Основы цифрового видео

Sony Vegas Movie Studio Platinum 8.0

Двум гигантам цифрового видео в лице Adobe Premiere и Corel Ulead Movie Studio пора, наконец, потесниться - у них появился явный конкурент, причем не просто конкурент, а разработка от Sony. Область видео буквально до прошлого года дремала, что отразилось и на рынке программного обеспечения. И что в итоге? При отсутствии явной конкуренции графические интерфейсы известных программ не оттачивались до блеска, не менялась и функциональность. Такую же картину мы можем наблюдать и в графическом ПО, и так далее. Все это не идет ни в какое сравнение с тем, что творилось на рынке звукового софта, откуда пришел наш Vegas. Конкуренция была острейшей, интерфейсы перенасыщались всевозможными функциями, и разработчики искали любые возможности для того, чтобы облегчить работу пользователей, - и чем удобнее были решения, тем популярнее становились продукты.

Разработчики компании Sonic Foundry (идея Vegas как и его первые версии принадлежали ей) имели свое видение организации рабочего процесса и распределения функций в рамках графического интерфейса. Они сразу же отказались от многооконности, сделав каждый модуль в виде закладки. Этот подход разительно отличался от тех, что предлагали другие, и он понравился очень многим профессионалам (звукорежиссерам, аранжировщикам, музыкантам), особенно тогда, когда нужно быстро и эффективно работать.

И если говорить совсем уж честно, звуковой софт является первым направлением, где решались подобные задачи - качественная эргономика при обеспечении сложных процессов. Фирмы-разработчики ушли в своих опытах и их результатах так далеко, что когда у других компьютерных сегментов появилась необходимость в звуковом ПО, то некоторые из компаний попробовали организовать собственные подразделения для его разработки. В результате у них получился "пшик", а затем последовали многомиллионные сделки - практически все крупные разработчики звукового ПО были перекуплены.

Sony повела себя несколько иначе. Сначала она заказала у Sonic Foundry написание звукового софта для себя и под свои задачи. А потом, видя, что крупные компании и их программы разлетаются как пирожки, просто выкупила у Sonic Foundry всю программную продукцию. Получив такой мощный и популярный во всем мире арсенал, компания не побоялась изменить его политику. Vegas, который изначально рассчитывался как "легкий", но профессиональный аудиомультитрек, превратился в видеоредактор. К нему добавили программу DVD Architect, в которой можно компоновать и записывать медиадиски. ACID превратился в аудиомультитрек (хотя изначально это была программа для ремиксинга), основные функции остались только за звуковым редактором Sound Forge - он им был, он им и остался.

То есть на данный момент возможности программной продукции Sony сопоставимы с возможностями того же софта от Corel Ulead и наступают на пятки Adobe. Как ситуация разовьется дальше - покажет время, а пока мы можем рассмотреть полноценный продукт для работы с видео - Sony Vegas Movie Studio Platinum версии 8.0. 8.0а вышла в июле, 8.0b появилась в конце августа, именно на нее мы и будем опираться в рамках данного материала.

Следует отметить, что изменений от версии к версии у программы Vegas немного, он является наиболее стабильным продуктом из всей линейки от Sony. А появление 8.0 большей частью связано со сменой стандарта в области камкодеров (camcorders - записывающие видеокамеры), ведь на замену miniDV, Digital8 и т.п. пришел AVCHD, подразумевающий принципиально новое поколение, где в качестве накопителей уже исключены кассеты с магнитной пленкой, а вместо них используются цифровые варианты - "мобильные" жесткие диски, DVD, флэш-карты и так далее. Также изменился и сам цифровой формат: вместо DV теперь mpeg4 AVC (H.264) в видео и AC-3 (5.1) в аудио, хотя в том же варианте от Sony упоминаются все-таки файлы формата mpeg2 в случае камкодеров, имеющих расширение *.m2ts.

5.1 аудио (!) - вот тут Sony начинает выигрывать, поскольку Vegas - один из немногих передовых и качественных продуктов в этой области.

