Война. Война никогда не меняется

Вселенная Fallout, появившаяся на свет благодаря усилиям легендарной студии Interplay, не слишком известна среди тех, кто мало интересуется виртуальными развлечениями. По её мотивам не снимались фильмы, не писались художественные книги, не создавались многочисленные комиксы. Она воплощена всего в трёх компьютерных играх и одном проекте для PS2 и Xbox. Но для геймеров, в особенности для любителей ролевых игр, Fallout является культовой вселенной, одним из наиболее проработанных и любимых миров, почти иконой. Ей присущ собственный неповторимый стиль и необычайный магнетизм. Яркая звезда не под фэнтэзийным соусом - большая редкость в созвездии жанра RPG.


Футурология в стиле ретро

Fallout - это мир мрачного постапокалиптического будущего, переживший ядерную войну. Мировая катастрофа накрыла мир в 2077 г., разрушив весь прежний уклад жизни человечества. Рухнули крупнейшие мировые государства, многие страны погрузились в пучину беспорядка и анархии. В некоторых местах людям пришлось воссоздавать государственные институты практически с нуля. Кое-где начали промышлять работорговлей, где-то вспомнили о родо-племенных отношениях и лишь в небольших оазисах помнят о таких достижениях цивилизации, как демократия и равноправие людей.

Вся экономика была разрушена, и люди стали производить лишь то, что им было действительно необходимо. Автомобиль теперь - большая редкость, ибо заводы, ранее их выпускавшие, прекратили своё существование. Научная жизнь замерла, но кое-где учёные смогли сорганизоваться и продолжить свои изыскания в области техники, военных исследований, вирусологии и генетики. Как всегда, их открытия часто использовались не в благих целях.

Под влиянием радиации многие животные превратились в чудовищ. Теперь толпы гигантских тараканов, крыс и муравьёв размером с собаку средней величины - обычное явление.

 

Внимательный игрок может обратить внимание на несколько странное засилье вакуумных ламп в устройствах постъядерного будущего. И не найдёт никаких намёков на нанотехнологии, сотовую связь и прочие прибамабасы, известные в 90-ые гг. разработчикам вселенной и, несомненно, играющие большую роль в будущем. Почему их нет в мире, где должны быть технологии уже второй половины XXI столетия?

Ответ на этот вопрос кроется в том факте, что вселенная Fallout - это не наш мир, а его альтернативный вариант. Его нельзя понять, применяя современные знания о радиации, науке и многих других вещах. Ибо он базируется на представлениях людей в 50-ых гг. Его законы физики и природы не соответствуют нашим. Отсюда и лампы в карманных компьютерах, заспиртованные мозги в баночке, готовые к пересадке, неуклюжие роботы с мириадами мигающих лампочек: таким представляли будущее американцы в 50-х гг. XX в.

Ретро-стиль чувствуется в играх серии во всём: люди одеты по моде 50-ых, архитектура выполнена в духе того времени... Вы не найдёте в играх серии ни одного человека в кедах, кроме Майрона из Fallout 2. Почему он их нацепил, совсем непонятно. Тут, должно быть, разработчики не доглядели.

Кстати, страх перед ядерной войной - самый главный страх 50-ых. Это сегодня всех пугают глобальным потеплением и терроризмом. В те годы многие американцы панически боялись вооружённого конфликта с Советским Союзом. Самые активные даже сооружали частные бомбоубежища и держали в них запасы пищи и воды на несколько месяцев, планируя переждать в них самую жаркую пору этого конфликта - ядерный апокалипсис. Массовый психоз затронул даже высшее руководство Штатов: в 1949 г. министр обороны США Джеймс Форрестол выбросился из окна с криком: "Русские идут!".


Занимательная география

Действие в мире Fallout разворачивается на вполне реальной территории, которую несложно обозначить, взяв в руки географическую карту. В играх Fallout (1997 г.) и Fallout 2 (1998) герой путешествует по Калифорнии, Неваде и Орегону, которые расположены на западе современных Соединённых Штатов Америки. Самой такой державы уже не существует, и этот регион состоит из многочисленных городов-государств, каждое из которых предоставлено самому себе. Кстати, правительство США укрылось на бывшей нефтедобывающей платформе в океане неподалёку от Сан-Франциско. Во вселенной Fallout эта сила известна под названием Анклав. Для любителей точных цифр сообщаю её координаты: 37 градусов северной широты и 120 градусов 7 минут западной долготы.

