Если вселенная Forgotten Realms держит марку самого детализированного вымышленного мира, то Галактика Star Wars, без сомнения, бьет все рекорды популярности. Ни одна субъективная реальность не имеет такой огромной армии фанатов, какой располагают "Звёздные Войны". Ни один создатель собственного мира не получает столько доходов от продажи прав на сувенирную продукцию, сколько зарабатывает Джордж Лукас. Световые мечи всех оттенков, плюшевые эвоки, модели звездолётов, шлемы Дарта Вейдера - это лишь малая часть того, что расхватывает на ура западный потребитель. Надеюсь, мой небольшой обзор вселенной Star Wars сделает этот блестящий культурный феномен для вас чуточку ближе.
Star Wars: Expanded Universe
Вселенная Star Wars известна, в первую очередь, благодаря киноэпопее из 6 эпизодов. Но существует ещё так называемая Star Wars: Expanded Universe - расширенная вселенная "Звёздных Войн", которая существенно дополняет наши знания о далёкой-далёкой Галактике. Сегодня она объединяет в себе 3 телефильма, 3 анимационных сериала, более сотни романов и повестей, множество рассказов, комиксов, видео- и компьютерных игр. Сюда же стоит отнести многочисленные справочники и энциклопедии. Важнейшие вехи в истории Галактики, ТТХ оружия и космических кораблей, нравы и обычаи причудливых гуманоидных рас - вот лишь малая часть того, что могут почерпнуть из SW: EU все желающие.
Отсчёт времени в "Звёздных войнах" принято вести со дня битвы у планеты Явин IV, которая показана в IV эпизоде космической саги. Соответственно, даты обозначаются как "до я. б." - до Явинской битвы, и "п. я. б." - после Явинской битвы. Хронологические рамки Расширенной вселенной: сотни тысяч лет до я. б. - 137 год п. я. б. Подробнее всего расписаны события, произошедшие в период с 45 г. до я. б. по 40 г. п. я. б. Между 40 и 127 гг. п. я. б. - огромная Чёрная Дыра. Этот временной промежуток ещё предстоит заполнить тем, кто работает над вселенной.
Благодаря SW: EU известно, что Золотым Веком Галактики было время, когда большая её часть находилась под властью Старой Республики, которая существовала примерно 25 тыс. лет. За это время возникла и была уничтожена Империя ситхов, играющих роль главного полюса зла в Star Wars. Если считать учение о Силе религией, то Орден ситхов весьма похож на секту, которая разошлась во взглядах с господствующей церковью. Джедаи считали, что познание Силы возможно лишь через задумчивую медитацию, ситхи же видели правильный путь в высвобождении эмоций. Академические диспуты переросли в поединки на световых мечах. В открытой борьбе сектанты потерпели поражение и были вынуждены уйти в подполье, откуда делали джедаям разные мелкие и крупные пакости.
Причём самой крупной было свержение Старой Республики и превращение её в Империю, которая простояла всего 26 лет. Против императора-узурпатора поднялось восстание, возродившее Республику. Поворотные исторические моменты именно этих событий легли в основу сюжета двух кинотрилогий.
Все последующие события целиком и полностью отданы на откуп многочисленным комиксам, романам и повестям. Сражения с недобитыми имперцами, укрощение амбиций отдельных планет, борьба с иногалактичекими захватчиками йуужань-вонгами и даже возрождение Империи - это и ещё многое другое предстоит пережить Галактике. Очевидно, мир в ней наступит ещё не скоро.
Жизнь замечательных инопланетян
Эпическое противостояние джедаев и ситхов само по себе, конечно же, представляет определённый интерес, но не только оно сделало вселенную Star Wars популярной. Фабула, какой бы она не была оригинальной и увлекательной, не сплачивает вокруг себя толпы фанатов, особенно когда речь идёт о мире, который развивается через литературу и кинематограф. Зритель и читатель ждёт встречи с интересными персонажами. Если они ему нравятся, то он восхищается ими, сопереживает им и... ждёт новой встречи с ними.
SW: EU предоставляет возможность поклонникам "Звёздных Войн" увидеть уже полюбившихся героев в новых обстоятельствах, узнать об их былых подвигах и проследить их дальнейшую судьбу.
