Название игры:
Sid Meier's Civilization IV: Beyond the Sword Жанр: пошаговая стратегия (TBS) Разработчик: Firaxis Games Издатель: 2K Games Системные требования: CPU 2.0 GHz, RAM 512 Мб, Video 128 MB, свободное место на диске: 5 Гб Оценка: 8 |
Честно говоря, долго не могла решиться на написание этого обзора. Всё-таки Civilization - вещь чрезвычайно серьёзная. В то время, когда великий и неподражаемый Сид Мейер создавал первую "Цивилизацию", я создавала пирожные из песка и пыталась накормить ими абсолютно непесочную кошку. Ни я, ни кошка знать не знали ни о каком-то американском дядьке, ни об Америке в принципе. Не знали мы и о том, что через шестнадцать лет я стану палить по ночам глаза, будучи не в силах оторваться от творения этого самого дядьки.
Но какой бы гениальной ни была игра, аддон - вещь крайне спорная. Всем понятно, что выпускают дополнения отнюдь не из благотворительных побуждений. Самая главная функция аддона - вытрясти побольше денег из наших с вами кошельков. Поэтому все нововведения невольно рассматриваешь с коммерческой точки зрения. Чтобы избежать очередного обвинения в меркантильности, "Сид Мейер сотоварищи" дополнили BtS сценариями, созданными фанатами игры, а не профессионалами из Firaxis Games. В остальном содержание обозреваемого проекта вполне традиционно: новые сценарии, новые цивилизации, новые лидеры и новые здания.
Дети шпионов
В стратегиях шпионажу обычно отводится место эдакой навороченной игрушки: дорого, приятно, но вовсе необязательно. Ощутимых бонусов вуайеризм международного масштаба не приносил, использовался же чаще всего для определения своего рейтинга в сравнении с достижениями других игроков. BtS самым решительным образом меняет такую точку зрения. Шпионаж в этом аддоне имеет такой же важный статус, как, например, дипломатия. Благо, видов "шпионских страстей" игра предоставляет достаточно. Вы можете просто пассивно собирать информацию о конкуренте: какую технологию он исследует в данный момент, на какой стадии находятся эти исследования и т.п. Для этого не нужно строить специальных юнитов-шпионов, достаточно просто выделять определённую долю доходов и/или строить здания, способствующие развитию шпионской деятельности. Использование полученных сведений зависит от вашей фантазии: можно просто сравнивать свои успехи и достижения "того парня", а можно планировать последовательность исследования новых технологий, а также ловить подходящий момент для военных действий.
Если портить отношения с сильным конкурентом невыгодно, а подложить ему свинью очень хочется, на помощь придут специально предназначенные юниты. Эти молодчики партизанят в тылу врага и могут доставить много неприятностей: отравленная ими вода вызовет в городе эпидемию, а не вовремя уничтоженное лошадиное пастбище лишит возможности строить конные юниты. Иногда в городах рождаются Великие Шпионы, которые, понятное дело, по возможностям здорово превосходят своих стандартных братьев меньших.
Война и мир
Развитие идеи шпионажа - только часть того содержимого, которое предполагается названием Beyond The Sword (в дословном переводе "за пределами меча"). Firaxis сделала всё, чтобы мирное время не превратилось в тоску зелёную. Энергию, которую незадачливые правители тратили на военные действия, теперь можно пустить в более позитивное и приятное всем русло.
Представьте себе, что лидеры ООН перестали думать о мире во всём мире и объединились исключительно на религиозной основе. Представили? Получите одно из новых чудес света - Апостольский дворец, в компетенцию которого входит развязывание и сворачивание войн, а также торговые операции с приверженцами "неправильных" религий. Правда, членом такого альянса игрок становится автоматически, объединяясь со своими братьями по вере. И даже если принятое в результате общего голосования решение не соответствует вашему мнению по этому поводу, подчиниться всё равно придётся. И отношения с язычником, случайно попавшим под раздачу, портить тоже придётся. Чтобы избежать такого варианта развития событий, следует побольше времени и средств уделять дипломатии, дабы на ближайших выборах стать главой религиозного союза и получить возможность наложить вето на решение, независимо от того, сколько голосов в свою пользу оно собрало.
