Ну о чем тут говорить, когда идешь по улице и видишь на бигборде однозначный для понимания плакат "Самый длинный в классе", открываешь газету и оттуда этот "самый длинный", входишь в Интернет и там... А если присмотреться повнимательнее, то, оказывается, рекламируют VolksWagen, между прочим. Зашел однажды летом с девушкой в кинотеатр на детский фильм "Трансформеры" (по сценарию он точно детский, даже мультфильмы сейчас умнее), а там в рекламе перед показом две божьи коровки э-ээ... И тоже какой-то автомобиль рекламируют. Ваш покорный слуга - не ханжа, пусть себе там эти коровки э-ээ, просто очевидна маркетинговая ошибка.
Помните историю о рекламе фотоаппарата одной известной японской фирмы? Когда в ней сняли геккона (ящерица такая смешная)? К чему все это привело? Увеличился спрос на гекконов, о фотоаппаратах как бы и забыли. Так и тут, человек начинает думать об э-ээ и удлинении, если выработался комплекс на этой почве... Хотя тут же включишь телевизор, а там: "Каждая девушка скажет, что важен не размер, а его умение" (реклама мобильных телефонов или какого-то сервиса). Вообще, реклама - это целый мир, в нем можно жить, правда, тупить начинаешь по-страшному, но... это если мозг развит.
А насчет маркетинговой ошибки... Не верите? Многие из вас видели эту рекламу, а теперь скажите, что конкретно, вплоть до названий и моделей, рекламировали в этих роликах и на бигбордах? То-то же.
Брюзжу не по мелочи. Поэтому напоминаю, что у нас в рамках "Точки Ку" идет конкурс "черного" юмора, присылайте свои пессимистические пословицы и изречения, нужны очень мрачные, смешные или ироничные, подчеркивающие тщетность бытия, эклектику микро и макроуровней... Я, вообще, долго буду заниматься поиском умных слов в "Советском энциклопедическом словаре" издания Москва, "Советская энциклопедия", 1989? Шучу так. В общем, бесплатная подписка на "КВ" ждет, а все наиболее "черное" мы опубликуем и оставим в уходящем году.
* * *
"Бе-е-елые кораблики, бе-елые кораблики"... Иногда хочется, понимаете ли, погрузиться в страну детства. Посмотреть на всю информационную шумиху влажными наивными глазами и уплыть на бумажном корабле в далекие страны или на край света.
Именно так и решил поступить немецкий художник Франк Бельтер (Frank Boelter, www.frankboelter.de). Сразу скажем, он - художник, а не кораблестроитель, поэтому решение нужно было искать в силу имеющейся базы знаний. И бумажный корабль, который может сделать любой школьник из листка бумаги с полученной двойкой, стал основной идеей проекта. Но что использовать в качестве материала? Франк Бельтер - художник, работа - вредная и нервная. За это по классике жанра что полагается? Правильно, молоко. Во что это молоко в Германии упаковывают? Правильно, в TetraPack. Ну вот, в принципе, и вся логическая цепочка проекта.
Бельтер достал большой (170 кв. м) лист непромокаемой бумаги TetraPack и соорудил из него корабль. На сборку модели ушло около двух часов. После этого Бельтер решил в конце августа осуществить шестидневное путешествие по реке Эльбе из порта Лауэнбурга в Гамбург. Но идея разбилась... "о скалы быта". Более реалистичные бюрократы от полиции обнаружили, что для совершения данного путешествия у Бельтера нет необходимых документов. Не пустили.
Энтузиаст не отчаивается. Пока же в Интернете он организовал продажу уже собранных моделей тетрапаковских кораблей, а свою мечту все-таки еще попытается осуществить. Тут стоит отметить, что и полицию винить не стоит, ведь Бельтер - известный в своем городе человек:). Например, он собрал картонный дом, который не выдержал первого же дождя... Так что опасения полиции не напрасны.
* * *
М-да, на таком корабле детства на край света не уплывешь, к тому же буквально недавно доказали, что Земля круглая. Как оказалось.
Очень часто сейчас распространена и другая идея защиты от перегруженности внешними информационными потоками - помещение человека в некое замкнутое изолированное пространство. В данном случае интересными являются опыты двух художников: немца Олафа Арндта и голландца Роба Монена (www.robmoonen.nl). Конечно, мы можем сказать о проектах типа "Дом-2", "За стеклом" и т.п. Но тут исследователи пошли дальше. За основу экспериментов они взяли хорошо звукоизолированную Camera silens (беззвучная камера), которую использовали в 70-х два немецких психиатра Ян Гросс и Петер Кемпе для получения экспериментальных данных по теме "исследование социальной изоляции и сенсорной депривации".
Тогда результаты оказались просто удручающими. Заключение в такой камере ведет к психическим расстройствам, появлению галлюцинаций, а поскольку поражению подвергается и вегетативная нервная система, то можно наблюдать и физическую деградацию. Если описать общими словами, то они получили камеру пыток, не оставляющих, на первый взгляд, видимых следов. И после большого количества обсуждений данный проект в 1973-м закрыли.
Так что же от него понадобилось художникам в 1994-м? В принципе, изначально перфоманс. То есть, помимо отрешения от внешнего мира, посетитель Camera silens оказывается внутри какого-то представления. И тут... вскрылся еще один нелицеприятный момент: в полной изоляции человек способен к потере самоуправления и может быть ведомым, то есть его сознание можно контролировать. Насколько это действительно серьезно, особенных данных нет. Если честно сказать, в иллюстрациях к перфомансу показано, что посетитель помещается в камеру и внутри она полностью освещается красным светом. Это мне напомнило одно исследование, о котором я читал давно (может, это и выдумки, за источник не ручаюсь), что подобные опыты проводили тоже немцы, правда, во время нелицеприятной для них истории Второй мировой, где исследовали воздействие цвета на сознание примерно таким же образом.
В общем, ни изоляция, ни путешествия на бумажном кораблике ситуацию не спасают. Решение очевидно и доступно каждому - фильтрация и/или ограничение окружающих информационных потоков. В принципе, многие специалисты говорят, что это станет очень серьезной проблемой для человека в следующем веке. Хочется сказать, "увидим", кстати, а что там со стволовыми клетками, которые уже можно выращивать из кожи, а не получать из эмбрионов?
На сим завершаю,
Ваш Кристофер
Горячие темы