Что касается видео и AVCHD, Sony также является подготовленным "пионером", поскольку сам стандарт начал сейчас серьезно раскручиваться, например, на выставке CES 2007 уже несколько производителей (среди них и Sony) выставили целое множество новинок для различных ценовых ниш.

Таким образом, Vegas 8.0 вышел очень своевременно.

В рамках последующего описания мы будем ориентироваться на тех, кто не знаком с продуктом, то есть представим подробности.


Рабочий интерфейс

Рабочий интерфейс можно разбить на три функциональные части:

  • Главное меню.
  • Мультитрековая область.
  • Функциональная область.

Что такое главное меню, думаю, пояснять не нужно. Мультитрековая область включает в себя заголовки треков, рабочее пространство, транспортную панель, панель статуса и модуль отображения времени с привязанной к нему сеткой. Также внимательный пользователь может заметить под заголовками треков ползунок с названием Rate. Это своеобразная реализация перемотки, скоростью и направлением которой вы управляете самостоятельно, причем всё отображается на экране. Очень удобная вещь, особенно когда речь заходит о монтаже.

Функциональная область состоит из окон-закладок Explorer, Trimmer, Project Media, Transitions, Video FX, Media Generators, также рядом здесь расположены индикатор и регулятор уровня громкости для звука и окно предпросмотра видео.


Поддерживаемые форматы

Это, наверное, один из самых ключевых моментов, по которому можно определить уровень программного обеспечения.

Импорт: AIFF, ATRAC, AVI, BMP, GIF, JPG, MMV, MP3, MPEG-1, MPEG-2, MPEG-4, Sony M2TS, OGG, PCA, PNG, PSD, QuickTime, SFA, SWF, TGA, TIF, W64, WAV, WMA, WMV.

Экспорт: AC-3, ATRAC, AVI, MP3, MPEG-1, MPEG-2, MPEG-4, OGG, PCA, QuickTime, RealAudio, RealVideo, W64, WAV, WMA, WMV.


Работа с программой

Сама работа с Vegas не сложна, все осваивается достаточно быстро. Вы можете оперировать множеством видеотреков, производить их сведение и монтаж между собой, добавлять текст, графические изображения, использовать спецэффекты. Отдельно стоит сказать о звуке, ведь вы можете сразу же установить все в 5.1 и работать в рамках объемной панорамы.

В аудиочасти для каждого трека можно использовать дополнительные эффекты, в самых частых случаях это будет, как всегда, динамическая обработка (компрессоры) и эквалайзеры.

Для редактирования видеоинформации в рамках каждого трека (обратите внимание и на то, что каждый из них может разделяться на несколько) предусмотрено собственное окно настроек, где вы указываете мастштаб изображения, угол поворота и т.п. Параллельно с этим в специальных меню вы можете увидеть различные варианты переходов, спецэффектов и несколько медиагенераторов, в основном, для текста и титров.

Для всех случаев предусмотрены графики огибающих (envelopes), это касается и видео, и аудио.

В 8-й версии значительным улучшениям подвергся экран видеопредпросмотра. Все функции можно увидеть, нажав на нем указателем от правой кнопки мыши, в результате чего появится pop-up-меню. При этом сам просмотр можно производить, подключив к компьютеру второй дисплей или телевизор.

В отношении аудио были решены некоторые проблемы с воспроизведением множества файлов, которые обрабатываются еще и плагинами. Сейчас все работает в многопотоковом режиме и, соответственно, ограничений получает гораздо меньше.


В завершение

Сейчас нельзя конкретно выделить что-то из продуктов Sony Vegas, Adobe Premiere, Corel Ulead Movie Studio, Pinnacle Studio - у каждого есть свои плюсы и минусы. Единственное, что хочется отметить: Premiere мы рассмотрим не в рамках статей из этой серии, а в материалах по Adobe CS3 ME.

Sony Vegas может работать в единой связке с Sony DVD Architect Studio для профессиональной компоновке DVD-дисков.

Кристофер,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

37 за 2007 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!