Open-source убьет shareware?

Скажите, только честно: вы когда-нибудь покупали shareware-программу? Я лично нет. Все лицензионные shareware-программы, которые стоят на моём компьютере, получены либо в подарок от разработчиков в благодарность за обзор, либо законно заработаны путём перевода их интерфейса на русский или белорусский язык. А некоторые, например, WinRAR, не стоят у меня просто потому, что мне не нужны - есть замечательные бесплатные аналоги (в данном случае, 7Zip), которые не стоят мне ничего и при этом полностью удовлетворяют мои потребности.

Не думаю, что я сильно оригинален в своём стремлении сэкономить, не украв. У нас народ часто не покупает shareware из-за присутствия палочек-выручалочек, кряков. Но на Западе, например, ситуация совершенно иная - там кряками пользоваться не просто зазорно, но даже и опасно. Так что люди действительно выбирают бесплатные программы, желая сэкономить. Убьёт ли индустрия свободного программного обеспечения индустрию shareware? Давайте попробуем вместе ответить на этот вопрос.

Во-первых, давайте взглянем на интересную динамику. Например, на то, что многие не самые мелкие программные продукты переводятся их производителями в разряд open-source. Например, та же Sun, открывшая исходные коды Java, Solaris и прочих известных программных продуктов, или VMware, которая обнародовала коды своих продуктов совсем недавно. Но это, в общем-то, объясняется довольно просто и на самом деле никакого отношения к shareware, как таковому, не имеет. Просто дело в том, что в последнее время open-source'ятся довольно специфичные продукты, весьма сложные и крупные как по своей структуре, и имеющие много возможностей. Целевая аудитория - программисты и системные администраторы, а также бизнес-структуры, в которых те работают. Поэтому ничего удивительного в том, что оказание платной поддержки таким пользователям для таких продуктов с точки зрения компаний-производителей - весьма выгодный бизнес. И компании эти все крупные, кстати. А производители shareware-программ - это, в основном, мелкие компании, а то и вовсе программисты-одиночки. Так что эти события хоть и воодушевляют поборников open-source, но к shareware-рынку отношение имеют очень далёкое.

Так что лучше взглянем на менее монструозные продукты, адекватные в виде альтернативы shareware. Возьмём, к примеру, очень хороший текстовый редактор Notepad++ (notepad-plus.sourceforge.net, я рассказывал о нём в "КВ" №3 за 2007 год). Программа регулярно обновляется, у нее масса пользователей, о чём можно судить по числу плагинов и локализаций, а на софтверных сайтах он получает высшие оценки. Теперь взглянем на классику shareware - текстовый редактор UltraEdit (www.ultraedit.com). Он тоже регулярно обновляется, пользуется большой популярностью и получает множество заслуженных похвальных отзывов. Как так получается? Ведь, по идее, бесплатный аналог, весьма продвинутый, должен был бы вытеснить с рынка не самый дешёвый коммерческий продукт?

На самом деле, никакого парадокса нет. В приобретении того или иного программного продукта пользователем важную роль играют неценовые факторы. UltraEdit - очень раскрученная программа, поэтому ничего удивительного в том, что многие пользователи, которым лень проводить, так сказать, исследования рынка, но которым нужен хороший текстовый редактор (именно текстовый, а не такой, как Microsoft Word), останавливаются именно на нём. Другой пример раскрученного бренда - это архиватор WinZIP. В данном случае он имеет множество гораздо более мощных конкурентов как среди shareware (WinRAR, Power Archiver, UltimateZip), так и среди open-source (7Zip) программ. И при этом тоже вовсе не жалуется на недостаток популярности. Дело в том, что значительную долю прибыли разработчики получают именно от тех людей, для которых главное - доверять известному имени, а не получить максимум возможностей за наименьшие деньги. И это правильно - обидно и накладно будет потерять сделанную работу из-за сбоя в программе.

Так что open-source программы пока не в силах вытеснить (а иногда даже и просто потеснить) старожилов рынка - раскрученные коммерческие продукты. Но как обстоят дела с теми областями, где open-source пришёл одновременно с shareware? Таких областей, вроде бы, и немного, но они есть. Например, такая интересная отрасль, как программы для мгновенного обмена сообщениями или, попросту, мессенджеры. Есть коммерческий Trillian, есть open-source Miranda. По статистике, больше всего народу пользуется... да, правильно, официальным клиентом ICQ. Так что и здесь нельзя сказать о вытеснении shareware-программ конкурентами из разряда open-source.

Пожалуй, единственная область, где open-source всё же одержал верх - это web-приложения. Не для каких-то корпоративных сайтов, а именно чего-то не самого грандиозного, обычно используются свободные движки CMS, форумов и гостевых. Но как только мы уходим от сферы малого в сферу большого (так и тянет сказать "от микромира к макромиру", как принято у физиков), то open-source сдаёт позиции. Даже сами языки (PHP, Perl, Ruby) уступают место коммерческим (ASP.NET).

Но, тем не менее, конкуренция со стороны open-source программ чувствуется. И не только open-source, но и всех бесплатных. Особенно чувствительна она для начинающих игроков на shareware-рынке, продукты которых не раскручены и часто имеют довольно скромные возможности. Но тут совет один: терпение и труд всё перетрут. Нужно либо искать какую-то оригинальную и денежную идею, которых, как известно, всегда дефицит, либо приготовиться к тому, что восхождение на Олимп будет долгим.

Что же можно резюмировать для читателя? Собственно, только то, что open-source не убьёт shareware. А если и сделает это, то произойдёт это либо нескоро, либо внезапно, потому что пока никаких признаков этого не наблюдается.

Вадим СТАНКЕВИЧ,
dreamdrusch@tut.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

41 за 2007 год

Рубрика: 

Размышлизмы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Инкогнито
"Интернет-реклама убьет shareware"

На бизнес-модель freeware/open-source выгодно переходить только тогда, когда "бесплатные" конкуренты зарабатывают на рекламе и donations больше, чем приносит аналогичный shareware-проект с помощью продаж.

Freeware/On-Portal-Advertizing = полностью зависит от тенденций на рынке рекламы

Shareware - более надежный путь

То что в Беларуси слабо развит рынок коммерческого ПО - это потому что зарплата низкая. Если люди начнут зарабатывать в среднем по 2 тысячи евро в месяц, то шаровара будет процветать и в Беларуси.

Аватар пользователя Инкогнито
Кстати, PHP вряд ли очень сильно уступает ASP.NET если удобная интернационализация не является приоритетом ? Насколько я знаю у MySQL проблемы с UTF-8 ?

Проблема ASP.NET - очень дорогая лицензия на MS SQL Server ($900).

Linux.Apache.MySQL.PHP. (+Alternative Cache) = всё бесплатно.

Аватар пользователя Фидошник
Автор благополучно спутал open-source и freeware. А это, между прочим, разные вещи.
Аватар пользователя Вадим Станкевич
Автор не спутал. Я говорю о конкуренции именно со стороны open-source программ, а не всех бесплатных.