Сорок тысяч лет спустя

Крики, выстрелы, взрывы, стоны раненых. Имперский Дредноут, грозная боевая машина в три человеческих роста, превращает в фарш неловко пытавшегося прошмыгнуть мимо орка...

Здесь не сочиняют романтических баллад, не пишут трактатов о гастрономических пристрастиях Тау и никого не интересует культурное наследие Эльдар, ибо в центре внимания Warhammer 40000 - война, бесконечная борьба за жизненное пространство и ресурсы, которая длится уже несколько тысяч лет. Эта вселенная мрачна, милитаристична и брутальна. Что и неудивительно, ведь жизнь в неё вдохнул варгейм, настольная стратегическая игра с миниатюрами. Но мир Warhammer 40k завоевал огромную популярность и всенародное признание даже среди тех, кто никогда не играл в эту настолку. Поскольку дизайнеры из Games Workshop проделали серьёзную работу: каждая раса во вселенной имеет свою детально проработанную идеологию, эпическую историю и собственное, яркое, запоминающееся лицо, - согласитесь, намного интереснее иметь дело с представителями интересного сообщества, чем просто с красиво размалёванными болванчиками.


Империя превыше всего!

Действие в Warhammer 40k разворачивается в XLI тысячелетии от Р.Х. Человеческая Империя - самая грозная сила в галактике, контролирующая свыше двухсот миллиардов планет несчётными триллионами граждан. Первоначально колонизация шла черепашьими темпами, поскольку дедушка Эйнштейн запретил нам передвигаться со скоростью выше световой. Но после открытия Варпа, параллельного измерения, состоящего из потоков чистой энергии, быстрые полёты на длительные расстояния стали возможны. В XXI тысячелетии люди изобрели варп-двигатели, позволяющие звездолётам перемещаться в этот мир. Дальнейшее покорение звёзд было уже делом техники.

Но Варп оказался населён демонами Хаоса. Подчиняя своей воле разум псайкеров, людей, обладавших способностью манипулировать энергией Варпа, они стали проникать в наш мир. Капля за каплей, и многие планеты подпали под влияние демонов. Цивилизация людей начала разваливаться, и через некоторое время совсем потеряла централизованную власть. В XXX тысячелетии единство людям вернул основатель Империи, легендарный и могущественный человек, которого сейчас зовут просто "Император". Физическое тело Императора уже давно мертво, но его сознание заключено в Золотой Трон, и вот уже десять тысяч лет он управляет Империей, отдавая приказы телепатически. Сегодня безграничная и фанатичная преданность Императору и его воле - главная идеология Империи. Ему возносят молитвы как Богу и верят, что если его не станет, человечество погибнет окончательно.

А пессимизму есть откуда появиться. Технологическое развитие людей затормозилось, если не остановилось окончательно, а их ментальность скатилась до уровня Средневековья. Подданные Империи - не более чем винтики в руках алчных Высших Лордов, всемогущая Инквизиция во имя борьбы с Ересью с лёгкостью выжигает целые планеты, а ксенофобия по отношению к другим расам достигла невообразимых размеров: Империя готова уничтожить любую разумную жизнь в космосе, если она не готова стать её рабом. Жизнь людей сурова, как и весь мир Warhammer 40k.


Умный всегда подозрителен

С эльдарами люди столкнулись ещё на ранних этапах эксплуатации Варп-пространства. Эти создания напоминают классических эльфов - они также похожи на людей, тоже стройны, шустры и изящны. Разумеется, и заостренные уши у них имеются.

Некогда они правили большей частью Галактики и владели таким объёмом научных знаний, до которых людям ещё расти и расти. Но одна из биологических особенностей эльдар стала причиной их Падения: они ощущают все эмоции намного острее, и их тело требует постоянной релаксации, чтобы избежать ментального перенапряжения и срыва. Цивилизация эльдар начала погоню за физическими удовольствиями, экзотическими развлечениями и вообще всем необычным. Как результат, у них резко упала рождаемость, и в Варпе скопилось огромное количество "лишних" душ, которым просто не хватало эльдарских младенцев для вселения. Образовался огромный сгусток энергии, из которого в один ужасный день родился бог удовольствий Слаанеш, пожравший миллиарды душ эльдар, убивший миллионы живых и начавший охоту за немногими выжившими.

С тех пор эльдары стали разобщенной и рассеянной нацией, без цели и ориентиров. Большая их часть дрейфует в космосе в огромных космических кораблях-планетоидах. Каждый Искусственный мир снабжен Матрицей Бесконечности, внутри которой хранятся души всех мертвых мира в виде коллективного сознания. Каждый эльдар носит на себе Камень Души, куда после смерти хозяина перемещается его душа, дабы затем попасть в Матрицу. Если она не будет поймана Камнем, то пропадёт в Варпе и будет поглощена Слаанеш. По этой причине эльдары будут защищать Искусственные миры и свой Камень до последнего.