Один из любимцев публики - вуки Чубакка. По внешнему виду напоминает мифического снежного человека. По характеру - добрейшее и преданнейшее существо. Его гибель в самом начале йуужань-вонгского нашествия (25 г. п. я б.) вызвало взрыв негодования у фанатов. Писателю Роберту Сальваторе (известен, кстати, также как автор серии книг о Дриззте До'Урдене, персонаже сеттинга Forgotten Realms), описавшему это событие в романе "Вектор-Прим", за "убийство" Чубакки даже угрожали физической расправой.
Самым известным персонажем, попавшим в киноэпопею из SW: EU, является, пожалуй, генерал Гривус, главнокомандующий армии дроидов, воевавший на стороне Сепаратистов в печально известной Войне Клонов. В III эпизоде он кажется бездушным воплощением Зла, хотя на самом деле Гривус (англ. grievous - печальный, скорбный) - глубоко трагическая личность, достойная быть главным героем шекспировской пьесы. Всю свою молодость он посвятил борьбе за свободу родной планеты Кали от поработившей её расы ям'рии. Захватчики убили его возлюбленную. Именно тогда он и сменил себе имя в знак того, что будет вечно оплакивать ее. Эта смерть ожесточила Гривуса, который вскоре приобрёл славу самого беспощадного военачальника калишцев. На него обратили внимание лидеры Сепаратистов. Они похитили генерала и превратили его в киборга. Так Гривус сам того не желая стал одним из выдающихся полководцев Конфедерации. Он несколько раз громил армии Старой Республики и лично убил около сотни джедаев, но в конце концов пал от руки Оби-Вана Кеноби.
А вот Бобу Фетта, погибшему в IV эпизоде, SW: EU, наоборот, вернула к жизни. Этот удачливый наёмник и охотник за головами так понравился фанам, что Лукас принял решение "оживить" его, дабы он смог продолжить свои приключения.
Люка Скайуокера, Хана Соло и Лею Органу Соло никто не убивал. После падения Империи они ещё много лет сражались против её сторонников, йуужань-вонгов и прочих возмутителей спокойствия Галактики. Лея несколько раз избиралась в качестве Главы Новой Республики. Люк женился, основал Новый Орден Джедаев и стал его Гроссмейстером. Учитель из него получился так себе - чуть ли не десяток студентов Люка переметнулись на Темную сторону. Аполитичный Хан же во властные структуры не лезет.
Зато они потихоньку стареют и скоро уже не смогут держать в руках световой меч. Но на смену старой гвардии приходит молодая. Уже много книг написано о похождениях детей четы Соло, Джайны и Джейсена. Под чутким руководством последнего начал постигать тайны джедайского искусства сын Люка Скайуокера - Бен Скайуокер.
Джейсен Соло (род. в 9 г. п. я. б.), пожалуй, самая интересная личность в SW: EU. Он начал чувствовать Силу ещё в детстве. И стал проявлять к ней нешуточный интерес. Если другие джедаи видели в Силе лишь средство для достижения определённых целей, то Джейсен сделал её саму своей целью. После войны с йуужань-вонгами, в которой он принимал весьма активное участие, молодой Соло отправился в долгое путешествие по Галактике. Пять лет он собирал знания о Силе у сообществ, мировоззрение которых очень сильно отличалось от джедайского. Одной из многочисленных способностей, которым он научился во время этого путешествия, была манипуляция временем. Мастера-джедаи были восхищены знаниями Джейсена, но посоветовали ему не применять их на практике, поскольку это может привести его на Тёмную сторону Силы. Однако это не смутило Соло-младшего, ведь единственной традицией, которую он ещё не изучал, была эта самая Тёмная сторона. Поэтому Джейсен уверенно ищет путь стать лордом ситхов. Но Орден ситхов - не институт благородных девиц, согласно его обычаям, претендующий на роль лорда должен принести в жертву того, кого больше всего любит. Скорее всего, окончательное падение джедая будет описано в книге Star Wars: Legacy of the Force - Sacrifice (англ. - "Жертвоприношение"), которая поступит в продажу 29 мая 2007 г. Вероятно, жертвой станет жена Джейсена Тенел Ка. Или его сестра Джайна. Или его дочь. Из книги также будет известно его новое, ситхское имя. По пока неподтверждённым данным он будет звать себя Дарт Ачерон (Dart Acheron).
