ATI серьезно опоздала с выпуском первых видеокарт, обладающих поддержкой DirectX 10. Конечно, на то были объективные причины: и технические проблемы, и задержка с внедрением 65 нм техпроцесса у партнера ATI, компании TSMC, и неразбериха в связи с переходом ATI под крыло компании AMD. В результате к моменту появления в продаже первых видеокарт Radeon серии HD 2000 рынок уже был насыщен многочисленными моделями на чипах NVIDIA.
Что оставалось ATI? Предложить более качественный и современный продукт по более низким ценам. Сегодня партнеры ATI предлагают большую линейку видеокарт серии HD - от дешевых HD 2400 Pro до производительных и мощных HD 2900 XT. И у этих видеокарт имеются определенные преимущества перед конкурентами.
Преимущества ATI: скорее, не в
области 3D
Собственно, сейчас уже бесполезно проводить какие-либо сравнения между вычислительными возможностями графических контроллеров ATI и NVIDIA. Пути двух разработчиков разошлись окончательно, каждый предлагает свою архитектуру и свои подходы к организации основных этапов обработки 3D-графики. Тот факт, что у 3D-чипов ATI количество шейдерных процессоров измеряется сотнями, не значит, что чипы NVIDIA работают намного медленнее. У них разные архитектуры, напрямую не сопоставимые между собой.
Преимущества у ATI - в другом. Так, у ATI графические чипы среднего (RV630) и младшего (RV610) класса выполнены по более прогрессивной технологии, нежели старший чип (R600). И благодаря технологии 65 нм разработчикам удалось существенно повысить тактовую частоту без увеличения энергопотребления (проблема предыдущего поколения чипов ATI).
Также ATI удалось реализовать аппаратную поддержку декодирования видео нового поколения. Помимо MPEG2, полностью поддерживаются форматы H.264 и VC-1. Если сейчас этот пункт не играет особой роли, то в самом ближайшем будущем без такой поддержки будет проблематично смотреть видео на дисках HD DVD и Blu-Ray.
А еще в видеокартах ATI полностью реализован интерфейс HDMI. Речь идет не только о технологии шифрования данных HDCP - ее чипы NVIDIA также поддерживают, а о наличии в чипах ATI еще и звукового контроллера. Таким образом, при подключении к видеокарте телевизора с интерфейсом HDMI можно обойтись только одним кабелем, что является безусловным плюсом для домашних пользователей.
В общем, ATI решила сделать упор на функционал, чтобы у пользователя были дополнительные аргументы при выборе в пользу Radeon. Но нас в данном случае будет интересовать другой вопрос: каковы преимущества, если они есть, у Radeon HD, по сравнению с GeForce 8000.
Sapphire Radeon HD 2600, вариант с памятью GDDR4
Формально серия Radeon HD 2600 состоит только из двух моделей - с индексами XT и Pro. Обе базируются на одном и том же чипе - RV630, но у модификации XT тактовые частоты выше:
- Radeon HD 2600 Pro: чип RV630 (120 шейдерных процессоров - ALU, 8 TMU, 4 ROP) с частотой 600 МГц, 256 Мб памяти DDR2 (GDDR3), 128-битная шина памяти;
- Radeon HD 2600 XT: чип RV630 (120 шейдерных процессоров - ALU, 8 TMU, 4 ROP) с частотой 800 МГц, 256 Мб памяти GDDR3 (GDDR4), 128-битная шина памяти.
Впрочем, на самом деле ATI произвела на свет, как минимум, четыре модификации. Так, видеокарта HD 2600 XT может комплектоваться как памятью GDDR3, так и GDDR4. Причем в последнем случае мы имеем совершенно другой продукт, который отличается и дизайном, и тактовыми частотами:
- Radeon HD 2600 XT DDR3: чип RV630 с частотой 800 МГц, 256 Мб памяти GDDR3 с частотой 700 (1400) МГц;
- Radeon HD 2600 XT DDR4: чип RV630 с частотой 800 МГц, 256 Мб памяти GDDR4 с частотой 1100 (2200) МГц.
