Долгожданный деловой формат
С 20 по 23 ноября 2007 г. в Минске прошла 9-я международная специализированная выставка "Перспективные технологии и системы: информатика, телекоммуникации, безопасность" (PTS'2007). Традиционно выставка проводилась в рамках "Недели информационных технологий" при поддержке Администрации Президента Республики Беларусь, Национальной Академии наук Беларуси, Государственного комитета по науке и технологиям, Министерства промышленности, Министерства связи и информатизации, Министерства информации, Министерства образования и Министерства торговли. Тематика выставки осталась традиционной: оборудование и системы IT; телекоммуникации и сети; технологии безопасности; программное обеспечение и услуги; интернет-технологии; офисные технологии и оборудование; цифровые технологии для дома.
Тенденция снижения масштабности "айтишных" выставок в Минске, прослеживающаяся год от года, продолжает делать свое дело. Она наблюдается во всем: в площадях экспозиции, количестве участников и посетителей, интересе к мероприятию, числе представляемых новинок и так далее. PTS'2007 не явилась исключением. На общественных информационных ресурсах отрицательных отзывов о PTS'2007 намного больше, чем хвалебных. Тем не менее, возлагать вину на теряющие популярность выставочные проекты по информационным технологиям только на организаторов было бы неправильным. Снижение востребованности выставочных мероприятий наблюдается во всем мире. Дело в том, что чем больше человечество переходит к информационному обществу, тем больше снижается потребность в проведении выставочных показов. Производители и потребители теперь могут сами находить друг друга гораздо более эффективнее через интернет, чем использовать выставочные площадки как посредников. А о возможностях информационного отслеживания рынка с помощью современных коммуникационных и маркетинговых средств, в сравнении с выставочными стратегиями, и говорить не приходится. Тем более, в сфере IT.
Между тем, хоть и в значительно суженном масштабе, экспозиционная концепция PTS'2007 осталось такой же, какой и была сформирована в прошлые годы. В центральной части павильона НВЦ "Белэкспо" по ул. Я.Купалы, 27 располагались стенды ведущих телекоммуникационных операторов страны - "Велком", "МТС" и "Белтелеком". От них строились стендовые площадки остальных участников - как правило, в зависимости от веса и известности компании. В крайнем правом ряду павильона расположились софтверные фирмы - участники "подвыставки" "BEST SOFT", проводимой в рамках PTS'2007. Хуже всего в нынешний сезон было с демонстрированием услуг интернет-провайдинга, которые представлял только национальный оператор. Стало больше отечественных производителей с решениями, ориентированными на производственный сектор. Почему-то запомнилось красиво выставленное "железо" Apple - может, из-за необычности, а может из-за хорошей промостратегии дистрибьютора.
Более всего посетителей задерживал стенд, где демонстрировалась система электронного тира, действительно интересная разработка, хотя уже далеко не новинка на рынке. Сотовый оператор "Белсел" своего стенда не имел, но организовал высокоскоростной мобильный доступ в интернет своим партнерам-экспонентам "с местами". Что интересно, такое присутствие "Белсел" вызывало интерес к применяемым технологиям не меньше, чем к участникам с большими стендовыми экспозициями. Продвижение беспроводного доступа в интернет по технологии Wi-Fi от РУП "Белтелеком" было необычным, но как-то внимания не цепляло. Если бы не активность стендовых сотрудников, посетители просто проходили бы мимо.
Как и в прошлые годы, основное внимание большинства экспонентов было направлено на презентацию своих товаров и услуг дежурно появляющимся, в связи с обязанностью ознакомиться с ситуацией, руководителям государственных министерств и ведомств. После этого, так же как и раньше, достучаться со своими любознательными вопросами по компьютерной технике к представителям многих выставившихся компаний контингенту вроде студентов технических специальностей было очень трудно. Впрочем, в сравнении с прошлыми выставками, молодежи замечено довольно мало. Это естественно, так как шоу-программ, рекламных арт-инсталляций и увлекательных розыгрышей на PTS'2007 случилось намного меньше. Бросались в глаза только говорливые аниматоры розыгрышей призов "Велкома" и клоуны-мимы "МТС", пытающиеся рассмешить посетителей тем, что изображали контент, ищущий потребителей. Но в отсутствии ориентации на игровое выставочное представление как раз и заключались положительные моменты нынешней ПТС. Коллективный отказ от поголовных шоу-мероприятий привел как раз к тому, о чем долгое время мечтали многие бизнес-ориентированные персоны, - к переходу на деловой формат. В качестве позитива можно отметить хорошо организованные на ПТС деловые тематические семинары, проходившие весь день в смежном помещении. Правда, как обычно, не обошлось без накладок и удалось услышать не все ожидаемые выступления представителей телекоммуникационных организаций. Но опыт нового подхода к разделению презентаций и деловых семинаров по разным залам, в том числе и в удаленном от шумных выставочных экспозиций помещении, очень неплох. Хотя, если говорить в общем, очень сомнительно, что специалисты, которые так долго ожидали делового формата ПТС, удовлетворены тем, что реально получилось. Особый механизм - на узнавание чего-то нового, на консолидацию разных ведомств и компаний, на подписание контрактов прямо на месте, нахождение новых связей и клубная атмосфера отрасли, - который должен заработать в атмосфере выставки, так пока и не запустился. Надежда на дальнейшее развитие ПТС в сторону интересного именно деловым людям форума с представлением действительно новейших технологий и коллегиального обсуждения отраслевых проблем продолжает оставаться желанной. Но положительные подвижки уже есть.
Александр ОАКЛИ
Горячие темы