Компьютерные игры по "Звёздным
Войнам"
Ни одна авторская вселенная не может похвастаться таким багажом виртуальных развлечений, который есть у Star Wars. Если отбросить все фанатские поделки и официальные адд-оны, вышедшие с 1982 г., то количество одних только оригинальных коммерческих проектов переваливает за 80 (!). Если же проигнорировать все некомпьютерные платформы, то игр всё равно останется не меньше 40. Впечатляет. Но не буду описывать достоинства шахмат, стилизованных под Star Wars, детских обучающих игр и прочих серых мышек, а ограничусь лишь теми, которые особенно отличились перед потомками или хотя бы сегодня на слуху.
Первой игрой по "Звездным войнам" на PC была вышедшая в 1987 г. аркада Star Wars. Этот ремейк одноименной игры с Atari 2600 лежал у истоков жанра космических симуляторов. Тему полётов на звездолётах развила серия X-Wing, долгое время пользовавшаяся славой эталона жанра. Она зародилась в 1992 г. и за год обзавелась двумя адд-онами один другого краше. Успех закрепил сиквел TIE Fighter (1994) с одним дополнением. Следующая игра серии X-Wing vs. TIE Fighter (1997) провалилась в продажах, но честь мундира спас адд-он Balance of Power (1997), показавший, что LukasArts умеет учиться на своих ошибках. Последняя игра серии, X-Wing Alliance (1999), была также воспринята публикой на ура.
Не все могли освоить хардкорные космосимы. А полетать в звёздном пространстве любимой Галактики хотелось ведь и этой группе геймеров. Специально для них было выпущено несколько симуляторов с упрощёнными правилами игры, иначе говоря, космических аркад. К таким можно отнести: SW: Shadows of the Empire (1996), SW: Rouge Squadron (1998), SW: Battle for Naboo (2001) и SW: Starfighter (2002). В некоторых из них было немножечко и классического экшена.
На ниве "чистопородных" экшенов знакомый логотип Star Wars впервые был замечен в 1995 г., когда вышел FPS SW: Dark Forces, до боли напоминающий Doom. Затем был SW Jedi Knight: Dark Forces 2 (1997), который, помимо классической shooter-составляющей, позволял игрокам баловаться со световым мечом и Силой. Последнюю, кстати, можно и нужно было прокачивать. Jedi Knight 2: Jedi Outcast (2002) немножечко разочаровал своим синглом, но порадовал мультиплеером. Примерно такой осадок оставил после себя и Jedi Knight 2: Jedi Academy (2003). Из последних action-достижений LucasArts: SW: Battlefront I/II (2004/2005) и SW: Republic Commando (2005), шутеры среднего качества, тем не менее, неплохо продававшиеся.
А вот выдающимися стратегиями "Звёздные Войны" похвастаться не могут. Более-менее запала в душу любителям жанра глобальная стратегия SW: Rebellion (1998), к которой существует уже около тысячи фанатских карт. Потом были ужасная RTS SW: Force Commander (2000) и беззастенчивый клон Age of Empires II, SW: Galactic Battlegrounds (2001). Эдаким миксом из идей Rebellion, С&С и Total War получилась игра SW: Empire at War, появившаяся на свет в 2006 г. Конкурентов на обе лопатки не положила, но собственный рекорд качества поставила.
2003 г. ознаменовался выходом сразу двух амбициозных RPG. Летом предсказуемо бодро стартовал онлайновый проект SW Galaxies: An Empire Divided, ныне медленно загибающийся. Всему виной - огромное количество багов и недоделок. Осенью на прилавках магазинов появилась однопользовательская Star Wars: Knights of the Old Republic, наиболее яркая и культовая игра по "Звёздным войнам". SW: KotOR получила от прессы море оваций, бирку "Игра Года" и разве что не была причислена к лику святых. SW: KotOR II - The Sith Lords (2005) не смогла повторить успеха своей предшественницы.
И напоследок о самых маленьких (и не очень). Дети тоже любят "Звёздные войны". Наилучшим выбором для них будет LEGO Star Wars (2005) либо LEGO Star Wars II: The Original Trilogy (2006). Последняя - предпочтительнее. Тут можно и со злодеями сражаться, и из разноцветных кубиков всякие хитроумные конструкции складывать.
Как видим, виртуальное наследие Галактики велико и разнообразно. Конечно же, не все игры, появившиеся с благословения LukasArts, являются хитами всех времён и народов. Ведь и на солнце есть пятна. Но очень даже многие представляют определённый интерес и по сей день выгодно смотрятся на фоне многочисленных поделок "по мотивам".
Олег ГАЛКИН
Горячие темы