2006-й и 2007-й годы на рынке звукового ПО уже оставили ряд прекрасных впечатлений. И, несмотря на то, что спектр разработок сузился, появилось то качество, о котором мечтали на протяжении последних десяти лет. Это и ритм-машины, которые уже полноценно могут заменить "живого" барабанщика, и эффект-процессоры с обработкой топ-класса, и прекрасные синтезаторы.
Почему мы сегодня заостряем внимание именно на синтезе? Дело в том, что сэмплеры, пользовавшиеся огромной популярностью в последнее время, - это был лишь необходимый переходный этап, вынужденный этап. При зарождении компьютерного звука в середине 90-х сразу же начались попытки создания грамотных программных синтезаторов, и понятно, что их получение началось с эмуляции определенных блоков этих инструментов, а потом из них составлялся готовый рабочий модуль. Но... индустрия столкнулась тогда с определенными сложностями, выраженными, как бы это сказать более емко, в идеализации математических моделей и алгоритмов. То есть, вы возьмете написанные по науке генераторы и т.п., но, собрав все это по рабочим схемам, не получите звучания Moog или Roland Jupiter. Так и получилось, первые звуки программных синтезаторов отличались пластмассовостью и непохожестью на то, что использовалось в реальной индустрии. Понятно, что к эмуляции нужно подходить абсолютно по-другому. Например, совсем недавно Waves выпустила несколько программных повторений некоторых модулей (!) из микшеров Solid State Logic. На достоверную эмуляцию фирмой было потрачено около года, и сама она происходила чуть ли не на физическом уровне. Точно такая же ситуация имела место на рынке гитарных эффект-процессоров, в результате чего даже сдалась компания Line6, все-таки переведя свои уникальные алгоритмы в компьютерный формат, а это значит, почувствовала реальную конкуренцию.
Что касается рынка синтезаторов, то тут ситуация стала вырисовываться лишь несколько лет назад, до этого, правда, было несколько удачных продуктов от Native Instruments, но основной сокрушительный удар нанесла Korg, выпустив Legacy Collection Digital Edition, а по существу, программное повторение своих популярных аппаратных моделей. И хотя мы всегда говорили, что все современные устройства подразумевают внутри цифровую начинку и те же программные алгоритмы (например, даже концертные рояли сейчас цифровые), но к компьютерам производители предпочитали не приближаться. Поэтому произошла определенная задержка в развитии, ситуация перекосилась в сторону сэмплеров, что не есть хорошо. Почему? В принципе, просто послушайте оркестровые темы, сделанные с помощью сэмплеров, и вы наверняка заметите, как аранжировщик или звукорежиссер специально "смазывает" некоторые артефакты реверберацией и т.п.
Нужно развивать синтез! И хотя сейчас существуют очевидные проблемы с искусственным созданием звучания струнных, общая картина уже является удобоваримой, особенно в сфере электронной музыки.
Native Instruments Massive позволит вам создавать и/или использовать самые современные звуки, причем на уровне синтеза, а не сэмплов. Вы без труда там найдете все, что необходимо для проектирования музыки уровня Chemical Brothers, Faithless, ATB и т.п. в плане тембров (названия взяты из разных стилей, чтобы подчеркнуть принадлежность программы).
Из чего состоит Massive
Работать с Massive не то, что удобно, а даже увлекательно. После того, как вы прослушаете всю библиотеку уже подготовленных звуков, для лучшего понимания интерфейса рекомендуется сделать свой тембр самостоятельно, для чего в главном меню выбираем File->New Sound и получаем незагруженный вариант.
Далее для информативности вам необходимо выбрать закладку Routing, где отображается блок-схема нашего синтезатора. Там мы увидим, что на вход подается сигнал с четырех генераторов - три осциллятора и один генератор шума. Для трех первых предусмотрен единый модулятор, в котором можно выбирать различные вариации среди phase modulation, ring modulation, position modulation и filter FM. Как пятая ветка подключается возвращенный по определенно указанной цепи сигнал. Итого, у нас получается пять источников. Сигналы с них смешиваются, но при этом могут распределяться на две ветви, направленные на первый и второй фильтры. Вы можете самостоятельно регулировать балансы по направлению для каждой ветки во всех из пяти модулей-источников по отдельности.
После фильтров сигнал поступает на секцию усиления (Amp Section, тут же панорамирование), потом можно произвести обработку в рамках FX1 и FX2, и напоследок эквализация и выход на мастер-фэйдер.
Достаточно интересно решен вопрос внедрения встраиваемых (insert) эффектов. Они могут использоваться на нескольких участках цепи, но только единожды, то есть, если вы установили Insert 1 в начале, его потом нельзя поставить и в конце цепочки. Всего программа позволяет работать только с двумя такими модулями, но их более, чем достаточно, учитывая, что у нас есть еще и два FX'а.
Первое, что вы делаете, это загружаете формы волн в осцилляторы. Их множество типов и они разбиты на тематические подгруппы: VR, Basic, Analog/Electric, Digital/Hybrid, FX/Chords. Каждый ключевой параметр генератора или фильтров можно модулировать сигналом с другого, а также есть возможность подключения по sidechain. В результате получается синтез-машина с просто огромным количеством вариантов создания. Мало того, предусмотрен и step-секвенсор, поэтому можно без труда создавать мелодические и ритмические линии синтезатора, электронного баса и так далее.
Функциональность интерфейса Massive несколько похожа на синтезаторы Korg Legacy Collection Digital Edition, то есть там в отдельном окне реализован структурированный список тембров, где вы можете выбирать по стилям/типам используемых генераторов, жанрам и т.п. Впервые именно такое решение со структурированным поиском я увидел как раз у Korg.
В завершение
Мы неспроста сделали такое вступление с углублением в историю. Дело в том, что синтезаторов масса, но качественные можно пересчитать по пальцам. Например, до сих пор я не слышал более красивой по звуку эмуляции ТВ-303, чем d-lusion Rubber Duck H30+ (она уже давно не продается, является редкостью). Massive можно отнести именно к таким удачно звучащим продуктам, и Native Instruments выпустила просто уникальную программу.
И еще хочется отметить, что вы можете в описаниях продукта встретить слово wavetable применительно к генераторам. Но, думаю, что всем понятно: в современных осцилляторах можно рисовать абсолютно любую форму генерируемой волны, в том числе и повторяющую некий wav-файл. А сама основа Massive - не сэмплерная. Также не рекомендую спешить с выводами после прослушивания библиотек, поставляемых с программой. Многим они могут показаться стилистически близкими к альтернативному техно, но это лишь поверхностное впечатление, поскольку достаточно изменить настройки - и из мрачного звучания вы перейдете к светлому и т.п. На сайте и с программой поставляется огромное количество дополнительных библиотек.
Вообще продукт очень мощный, и удивительно здесь то, как емко такое большое количество возможностей вместили во, вроде бы, простой с виду графический интерфейс. Это признак профессионального мастерства разработчиков. Действительно, девиз, под которым сейчас работает Native Instruments, реализуется по полной программе: "The Future of Sound" ("Будущее звука").
Кристофер,
[email protected]
Горячие темы