На рынке в самое ближайшее время должно появиться принципиально новое компьютерное устройство, предназначенное для заядлых киноманов, которые, однако, предпочитают смотреть кинофильмы дома. Своеобразную компьютерную видеоприставку к обычному телевизору разработала и начала выпускать компания Vudu (www.vudulabs.com). Устройство, также названное Vudu, позволяет выбирать фильмы из Интернета и смотреть их по домашнему телевизору. Кроме того, при помощи Vudu возможно брать напрокат видео, не выходя из дома. Стоимость устройства - 399 USD; уже в октябре приставки Vudu будут доступны в интернет-магазинах, таких, как Amazon.com. Внешне "гроза рынка DVD" выглядит как средних размеров книжка + футуристического вида пульт дистанционного управления.
Фильмотека компании Vudu включает пять тысяч фильмов. В их числе - большинство голливудских хитов, например, такие фильмы, как "Девушки мечты", "Лабиринт Пана" и "300 спартанцев". Выбрав любой из фильмов, можно сразу же начать его смотреть, а не ждать, пока он загрузится, так как первые несколько минут каждого фильма сохранены в памяти приставки. За возможность скачать и просмотреть любимые фильмы придется заплатить от 99 центов до 3.99 USD за фильм - в зависимости от условий, выставленных владельцем авторских прав. Фильмы также можно будет сохранять на жестком диске Vudu объемом 250 Гб. Это уже будет стоить от 4.99 USD до 19.99 USD за фильм. Приставка Vudu предназначена для фильмов с высокой четкостью изображения, однако она может также адаптировать фильмы с обычным разрешением, обеспечивая лучшее качество картинки.
Примерно половина кинолент, присутствующих в каталоге компании Vudu, принадлежат крупнейшим голливудским киностудиям - Lions Gate, New Line Cinema, Paramount Pictures, Sony Pictures Entertainment, 20th Century Fox, Universal Studios, Walt Disney Studios и Warner Bros. и другим. Пока неизвестно, как будет организовано (и будет ли вообще) взаимодействие приставки с YouTube и другими онлайновыми видеосервисами. Да и позиция гигантов киноиндустрии не вполне понятна. Ведь в случае коммерческого успеха и массового распространения приставки Vudu под угрозой окажется коммерческое производство DVD с фильмами, от которого кинокомпании получают сегодня порядка половины своих доходов. Возместят ли онлайновые продажи потерю такого рынка, неизвестно.
Впрочем, у проекта Vudu есть и чисто маркетинговые проблемы. Отсутствие прямых конкурентов вовсе не означает полностью свободного пространства для развития. Ежегодный объем рынка кино-видеопроката в США составляет 8 млрд. USD в год. В эту сумму входит все: кинотеатры, кабельные телеканалы, а также новички рынка - Apple, Amazon.com, Microsoft Corp. и Sony Corp. со своими интернет-магазинами для скачивания видео. Самую серьезную угрозу Vudu могли бы представлять кабельные телеканалы, но, по статистике, их программная политика в США строится на основе разного рода шоу и выпусков новостей, а художественное кино занимает относительно небольшой объем вещания. Однако аналитики сейчас больше обращают внимание на другое. Исследования потребительских нужд компании Carmel Group показывают, что большинство людей не хотят ставить в свой дом очередную электронную "коробку", если этого можно избежать. Эти же опросы показывают, что большинство потребителей не готовы платить за подобное приспособление больше 300 USD.
Так или иначе, нам остается только одно: подождать полноценного выхода Vudu на рынок и посмотреть на возможности устройства, а также на то, как будет организовано ее взаимодействие с платными и бесплатными онлайновыми видеосервисами.
Виктор ДЕМИДОВ