Web-дизайн и философия: два предмета под одной обложкой

"Философия CSS-дизайна" Дэйва Ши и Молли Хольцшлаг

Многих слово "философия" пугает ещё с тех славных времён, когда ВУЗовский преподаватель по данному предмету вещал на лекциях длинными непонятными фразами, полными специфической терминологии, а потом требовал повторить их ему на зачёте или экзамене. Но на самом деле философия - такая вещь, место которой найдётся везде, и, как оказывается, иногда симбиоз философии с прикладными дисциплинами может быть весьма и весьма удачен.

На самом деле, конечно, книга, название которой вы можете увидеть в подзаголовке этой заметки, не имеет ничего общего с трудами Канта, Гегеля и Платона. Просто эта книга отличается от множества других книг по web-дизайну тем, что авторы говорят не только о технических аспектах этого ремесла, но и о творческих. Хотя и чисто техническая сторона, конечно же, оговаривается весьма и весьма подробно. Впрочем, давайте обо всём по порядку.

Интересный приём авторов - взять один конкретный реально существующий сайт и рассказать обо всех аспектах его создания. Согласитесь, это гораздо интереснее, чем читать об абстрактных "как надо делать".

В первой главе авторы рассказывают о том, как возникла идея рассматриваемого сайта CSS Zen Garden и об общих принципах дизайна, которые применили при его разработке дизайнеры и кодеры. При этом значительное внимание обращается на гибкость модифицирования сайта, для чего необходима его соответствующая структура. Во второй главе рассматриваются основные элементы дизайна и их применение в контексте World Wide Web. Цвета, пропорции, позиционирование, а также как ко всему этому подойти, имея в арсенале Adobe Photoshop и CSS. Третья глава дальше развивает именно техническую тему: она посвящена вёрстке. Вёрстка, естественно, осуществляется на основе каскадных таблиц стилей (именно так расшифровывается аббревиатура CSS). Глава четвёртая посвящена графике: применение графики к макету, создание графических изображений, поиск исходного графического материала. Отдельно рассказывается о разных форматах графических файлов, что весьма полезно для начинающих дизайнеров. Пятая глава расскажет о такой часто замалчиваемой проблеме, как правильное использование шрифтов. Дело в том, что Всемирная паутина накладывает на типографику изрядные ограничения, и авторы подробно обсуждают, как их можно обойти. Главу шестую Ши и Хольцшаг (хотя, может, и не они, а переводчики) назвали "Специальные эффекты". В ней рассказывается о нетривиальном применении CSS для фильтрации стилей в зависимости от браузера, а также различных принципах обхода технических ограничений с помощью грамотно написанного кода. Седьмая глава - практическая, она рассказывает о том, как можно применить изложенные в предыдущих шести главах принципы с максимальной эффективностью. "Постойте за спиной шести дизайнеров и посмотрите, как они это делают", - вот что говорят сами авторы про последнюю главу в книге.

Вообще же книга очень своеобразная и совсем не похожа на обычный учебник, скажем, из широко распространённой серии "Для чайников". Вернее, она похожа на учебник, но очень интересный и нетривиальный. Если проводить некоторую аналогию с физикой, то это как сравнивать советские учебники с курсом Фейнмана. Думаю, это одно из самых удачных пособий по web-дизайну как для новичков в этой области, так и для тех, кто имеет некоторый опыт в дизайне и вёрстке HTML-страниц.

Вадим СТАНКЕВИЧ,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

44 за 2007 год

Рубрика: 

Книжная полка
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!