"Психбольница в руках пациентов" Алана Купера
Как то ни странно, но современные информационные технологии, вообще-то, достаточно неудобны в использовании. Но мы, их пользователи, этого не замечаем, потому что попросту к ним привыкли. Алан Купер, отец Visual Basic'а и основатель компании Cooper Interaction Designer, считает, что существующий подход к компьютеру как к чему-то архисложному - это зло. Как бы сложно компьютер не был устроен внутри, взаимодействие с ним должно быть приятным для пользователя. Собственно, именно этой фразой можно выразить главную мысль его книги "Психбольница в руках пациентов".
Подзаголовок книги звучит так: "Почему высокие технологии сводят нас с ума и как сохранить равновесие". Каким же образом информационные технологии могут сводить с ума? Оказывается, очень даже просто. Например, это делают высокотехнологичный будильник, в котором невозможно понять, включён звонок или выключен, или навигационная система самолёта, не указывающая пилоту на его ошибки и убивающая пассажиров и экипаж. Купер приводит множество примеров того, как компьютеры, проникнув в те области, где до них всё было просто и понятно, делают использование повседневных вещей сложным и запутанным. Думаю, мало кто не согласится с Купером и скажет, что всё правильно и так и должно быть. Однако главный вопрос не в том, что правильно, а что нет, а в том, что же следует предпринять.
Купер видит решение проблемы в изменении цикла разработки программных и программно-аппаратных продуктов. Изменение же это состоит в том, что должен вводиться дополнительный этап, предшествующий непосредственному написанию программного кода. Этот этап он называет проектированием взаимодействия. Осуществлять его должны специально обученные люди, которые, соответственно, называются проектировщиками взаимодействия. Всю книгу Купер доказывает выгоды от такого подхода, которые, как то ни странно, выражаются не только в удовлетворении пользователей, но и в денежном эквиваленте. Кстати, удовлетворение пользователей тоже играет немаловажную роль в бизнесе. Автор убедительно приводит пример трёх фирм (Novell, Microsoft и Apple), который доказывает, что лояльность пользователей способна выручить компанию в трудные для неё времена.
Помимо общих рекомендаций, Купер приводит и конкретные примеры проектирования взаимодействия - это примеры проектов, в которых участвовала его собственная компания. На них он объясняет общую схему проектирования, которую потом можно внедрить в процесс разработки любого продукта. Есть, правда, одно "но": внедрять её надо ещё до начала его разработки, поскольку после такое проектирование не будет приносить ощутимой пользы из-за того простого факта, что практически никак не будет влиять на разработку продукта.
Помимо всего прочего, автор обращает внимание на некоторые другие аспекты загадочного явления, которое называется привлекательностью программного продукта. Они все лежат в области психологии, а потому на самом деле очень просты, хотя сами разработчики о них очень редко догадываются. Так что если хотите узнать, что делает продукт привлекательным в глазах пользователей (и покупателей), прочтите "Психбольницу в руках пациентов".
Вообще же книга Алана Купера, как мне кажется, будет полезной для всех, кто хоть как-то связан с разработкой программного обеспечения: для программистов, технических писателей, менеджеров проектов, а особенно - для руководителей фирм, которые занимаются разработкой программного обеспечения. Купер позволяет взглянуть на процесс разработки с другой стороны, и, пожалуй, сложно не согласиться с автором в том, что он зачастую бывает очень неэффективен.
Вадим СТАНКЕВИЧ
Горячие темы