Эта местность и сегодня не очень-то дождлива, а после ядерной войны и вовсе превратилась в пустыню наподобие Сахары. Многочисленные города и деревеньки здесь похожи на оазисы. Одни населённые пункты в результате мировой катастрофы прекратили своё существование, другие появились благодаря фантазии разработчиков, а некоторые поселения постъядерного мира можно найти и на современных географических картах.

В Fallout 1 можно побывать только в одном городе, имеющем привязку к нашему миру - в Бониярде, который основан на месте разрушенного Лос-Анджелеса. Некоторые другие можно соотнести с реально существующими городами лишь с большими оговорками.

Работая над Fallout 2, разработчики поступили более смело, и узнать многие "наши" города уже не составляет никакого труда. Самый большой город в этой игре - уже упомянутый мной Сан-Франциско. Аналогией Нью-Рино является город Рино, который на самом деле встречает приезжих вывеской: "Reno - the biggest little city in the world". Кстати, сегодня этот город - второй по величине в Неваде после Лас-Вегаса и также является центром игорного бизнеса, секс-индустрии, наркоторговли и прочих радостей, которыми заполнен постъядерный Нью-Рино. Города Реддинг и Кламат также реально существуют, только сегодня Кламат называется несколько иначе - Кламат Фоллс. Кстати, военная база Sierra Army Depot тоже не плод фантазии создателей вселенной. Сегодня там расположен военный полигон, на котором занимаются обслуживанием техники.

В Fallout Tactics: Brotherhood of Steel (2001) несколько дирижаблей, отправленных Братством Стали на восток наводить порядок, терпят крушение в районе Чикаго. География приключений здесь расширяется, причём значительно. Усмиряя различных нарушителей спокойствия, придётся исколесить около шести центральноамериканских штатов, причём здесь реально существующих городов просто уйма - Сент-Луис, Канзас-Сити, Грейт-Бенд, Джефферсон-Сити и др.

Сейчас в компании Bethesda идут активные работы над Fallout 3. Уже официально заявлено, что в ней действие будет проходить в Вашингтоне и его окрестностях.

Кстати, не пытайтесь найти на современной карте США деревню Арройо, родину главного героя Fallout 2, - ее ведь Волт Двеллер из предыдущей части основал.


Занимательная политика

Мир Fallout - очень даже самодостаточная вселенная. Практически всю информацию об его истории можно почерпнуть в процессе игры: дизайнеры щедро разбросали по локациям голографические диски и компьютеры с информацией о таких влиятельных здесь организациях, как Братство Стали, Анклав или Церковь Хаббологистов. Особенный интерес представляют события, предшествующие ядерной войне.

Приятно отметить, что ребята из Interplay не страдают ура-патриотизмом. Соединённые Штаты не выглядят во вселенной Fallout как оплот справедливости и демократии. За несколько лет до трагических событий, изменивших мир, США аннексировали Мексику и Канаду и успели перессориться с доброй половиной земного шара. Всему виной проклятая нефть, которая к 70-ым гг. XXI в. успела-таки закончиться. Осталось лишь одно последнее месторождение чёрного золота, лежащее на глубине тысячи метров под толщей Тихого океана. Но о своих правах на него заявил Китай. Спор вокруг месторождения перерос в вооружённый конфликт. Китайские войска вторглись в Аляску. Начались кровопролитные бои. Через некоторое время какой-то псих (не известно кто: китаец, американец или кто-то третий) нажал на кнопку запуска межконтинентальной баллистической ракеты, начинённой ураном, и планета погрузилась в хаос.

С американо-китайской войной ещё не всё ясно. По одним данным, она не продлилась и месяца, по другим, две сверхдержавы выясняли между собой отношения более десяти лет. Одно известно точно - ядерный апокалипсис произошёл 23 октября 2077 г.