Как видим, разница в частоте памяти огромна - 400 МГц, или 63%, хотя по стоимости оба варианта Radeon очень близки. У нас на тестировании побывала как раз видеокарта с памятью GDDR4 - самый производительный вариант среди всей серии HD 2600. Наша видеокарта выпущена Sapphire, ведущим партнером ATI и основным OEM-производителем видеокарт Radeon. За качество изделий этой компании можно не волноваться, а цены, как правило, более чем разумные.
Итак, видеокарта Sapphire Radeon HD 2600 XT с памятью GDDR4. Сразу бросается в глаза большая длина этой модели - видеокарта намного больше других вариантов Radeon HD 2600, а также аналогичных по стоимости видеокарт NVIDIA. Кулер также непривычно длинный, хотя и очень тонкий, соседний с видеокартой слот он не заблокирует. С другой стороны, при сборке системы в компактном узком корпусе существует риск, что ее торец упрется в корзину с жесткими дисками.
Заметим, что к вопросу охлаждения разработчики подошли основательно: массивное алюминиевое шасси кулера накрывает и микросхемы памяти, и транзисторы в цепях питания. Медная вставка входит в контакт с графическим ядром, прикрепленные к ней тонкие пластинчатые ребра продуваются вентилятором-турбиной, горячий воздух выходит вперед и вверх. Кулер имеет 10 точек крепления, из них четыре (центральные) подпружинены с обратной стороны гибкой крестообразной пластиной. Вентилятор имеет 4-контактное подключение, то есть содержит не только тахометр, но и PWM-схему управления оборотами крыльчатки.
Дополнительный разъем питания не распаян. В дизайне предусмотрено место под чип VIVO, но в данной модели он отсутствует. Отметим и пустующие посадочные места под микросхемы памяти на обратной стороне платы (Sapphire довести объем памяти до 512 Мб, если посчитает нужным). Завершим описание видеокарты упоминанием двух finger-разъемов для мостиков CrossFire: как и все новые модели ATI, Radeon HD 2600 XT можно включить в состав "дуальной" конфигурации, а в перспективе - объединить в одну связку три или даже четыре такие видеокарты.
И о комплектации. По-видимому, владелец данной видеокарты останется доволен: в наличии сразу два переходника DVI-VGA, гибкий мост CrossFire, кабель S-Video - 3xRCA (для компонентного подключения), и, конечно, переходник DVI-HDMI, позволяющий вывести на современный цифровой телевизор и картинку высокого разрешения, и многоканальный звук. Sapphire позаботилась о драйверах, приложила небольшую инструкцию по установке и настройке, но игрушек в комплекте мы не обнаружили. Впрочем, следует ли зачислять в минусы тот факт, что с нас не берут дополнительные деньги за лицензионную версию? Скорее, нет.
Тестирование
Мы сравним видеокарту Sapphire c двумя ближайшими конкурентами - видеокартами GeForce 8600 GTS и 8600 GT. Так вышло, что обе модели на чипах NVIDIA, отобранные нами для сравнения, выполнены по эталонному дизайну: и ASUS EN8600GTS, и Leadtek PX8600GT TDH имеют типичные тактовые частоты и стандартную производительность.
