Название в
оригинале: Neverwinter Nights 2 Mask of
the Betrayer Жанр: RPG Разработчик: Obsidian Entertainment Издатель: Atari Издатель и локализатор в России: "Акела" Системные требования: Pentium 4/Athlon 64 3 ГГц, 2 Гб памяти, 3D-ускоритель с 512 Мб памяти, 5 Гб на винчестере, оригинальный Neverwinter Nights 2 Оценка: 7 |
Аддон к NWN2 застал меня врасплох. Так случилось, что о нём я узнал только тогда, когда друг принёс мне его поиграть. Припоминая впечатления от оригинала, я недоверчиво вставил диск в привод. До сих пор у меня в памяти было финальное сражение с Королём теней и довольно обидная заключительная заставка. В ней "кощеево царство" рушилось и погребало под собой и нашего главгероя, и всех его спутников... Не это я ждал увидеть после прохождения длиннющей эпической ролевушки.
И вот на экране вспыхнуло окно авторана. В нём красовалось предупреждение: мол, для игры у вашего персонажа должен быть уровень так 18-20. "Неплохо, какие ещё будут интриги?" - сказал я в монитор и кликнул "Установить".
Как оказалось, события "Маски" стартуют спустя пару часов после событий оригинальной кампании (отсюда и требования к уровню - в конце игры он как раз достигает 20). Мы обнаруживаем себя целым и невредимым на холодном полу заброшенного склепа. Кто-то достал осколок волшебного меча у нас из груди и перенёс за много миль от Побережья мечей. Мало того, наш герой становится жертвой ужасного проклятья: внутри него находится нечто, забирающее силы и вызывающее чувство непреодолимого голода. Дабы этот внутренний монстр не отравлял жизнь, ему всё время надо скармливать существ-духов или прибегать к некоторым другим методам (самый жестокий метод - пожертвование очков опыта). Мало того, если кормить внутренне чудо-юдо часто, то его аппетит усилится, а если не кормить - то оно начнёт кормиться вами. Поэтому нужно внимательно следить за столбиком, показывающим степень сытости паразита (а столбик этот уменьшается в режиме реального времени, исключениями являются только сценки и диалоги). Не то чтобы это проклятье в лице "пожирателя духа" добавляло игре динамичности или очень сильно радовало, но оно, по крайней мере, честно мешает нашей миссии, как и полагается страшному древнему проклятью.
На развитии сюжета внимание заострять не стоит. Достаточно сказать, что история, в общем, не плоха, хотя и довольно линейна (возможность выбора только в ключевые моменты истории, сюжетные рельсы и т. д. и т. п.). Однако ругать сюжет Mask of the Betrayer только за то, что он уступает сюжетам Baldur's Gate и Planescape, как-то несерьёзно. Согласитесь, команда разработчиков Obsidian Entertainment - это не Black Isle или Interplay, которые в своё время подарили нам культовые RPG-шедевры, ждать от них Откровения было бы слишком нескромно. Откровения мы и не получили - мы получили качественный аддон, если и не лучше, то уж точно не хуже оригинала.
Конечно, аддон не заключается только в новом приключении, здесь вообще много чего нового. Взять хотя бы расы: добавлены Wild elf, Half-drow, а также Earth genasi, Air genasi, Fire и Water genasi. Разновидности этих самых Genasi отличаются не только первым словом, но и способностями, и, что довольно приятно, очень стильно выглядят. Среди классов тоже пополнение: два базовых(!) и пять престиж-классов. Новые базовые классы - этакие хитрые разновидности клириков: Favored Soul и Spirit Shaman. Среди престиж-классов появились Invisible Blade, Red Wizard, Stormlord, Arcane Scholars of Candlekeep (ой, не спрашивайте) и Sacred Fist (апгрейд монаха). Что касается новых заклинаний, фитов и предметов, то всё как обычно: в игру этого добра запихнули уйму, правда, толку от этого мало. Список заклинаний пополнили новые Power Word'ы, Паутина, Плоть в камень, Кислотное дыхание Мелфала, Стеклянный допельгангер (ничего название, да?) и многие другие. Из интересного среди фитов ничего не появилось, что касается эпических фитов (для героев с уровнем за 20), то они довольно однообразны по содержанию: увеличение параметров и дополнительные апгрейды прошлых способностей. Предметы оставляют желать лучшего; в Mask of the Betrayer нет ничего примечательного вроде говорящего меча или скатерти-самобранки, а что касается системы крафтинга (создания предметов самому), то она, несмотря на все старания авторов, так и осталась абсолютно бесполезной.
