Название в оригинале: Galactic Civilization II: Dark Avatar
Издатель: Stardock
Разработчик: Stardock
Жанр: Turn-Based Strategy
Системные требования: CPU 1.3 ГГц, Ram 256 Mб, Video 64 Мб, свободное место на диске 1 Гб
Оценка: 9
Лично для меня каждое обновление этой великой игры - праздник. Можно, конечно, сто раз говорить о незначительности изменений в аддонах, но тот же самый Сид Мейер и его Цивилизация сколько раз убеждали геймеров в обратном. Вот и сейчас, по прошествии некоторого времени, я готов заявить: Dark Avatar - одно из лучших дополнений для стратегических игр, выпущенное за последние пять лет.
Тем, кто не следит за противостоянием рас от первой части к последующим, напомню, что альянс людей и альтерианцев одолел Dread Lords, но на это ушло слишком много сил. "Плохиши" (империя Дренджин, из-за которой и начался весь сыр-бор) спокойно отсиделись за широкими плечами землян и впоследствии нанесли свой удар. Порабощение Галактики шло успешно, если не считать одно "но" - Империя Дренджин вела завоевания в союзе с мощной военной фракцией Корах. Если для первых главное - поработить население и тем самым усилить свой экономико-военный потенциал, то для вторых основа войны - полное уничтожение врага. И чем меньше не завоеванных миров остается, тем больше споров и разногласий возникает между вчерашними союзниками.
Нам в кои-то веки дадут поиграть за "злых". Если в свободном развитии вы вольны были выбрать любую из нескольких десятков рас и наверняка при ориентации на победу завоеванием не раз выбирали Империю Дренджин, то пройти с ней по всей кампании - дело не простое. Важно не только реализовывать заложенный военный потенциал, а балансировать на грани между экономической отсталостью и дипломатическим несовершенством.
В свободном развитии изменений не много, но все они продвинули игру вперед. Нет практически ничего такого, что поклонники оценили бы как не стоящее внимания. Например, "Шпионы". Если раньше вы просто отчисляли некоторую часть бюджета на "развитие отрасли", и компьютер сам определял по совокупности критериев удачность операции и полезность информации, которую удалось "украсть", то сейчас вы вольны вырастить своего шпиона, определить его место "работы" (планету) и специфику деятельности (в каком здании он будет бедокурить, при этом саботировать производство или снижать мораль). "Шпионы" сродни камикадзе - сделал дело, ушел... в расход. При этом каждый последующий работник "плаща и кинжала" стоит значительно дороже предыдущего, и поэтому вероятность полного контроля противника весьма невысока. Вместе с тем появилась возможность противодействовать шпионажу, хотя и весьма опосредовано. Но даже если ваши контрразведчики выявили вражеского "засланца", практически невозможно потребовать от провинившейся империи больше этого не делать, разве что объявив ей войну.
Торговые соглашения стали более ветвистыми и теперь содержат множество условностей. Чем больше вас связывает с соседями, тем легче договориться о благоприятном обмене технологиями или получить хорошие барыши от торговых сделок.
Одним из основополагающих изменений является введение "атмосферности". То есть теперь не только класс планеты определяет ее значимость, но и условия климата, повышающие или, наоборот, снижающие ценность заселения. После изучения определенных технологий появится возможность заселять не самые приветливые миры. Например, водные, радиационные или с повышенной гравитацией. Таким образом, смешение ареола расселения разных народов неизбежно, что выводит на новую ступень орбитальную оборону и наличие рядом баз с оборонительными модулями. Для того чтобы облегчить выбор необходимых для исследования технологий (заселение каждого вида планет потребует немалых ресурсов от ваших ученых мужей), появилась новая технология сенсоров, открывающая на карте типы планет, находящиеся рядом со звездой.
Произошли некоторые изменения и в экономике. Так, группы астероидов теперь можно оснащать горнодобывающими станциями. И не важно, что она может оказаться на территории врага - пока не уничтожили, "щиты" исправно поступают. Другое дело, что расстояние до ближайшей планеты может быть столь велико, что затраты на транспортировку полезных ископаемых почти "съедят" всю прибыль.
Существенно на игру повлияло введение МегаСобытий (Mega Events). Если вы думаете, что теперь стало чаще появляться окошко выбора "плохой-нейтральный-хороший" о всяких там малоразвитых аборигенах, то будете правы лишь отчасти. Действительно, теперь склонить на "темную сторону" свою цивилизацию можно гораздо быстрее, но МегаСобытия - это нечто совсем другое. Мега - значит, воздействующие на всех одновременно. Причем, одним оно покажется несущественным, других поставит на колени. Например, галактическая чума - тотальное бедствие (быстрое уменьшение населения, а значит, и производительности). Но если у вас была "раскачена" Ксенобиология, Ксеномедицина, то и "вакцину от чумы" вы исследуете достаточно быстро. Или такое МегаСобытие, как нашествие пиратов. Если вы военная держава, то ликвидировать угрозу не составит труда, разве что проверите на прочность свою оборону. Другое дело, если ваша ориентация была исключительно направлена на развитие торговых путей или культурное завоевание - падение в каменный век неизбежно. Нередко МегаСобытие настолько изменяет ход партии, что в полной мере применима цитата классика: "Кто был никем, тот станет всем".
И напоследок стоит отметить появление расовых спецумений. Причем, "умение" обычно одно, но очень существенное. Например, возможность создать "супершпиона" или наоборот - ваша цивилизация абсолютно невосприимчива к влиянию извне. Это дает каждой нации не только "внутреннее" оружие, но и делает ее еще более обособленной и уникальной.
В придачу к вышеперечисленным ключевым компонентам дополнение также привносит улучшенный искусственный интеллект, четкие и понятные графические символы, а также беспрецедентный уровень пользовательских настроек. Искусственный интеллект в GalCiv II был лучшими "кремниевыми мозгами", по сравнению с любой игрой, вышедшей в прошлом году. Но Dark Avatar привнес еще больше хитрости, безжалостной дипломатии ("я зла не помню - я его записываю") и грамотного управления империей, что создает существенные трудности даже на "нормальном" уровне сложности.
GalCiv - одна из немногих игр, где погоня за коммерческим благосостоянием - не самое главное. Возможно, именно это позволяет ей не прибегать к маркетинговым и пиар-уловкам, когда для выпуска аддона достаточно наклепать пару рас, обновить меню, исправить уже известные баги и продавать как новый проект. Dark Avatar - дополнение в лучшем смысле этого слова. Это почти эталон как должно быть.
Артем БОРОВИКОВ
Горячие темы