Название | Radeon HD 2600XT DDR4 | GeForce 8600GTS | GeForce 8600GT |
Производитель | Sapphire | ASUS | Leadtek |
Модель | HD 2600 XT 256MB GDDR4 | EN8600GTS | PX8600GT TDH |
3D-ускоритель | RV630 | G84 rev. A2 | G84 rev. A2 |
- транзисторов | 390 млн. | 289 млн. | 289 млн. |
- техпроцесс | 65 нм | 80 нм | 80 нм |
- частота | 803 МГц | 675/1458 МГц | 540/1188 МГц |
- vertex shaders | 120 (24 x 5) | 32 (2 х 16) | 32 (2 х 16) |
- pixel shaders | |||
- TMU | 8 (2 x 4) | 16 (2 х 8) | 16 (2 х 8) |
- ROP | 4 (1 x 4) | 8 (2 х 4) | 8 (2 х 4) |
Память | GDDR4 | GDDR3 | GDDR3 |
- объем | 256 Мб | 256 Мб | 256 Мб |
- частота | 1107 (2214) МГц | 1008 (2016) МГц | 700 (1400) МГц |
- шина | 128 бит (2 х 64) | 128 бит (2 x 64) | 128 бит (2 x 64) |
Охлаждение | активное | активное | активное |
Шина | PCI Express x16 | PCI Express x16 | PCI Express x16 |
Выходы | DVI x 2, mini-DIN | DVI x 2, mini-DIN | DVI x 2, mini-DIN |
- Dual Link DVI | 2 | 2 | 2 |
- D-Sub | - | - | - |
- TV-out | + | + | + |
- TV-in | - | - | - |
- HDMI Audio | + | - | - |
- Progressive | + | + | + |
- HDTV | + | + | + |
- HDCP | + | + | + |
- HDMI | + (переходник) | - | - |
Цена* | $172-180 | $210-230 | $140-170 |
* - на момент подготовки статьи |
Мы пока исключим видеокарты предыдущего поколения, хорошо вписывающиеся в данный ценовой диапазон (это GeForce 7900GS и Radeon X1950 Pro/GT). Не всегда новые модели имеют какое-либо преимущество, зачастую они, наоборот, проигрывают. Однако цель данного тестирования состоит в том, чтобы сравнить видеокарты одного поколения и одного класса.
Сопоставим параметры видеокарт ATI и NVIDIA. По многим пунктам сравнение в пользу ATI: выше и частота памяти, и частота графического чипа, количество вычислительных блоков больше, функциональность лучше. А по стоимости Radeon HD 2600 XT, даже самый скоростной, находится как раз между 8600 GTS и GT. Тем не менее, в архитектуре NVIDIA имеются свои сильные стороны: например, у G84 вдвое больше блоков текстурирования и пост-обработки, чем у RV630. Поэтому ответ на вопрос, чье решение быстрее в 3D, не очевиден.
Состав тестового стенда:
- процессор Intel Core 2 Duo E6300, разогнанный до 3.2 ГГц (457x7);
- материнская плата ASUS P5B (Intel P965);
- 2 Гб памяти GOODRAM PRO DDR2-900;
- жесткий диск WD Caviar SE 250 Гб;
- блок питания GlacialPower 550 Вт.
На момент тестирования наиболее "свежими" были драйверы Catalyst 7.9 для ATI и ForceWare 158.19 для NVIDIA. Измерения проводились в двух разрешениях - 1280х1024 и 1600х1200, при двух вариантах настроек качества - минимальное (без анизотропии и сглаживания) и улучшенное (AF 8x, AA 4x). В последнем случае были также включены режимы гамма-коррекции при сглаживании, сглаживание прозрачных текстур и т.д. Для видеокарты ATI не применялись новые режимы сглаживания, например, краевой анти-альясинг.
ASUS EN8600GTS | Sapphire 2600 XT | Leadtek PX8600GT | |
1280x1024, AA/AF off | |||
Call of Duty 2 | 46.5 | 44.9 | 36.2 |
Quake4 | 99 | 76.7 | 74.7 |
Prey | 64.7 | 68.5 | 50.9 |
FarCry | 64.2 | 49.8 | 50 |
FEAR | 83 | 62 | 65 |
TES4: Oblivion | 40 | 42 | 31 |
Company of Heroes | 37.4 | 47.9 | 31.9 |
S.T.A.L.K.E.R. | 37.3 | 37 | 32.3 |
1280x1024, AA 4x, AF 8x | |||
Call of Duty 2 | 27.6 | 25.2 | 23.7 |
Quake4 | 54.5 | 48.7 | 39.1 |
Prey | 42.9 | 31.3 | 32.5 |
FarCry | 56.7 | 44.4 | 41.7 |
FEAR | 39 | 23 | 28 |
TES4: Oblivion | 30 | 23 | 23 |
Company of Heroes | 33.8 | 37.7 | 29.6 |
S.T.A.L.K.E.R. | 31.5 | 28.9 | 22.1 |
1600x1200, AA/AF off | |||
Call of Duty 2 | 26.9 | 32.3 | 22.9 |
Quake4 | 69.8 | 55.3 | 53.2 |
Prey | 46.7 | 50 | 36.7 |
FarCry | 45.4 | 35.4 | 34.9 |