Ну вот, почему нельзя было сделать отдельный квест про Супер-мега-ультра материал, из которого можно себе сделать базуку или ещё чего? Почему фантазия авторов порождает лишь новые забытые империи и очередного тёмно-чёрно-ночного монстрического монстра? Короче говоря, жаль, что не хватает креатива у Obsidian Entertainment.
Тем не менее, вернёмся к нововведениям. Они затронули и структуру отряда: теперь он ограничен пятью товарищами. Характеры товарищей и их истории по-прежнему так же тщательно проработаны, как и в оригинале (а проработанные характеры - один из козырей второй части Neverwinter). В диалогах со своими спутниками можно нарваться на спин-офф квесты и даже получить новые фиты.
Вот ещё немножко новшеств: в игре поменялась камера (не очень удобно), появились новые музыкальные треки, улучшился редактор и многопользовательский режим. Максимальный уровень, который можно набрать в Mask of the Betrayer, - 30. При этом продолжительность кампании составляет 15-20 часов. Обидно только, что многие проблемы оригинала так и остались в дополнении, и если баги ещё устраняются патчами, то корявая анимация персонажей NWN2, видимо, останется в ней навечно (не подумайте, что я придираюсь, но в самой первой части схватки смотрелись приятнее).
Интересный факт касается места действия экспаншена. Город Рашмен - родина рейнджера Минска из Baldur's Gate (мелочь, а приятно). Однако порадуют и другие локации типа плана теней и подобной экзотики. Иногда они создают добротную атмосферу, что, несомненно, идёт на пользу нудному геймплею NWN. От нудности игровой процесс спасают и приятные пустячки: тут и там по подземельям разбросаны всякие интересности вроде возможности оживить голема, чтобы он за вами всюду таскался и всех крошил. Но это не значит, что Невер стал весь такой драйвовый-драйвовый; небо всё ещё голубое, вода мокрая, а сбор экспы, скорее, утомляет, а не радует.
Я думаю, что выражу общее мнение, если скажу, что фэнтэзийным RPG требуется либо срочное вливание свежей крови, либо ОЧЕНЬ талантливый подход при разработке. Делать ничего сверхъестественного не надо, достаточно поэкспериментировать с сеттингами (тематическими мирами приключений), коих, помимо Forgotten Realms, не мало (Greyhawk, Ebberon, Ravenloft, Dragonlance, Planescape и многие другие). Можно, в конце концов, сделать лошадей, левитацию, плавание, телекинез... мало ли что ещё, я просто выдал пару идей навскидку. Но только от Neverwinter этого ждать не стоит, и ругать Mask of the Betrayer за то, что ничего принципиально нового там нет, - занятие никому не нужное. Коренные изменения в NWN можно привнести, только изменив его концепцию, а пока что экспаншен представляет серьезную ценность лишь для ярых фанатов серии, хотя при этом не только старается держать планку NWN, но и как-то приподнимать её.
P.S. Вероятно, не у всех присутствует свой собственный аватар двадцатого уровня, с которым он закончил NWN2, так что имеет смысл воспользоваться читом. Кликните на своего чара правой кнопкой мыши, нажмите "~", затем введите без кавычек с учётом регистра "DebugMode 1", теперь введите чит на экспу: givexp 190000 для обычных рас и givexp 231000 для продвинутых (GetLevel-чит ни у кого не срабатывает).
Евгений ХОМЕНКО
Горячие темы