уже начало активно претворяться в жизнь в 2007-м. Достаточно активным стал рынок программного обеспечения для создания "домашних" видеофильмов, профессиональной компоновки дисков. Причем тут стоит отметить, что когда компания Corel купила Ulead, многие отмечали, что самой продукции от Corel уже развиваться некуда, а вложения в видеософт - самая перспективная ниша. И эти суждения оказались верными.
Но... все программы (Ulead, Pinnacle, Adobe), связанные с видеомонтажом, имеют устаревшую структуру рабочих интерфейсов, ее нужно менять. Поэтому в пользовательском сегменте весьма быстро победил продукт Sony Vegas + DVD Architect, ведь он более удобен. Да, в принципе, и представить сложно, как могли бы выглядеть чисто пользовательские версии, например, Premiere или Liquid.
В общем, тут должна произойти некоторая революция в области ПО, какую мы могли наблюдать в звуке лет эдак... десять назад.
В завершение
Вообще, поменялось очень многое. Главным образом, мы видим конкретные примеры ситуации "идея - деньги". Оголилось множество благодатных ниш, где просто требуются новые идеи. Часть из них, там, где нужно что-то конкретное, начала заполняться, а другая, где необходимо делать более глобальные подвижки, застыла. Ждет чего-то:). Или все-таки работа кипит?
Кристофер,
christopher@tut.by