"Остроумное изобретение для
получения личной прибыли без
личной ответственности"
- Амброз Бирс, американский
писатель
Для придания реалистичности экономической части игры в неё ввели корпорации. Чтобы заполучить в своё владение сие полезное явление, необходимо, во-первых, исследовать или купить соответствующую технологию, а во-вторых, дождаться рождения специального гения, который создаст одну из семи возможных корпораций в своём родном городе. Разница между ними заключается в сферах деятельности: одна добывает нефть, вторая производит продукты питания, третья занимается строительством. Но получить сразу тридцать три удовольствия не получится: в государстве возможно существование лишь одной корпорации. А чтобы не было обидно, произведёнными продуктами можно обменяться в порядке делового сотрудничества. Все остальные действия, связанные с корпорациями, с понятием сотрудничества имеют мало общего: нужно следить за экспансией родной мегакомпании на зарубежные рынки и не допускать вмешательства чужого капитала во внутренние торговые дела.
Перчика игре добавили т.н. "случайные события". Некоторые из них совсем случайные (скажем, цунами или лесной пожар от существующего в стране государственного строя не зависят и одинаково вредят как зажравшемуся монарху, так и пополневшему от забот о народном благе демократу), а некоторые закономерные (задержавшись на этапе рабовладения, в качестве подарка можно получить восстание рабов). Кроме того, время от времени население даёт своему властелину своеобразные задания, которые при выполнении в срок приносят весьма приятные бонусы.
Пираты Карибского и иных морей
Появилась возможность взять на службу пиратов. Каперские корабли чудо как хорошо смотрятся в водах дружественного, но крайне конкурентоспособного соперника. Национальных флагов они не несут, а поэтому подгадить ближнему своему, не испортив репутацию, стало ещё легче.
Наверняка обрадуются те, кому не даёт покоя слава Колумба и испанских королей, те, кому не терпится основать в Америке колонию государства российского. Обычно игроки с империалистическими замашками сталкиваются с недостатком средств на содержание многочисленных городов, что тормозит культурное развитие и исследование новых технологий. Теперь своей территории на другом материке можно дать статус вассального государства, основав новую дружественную нацию. Конечно, неправильная дипломатическая линия неминуемо приведёт к освободительным восстаниям, но голова ведь дана не для того, чтобы шапку носить и губы красить.
Обязательная программа
Отдельно хочется упомянуть о новых сценариях: без них не обходился ещё ни один стратегический аддон. Увы, о некоторых из них (например, Afterworld) сделать это добрым словом не получится. Хочется верить, что это связано с непрофессионализмом фанатов, чьим творением они являются. Другие же карты - Charlemagne (религиозные конфликты за благосклонность Папы Римского), Gods of Old (вместо порядком поднадоевших буддизма-индуизма-марксизма-ленинизма - новые боги, которые не только пассивно наблюдают за жизнью верующих, но и награждают особо усердно поклоняющихся), Crossroads of the World (торговые конфликты на землях Востока) - заслуживают только самых лучших выражений. Они будут интересны не только фанатам серии Civilization, но и новичкам, которым не терпится познакомиться с игрой.
А на десерт - режим Advanced Start, позволяющий пропустить начальные этапы в развитии империи за энную сумму денег. Очень удобно, не так ли?
Что же мы имеем в итоге? Добротное дополнение, которое не только вносит существенную и очень приятную коррекцию в игровой процесс, но и даёт шанс фанатам попробовать себя в создании любимого и почитаемого проекта.
Рыженькая
По материалам www.gigamark.com
Диск для обзора предоставлен сетью магазинов "Территория игр"
Горячие темы