Правящая верхушка США жестоко разгоняет антиправительственные митинги и демонстрации, безжалостно уничтожает канадских патриотов. А когда наступает час Ч, спешно эвакуируется на ту самую нефтедобывающую платформу, из-за которой начался весь сыр-бор. Я уже упоминал про Анклав? Да-да, та самая организация, промышляющая разбоем, торговлей наркотиками и рабами и одержимая планами захвата мира, сформирована бывшей политической элитой Америки. Последний лидер Анклава Ричардсон, именующий себя "президентом США", к тому же замыслил потравить всё население Северной Америки бактериологическим оружием во имя светлой цели - "возрождения планеты". Fallout 2 - одна из немногих игрушек, дающая возможность укокошить на редкость омерзительного президента Соединённых Штатов.

Между Америкой из Fallout и современной Америкой несложно провести определённые параллели. Таким образом, Fallout 2 можно считать не только игрой, но и своего рода политическим памфлетом, критикующим некоторые ценности и установки Белого Дома.

Стоит заметить, что в 50-е гг. XX в. американцы не боялись Китая и истощения мировых запасов нефти. Такие страхи присущи нашему времени. Кстати, по мнению многих политологов, именно Китай в ближайшем будущем может стать главным противником США, так что события, описанные во вселенной Fallout, вполне могут повториться в реальности.


Самая главная тайна Fallout

Когда готовятся к ядерной войне - строят бомбоубежища, это ясно как божий день. Сюжет игр серии Fallout зачастую крутится вокруг Убежищ, поскольку в них много найти много интересных вещей, а технологии, хранимые в них, интересуют большинство более-менее амбициозных организаций. Ведь после того, как рухнул старый мир, больше всего шансов выжить, добиться превосходства над другими и построить процветающее государство появляется именно у того, кто по максимуму владеет довоенными знаниями. А где их ещё можно добыть, если не в Убежищах, доверху заполненных старыми книгами и образцами техники и электроники тех лет?

Родом из Убежища под номером 13 и главный герой Fallout 1.

Перед Войной по заказу правительства США было построено 122 высокотехнологичных Убежища. Однако они никогда не были предназначены для спасения гражданского населения. Укрывшиеся в них стали жертвами жестокого социального эксперимента, поскольку настоящая причина для постройки этих Убежищ была в изучении поведения людей в различных стрессовых состояниях. Президент Ричардсон цинично сказал по этому поводу: "Убежища были заложены для того, чтобы испытать человечество на прочность". Естественно, когда первые бомбы начали падать на улицы городов, никто не был предупреждён об этом, и те, кто искал в них спасение, со временем столкнулись с большими проблемами.

Вот лишь некоторые эксперименты:

  • в Убежище 12 в целях изучения влияния радиации на выбранную группу входная дверь была разработана так, чтобы не закрыться. Обезображенные радиацией люди превратились в гулей, существ с хрупкими костями и жутковатым внешним видом;
  • Убежище 15 содержало людей радикально разных идеологий;
  • Убежище 27 было намеренно перенаселено;
  • оружейная Убежища 34 была переполнена оружием с боеприпасами и не запиралась;
  • в Убежище 36 пищевые синтезаторы были разработаны так, чтобы делать только непитательную водянистую кашицу;
  • в Убежище 53 большинство оборудования ломалось каждые несколько месяцев. Хоть оно и поддавалось ремонту, аварии подвергали жителей чрезмерным стрессам.

Вот такие вот шуточки. Создатели вселенной не расписывали все 122 эксперимента, предоставив фанатам поле для творческой деятельности при написании фанфиков.

* * *

Геймплей игр из серии Fallout близок к идеалу. Концепция свободного мира - "куда хочу, туда и иду" - давала игроку огромную свободу действий, делая каждое новое прохождение уникальным и неповторимым. Fallout 2 до сих пор входит в десятку лучших игр всех времён и народов. Но по каким-то причинам этот проект не был коммерчески сверхуспешным у себя на родине, зато получил наибольший отклик в Германии и на территории бывшего Советского Союза. Пиратские диски с приключениями в постъядерном мире расходились в СНГ буквально сотнями тысяч, а перевод от флибустьерской "Левой Корпорации" многие считают лучшим, чем официальный от "1С".

После краха Interplay права на Fallout 3 за $1 175 000 приобрела компания Bethesda Softworks, которая сейчас ударными темпами работает над этой игрой. Релиз запланирован на конец 2008 г., но у фанатского комьюнити есть большие сомнения, что у неё получится сохранить дух оригинала. Больше всего поклонники вселенной опасаются, что продолжение будет напоминать "Oblivion с пушками".

Олег ГАЛКИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

32 за 2007 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!