FEAR | 57 | 42 | 44 |
TES4: Oblivion | 33 | 31 | 23 |
Company of Heroes | 28.3 | 32 | 23.3 |
S.T.A.L.K.E.R. | 29.1 | 29.2 | 25.2 |
1600x1200, AA 4x, AF 8x | |||
Call of Duty 2 | 17 | 18.8 | 14.8 |
Quake4 | 37.6 | 35.4 | 27.9 |
Prey | 31.6 | 21.7 | 23.7 |
FarCry | 32.2 | 33.5 | 28.6 |
FEAR | 24 | 17 | 18 |
TES4: Oblivion | 13 | 21 | 12 |
Company of Heroes | 26.3 | 31.6 | 21.1 |
S.T.A.L.K.E.R. | 17.2 | 22.8 | 11.8 |
Производительность. Случаи, в которых Radeon HD 2600 XT превзошел оба GeForce, можно пересчитать по пальцам - это игры Company of Heroes (во всех режимах), Stalker (1600x1200), Call of Duty (1600x1200), Prey (мин. качество). Чаще всего видеокарта Sapphire демонстрирует лучшие результаты именно в высоком разрешении и улучшенном качестве, практически всегда достигая уровня 8600 GTS. Есть случаи, когда она уступает 8600 GT, но они редки (например, игра FEAR). В целом же, соотношение сил разнится от игры к игре, так как графические чипы ATI и NVIDIA имеют различную архитектуру и сочетание блоков (шейдерных, текстурных, фильтрации, анти-альясинга и пр.), имеются глобальные отличия и в реализации драйверов. Очень приближенно Radeon HD 2600 XT можно признать соответствующим уровню GeForce 8600 GTS.
Необходимое замечание. Мы слишком поздно отметили, что версия драйверов Catalyst 7.9 в некоторых играх не позволяет включать анти-альясинг. Из-за этого производительность видеокарт Radeon оказывается выше - но за счет худшего качества. В частности, это явление наблюдалось в играх FarCry, Call of Duty 2, Oblivion и, возможно, Company of Heroes.
Тестирование в играх DirectX 10 пока не проводилось, идет подготовка тестового стенда.
Охлаждение. Замеры температуры, выполненные с помощью утилиты RivaTuner, показали, что стандартный кулер Sapphire действует более чем эффективно: температура чипа RV630, несмотря на более чем высокую частоту, не превысила 66 градусов (температура радиатора - 51 градус); при простое мы наблюдали температуру около 50 градусов. При этом работа вентилятора практически не слышна. Эффективность эталонной системы охлаждения GeForce 8600 GTS хуже (на примере ASUS), но на рынке достаточно моделей с другими кулерами.
Разгон видеокарт ATI в последнее время становится проблематичным. Несмотря на наличие в драйвере Catalyst встроенных средств разгона, для рассматриваемой модели они не действуют. То есть автоматический подбор повышенных частот работает, но реально видеокарта отказывается разгоняться. Применение других средств, например, RivaTuner, так же неэффективно. Разгон возможен с помощью популярной утилиты ATI Tray Tools, но увеличение частот хотя бы на 50 МГц приводил к "синему экрану", причем через небольшой промежуток времени. Так что разгон в данном случае возможен, но на хороший результат нельзя рассчитывать.
Выводы
Лучше поздно, чем никогда. Новая серия Radeon HD 2600 XT получилась на редкость удачной - с адекватной производительностью, хорошей функциональностью, небольшим тепловыделением и т.д. Агрессивная ценовая политика AMD привела к обострению конкуренции на рынке и появлению большого количества интересных вариантов и Radeon, и GeForce. В частности, Radeon HD 2600 XT от Sapphire, с памятью GDDR4, является реальной альтернативой популярной модели GeForce 8600 GTS: и дешевле, и (иногда) быстрее, и другие характеристики также не подкачали. Единственное, ATI следует обратить внимание на дальнейшую доработку драйверов: проблемы в официальных релизах Catalyst - это не шутки.
Макс КУРМАЗ,
max@gigamark.com
Проект www.GIGAMARK.com
Благодарим интернет-магазин www.Ultraprice.by за предоставленную видеокарту Sapphire
Горячие темы