Но не все эльдары выбрали судьбу космических скитальцев. Большинство, причём наиболее злобное и развращённое, стало на весьма экзотический путь спасения от Слаанеш - путь убийств. Их прозвали Тёмными Эльдарами. Устраивая постоянные пиратские рейды и набеги на наименее защищённые планеты, они принялись убивать всех подряд, а затем пожирать их души. Это давало им силы сопротивляться Богу Удовольствий. Очень быстро они обнаружили, что чем мучительней и страшнее умирает живое существо, тем больше силы приносит его душа. После этого Темные превратили пытку в искусство, став самыми опытными и утонченными мучителями в галактике. Попасть в плен к ним - самое страшное, что может случиться с солдатом любой расы.

Несмотря на малочисленность, эльдары - грозная сила, и Империя предпочитает придерживаться в отношениях с ними позиции вооружённого нейтралитета. Только Тёмных лупит нещадно.


Успех измеряется в крови, твоей или твоих врагов

У создателей Warhammer 40k получился наиболее интересный образ орка, который мне когда-либо приходилось встречать. Орки в этой вселенной - результат скрещивания животного и растения, что объясняет их зелёный цвет кожи и способность к регенерации. Их пищеварительная система в состоянии переварить что угодно, даже камни. Размножаются орки спорами, время от времени осыпающимися с поверхности их тела. Орчонок уже с момента рождения умеет передвигаться, искать себе пищу и разбирается в элементарной технике и вооружении - это у них заложено на генетическом уровне. Иногда среди орков рождаются ребята, с рождения великолепно обращающиеся с техникой, - их называют механьяками. Практически из любого мусора они могут сделать толковую вещь, хоть звездолёт, но объяснить принцип действия творений рук своих не могут. Главное, что оно работает!

Умствовать и философствовать орки не любят, у них только одна страсть и цель в жизни - война. Сражаются они мастерски, но воюют абсолютно бестолково. Что такое разведка, тыловое обеспечение и резервы, они не подозревают и всегда действуют наобум. Их космические корабли часто прилетают не туда, куда им хочется, а куда получается. Но орки не сильно переживают по этому поводу: лишь бы на новом месте было с кем драться. Причём более сильный противник только ещё больше раззадоривает их.

Добрососедские отношения с ними установить невероятно сложно, поскольку орки во всех расах видят лишь мальчиков для битья, но им не чуждо понятие чести. Их бестолковость с лихвой компенсируют сила и напористость, поэтому постоянные атаки орков представляют серьёзную угрозу безопасности Империи.


Жизнь - тюрьма, смерть - освобождение

В то время, когда другие цивилизации выясняли между собой отношения, в мрачных склепах пустынных планет спала раса некронов. Сон их длился шестьдесят миллионов лет, дольше, чем существовала раса эльдар. И вот в XL тысячелетии они пробудились и начали безжалостное истребление всех встреченных ими разумных существ, поставив перед собой задачу вылечить галактику от вируса под названием "Жизнь".

Некроны - разумные роботы, внешне больше всего похожие на скелетов. Внизу у них могут быть ноги, змееподобные хвосты или антигравитационные платформы. Некроны могут сражаться в абсолютном вакууме, они невосприимчивы к температурным перепадам и абсолютно лишены эмоций. Их тела состоят из особого металла, способного регенерировать повреждения. Попытки заполучить хотя бы один экземпляр представителя этой расы окончились неудачей.

Некогда они были вполне живой расой некронтир. В поисках бессмертия они обратились за помощью к богам, которые подарили им действительно вечные искусственные тела, - правда, поглотив при этом их души и сделав своими верными рабами. Так они стали кибернетической нежитью.

Любые попытки договориться с некронами абсолютно бессмысленны. Поскольку их единственная цель - уничтожение любых форм жизни.


Узнай мутанта и убей его

Ещё один грозный противник проявил себя в 40745 г. На Империю обрушились грозные тираниды, раса, нацеленная на постоянное поглощение биомассы. Её представители могут выглядеть как угодно - от небольших змей до громадных драконоподобных чудовищ. Тираниды представляют собой единый живой организм. У них нет техники, все монстры, все их устройства, даже их космические корабли являются живыми существами. Их козырь, их наука и двигатель прогресса - постоянные мутации и эволюция. На всякую броню гуманоидов тираниды вырастят биологическую пулю, на любую пулю - органический панцирь.

Тираниды не живут на планетах, они - космические кочевники. Добираясь до какой-либо планеты, рептилоиды начинают ее буквально разбирать на части. Особые корабли высасывают атмосферу, а специальные высадочные модули пожирают почву и все живое на планете. Поглотив местную биомассу, они штампуют из нее новых бойцов, тщательно изучая образцы новых генов.

