Продюсер неформатного кино Валерий Канищев, известный в Беларуси по фестивалю фильмов, снятых мобильными телефонами, недавно снова побывал в Минске. В этот раз с проектом представления видеопродукции German Films. Начало осеннего сезона в Доме кино по ул. Толбухина включило в себя короткометражные и полнометражные киноработы известного немецкого режиссера Тома Тыквера.
В результате беседы с Валерой Канищевым, долгое время возглавляющим немецкий кинофест InterFilmWostok, выявились интересные факты о состоянии развития новых технологий в кинематографе. Многие кинотеатры установили видеопроекторы для показа фильмов, записанных на электронных носителях, альтернативных кинопленке. Принцип их работы хоть и аналогичен обычным компьютерным проекторам, но профессиональная техника позволяет проецировать "видеокартинку" на экран с размером диагонали более 10 м в высоком графическом разрешении. При этом мощность проекционных ламп может достигать нескольких киловатт, а яркость - более десяти тысяч АНСИ люменов. Несмотря на продвинутые возможности современной проекционной техники для кинозалов, позволяющих качественно воспроизводить видеоинформацию на больших экранах для массового просмотра, с информационными носителями профессиональной кинопродукции дела обстоят по-другому. Реально профессиональные записи на DVD делаются для короткометражных фильмов и транслируются в кинотеатрах через видеопроекторы. Что касается профессиональных полнометражных фильмов, то их продолжают делать на кинопленках. Тенденция к использованию современных цифровых носителей есть. Однако в кинотеатрах пока не очень распространены считыватели информации, записанной на профессиональных магнитных и других носителях.
В общем, профессиональные киносредства остаются консервативны. Из этого можно сделать выводы о стимуле по ввозу в Беларусь профессионального зарубежного кино. Легче всего с короткометражками и видеоклипами. Положил DVD в карман и езжай любым транспортом для продвижения киноискусства. С профессиональной кинопленкой сложнее. Она объемна, много весит и сулит проблемы с таможенным оформлением, вплоть до невозможности пересечения госграницы. Как отмечает Валерий Канищев, если бы не помощь МИДа, провозить полнометражные фильмы из европейских кинокомпаний для показа белорусским зрителям было бы очень затруднительно. Есть, конечно, вариант скачивать оцифрованные кинофильмы через Интернет. Но это не для профессионального кинематографа.
Самым ярким проявлением электронной революции является не влияние на профессиональную кинотехнику, а то, что сейчас любой человек имеет возможность стать режиссером и снимать кино. Любительская видеотехника и средства компьютерного монтажа продвинулись настолько, что представляют практически все возможности студийного видеопроизводства по доступной стоимости. Было бы только желание снимать. Ставший уже реальностью цифровой видеоарт позволяет независимому творцу экспромтом делать блестящее новаторское кино лишь при помощи цифровой видеокамеры и домашнего ПК. Это даже не классическая киносъемка, а вдохновленное творчество с применением компьютерных спецэффектов и анимационного монтажа. Есть еще кое-что, позволяющее любому попробовать свои режиссерские и сценаристские силы. В дополнение к доступному видео и компьютерному оборудованию сейчас сформировались все возможности к успешной индивидуальной дистрибуции своих кинематографических работ. Имеется в виду, конечно же, потенциал развитых социальных сетей в Интернете.
Александр ОАКЛИ,
oakly@tut.by