Никакой диалог с подобными тварями, разумеется, неуместен. Ибо этот Сверхорганизм стремится уничтожить и впитать в себя все жизненные формы Вселенной. И не потому, что он сильно злой: такова его природа, что уж тут поделаешь.


Очищай мир от нечисти

По сравнению с тиранидами, демоны Хаоса, издавна обитавшие в Варпе, кажутся жалкими опереточными злодеями. Но не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что они не могут так просто взять и войти в наш мир. Для этого им надо для начала подчинить себе чей-нибудь разум. Иначе они давно уже всех стёрли бы в порошок и преобразовали галактику в энергию Варпа.

Но им приходится действовать иначе. А именно - через посредников, которым сулят невероятные бонусы, играя на их слабостях и желаниях. И им есть что предложить. Наибольшей властью в Варпе обладают боги Хаоса, коих четыре: Кхорн - Кровавый Бог, Тзинч - Повелитель Перемен, Нургл - Повелитель Разложения и Слаанеш - Повелитель Удовольствий. Каждый из них придерживается собственного пути к сердцам и душам разумных созданий. Кхорн предлагает невероятную мощь и силу, и с его появлением в галактике начались многочисленные войны и конфликты. Тзинч познакомил недемонические расы с лживостью, интригами и предательством. Слаанеш обещает выполнять самые сокровенные желания. Не знаю, каким пряником манит вечно разлагающийся Нургл, но появились "поклонники" и у него.

Помимо богов, есть у хаоситов лидеры помельче. Особой ненависти людей удостоились Космические Десантники Хаоса, некогда служившие Императору, но однажды предавшие его.


Терпимость - признак слабости

Империя Тау кажется единственным лучиком Света в суровом мире Warhammer 40k. Страшилища страшилищами, но в этой вселенной эльдары очень горды и заносчивы, а люди немногим лучше орков. На их фоне толерантные Тау, пропагандирующие идеи Великого Добра, смотрятся весьма привлекательно.

По внешнему виду тауряне - гуманоиды с кожей голубовато-серого цвета. Они слабовосприимчивы к холоду, жаре и боли. Зрением превосходят людей и способны видеть в инфракрасном и ультрафиолетовом спектре. Носа на лице у Тау нет, и, по сути, они нюхают языком.

Тау - сравнительно молодая раса. Ее история насчитывает всего лишь 6000 лет, но за это время она прошла путь от каменных топоров до космической цивилизации. Её взлёту сильно поспособствовала строгая кастовая система. Империя Тау распростёрлась пока примерно на семидесяти пяти планетах, но она продолжает активно расширяться, чему способствует её открытое и миролюбивое мировоззрение.

Правительству людей такой сосед не понравился. На Тау был объявлен Крестовый Поход, но тауряне смогли отбиться. Соотношение сил всё ещё не в их пользу, но пока Империю людей со всех сторон прессуют тираниды, орки, некроны и прочие, у Тау есть шанс.


Компьютерные игры по Warhammer 40k

Вселенная Warhammer 40k относительно недавно начала покорять олимп компьютерных игр. Первой ласточкой была стратегия Space Crusade, вышедшая в далёком 1992 г. Затем на свет появился достаточно интересный походовый шутер Space Hulk (1993), который позже обзавёлся адд-оном Vengeance of the Blood Angels. Сегодня этих игр днём с огнём не сыщешь.

В 1997 г. вышел Warhammer Epic 40.000: Final Liberation. Эта игра была интересна, в первую очередь, любителям пошаговых стратегий и фанатам сеттинга. На такую же категорию игроков был рассчитан и Warhammer 40.000: Chaos Gate (1998). Следующая стратегия, Warhammer 40.000: Rites of War (1999), оказалась провальной и на некоторое время охладила желание разработчиков связываться со вселенной.

2003 г. запомнился выходом убогого шутера Warhammer 40k: Fire Warrior. Интересная задумка дать игроку увидеть мрачный мир будущего глазами бойца Тау была загублена никчёмной реализацией.

А вот 20 сентября 2004 г. стоит пометить как красный день календаря всем фанатам вселенной, поскольку в этот день состоялся релиз RTS Warhammer 40k: Dawn of War, первого полноценного блокбастера о мире Wh40k, игры, ставшей действительно популярной в широких массах. Радость праздника омрачала лишь куцеватость сингловой части проекта: всего одна кампания из 11 миссий... Недочет был исправлен с выходом адд-она Warhammer 40k: DoW - Winter Assault, тоже 20 сентября, но уже в 2005 г. Самая свежая на сегодняшний момент игра по вселенной - второй адд-он под Dawn of War, Dark Crusade, вышедший в октябре 2006 г.

P.S. В подзаголовках использованы девизы Империи Людей.

Олег ГАЛКИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

27 за 2007 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!