Добро пожаловать в Forgotten Realms

Толкиен создал красивый мир, но не смог проработать его в деталях до конца. Ибо не по силам это одному человеку. Но он подал заразительный пример, который взяли себе на заметку разработчики настольных игр. А эти ребята всегда работают в команде. Именно поэтому самые проработанные фэнтэзийные миры происходят не из художественной литературы, не из кино и не из компьютерных игр, а из настольных. О наиболее детализированном на сегодняшний момент мире - Forgotten Realms - и пойдёт ниже речь.


Начало начал

Мир Forgotten Realms ("Забытые королевства" - в русском варианте) появился относительно недавно - в 1987 г. Это сегодня над его расширением и углублением трудятся сотни авторов - писатели, художники, дизайнеры настольных и компьютерных игр. А в те далёкие восьмидесятые у ролевой системы Advanced Dungeons & Dragons не было своей вселенной и никто над ней не работал. Поклонникам AD&D приходилось довольствоваться рубкой монстров в безымянных катакомбах. Ситуацию в корне изменил Эд Гринвуд, школьный учитель из Канады, который в те годы вёл собственную приключенческую кампанию. Вёл, пока в один прекрасный момент не понял, что из его наработок можно выкроить целый мир для его любимой ролевой системы. И предложил свои услуги руководству компании TSR, держательницы лицензии на AD&D. Вот тогда-то персонажи ролевиков-поклонников творчества TSR выбрались из мрачных заплесневелых подземелий, стряхнули со своих мечей кровь драконов и узнали...


География Forgotten Realms

...что живут на планете Абейр-Торил, которую в просторечье часто называют просто Торил. С одного из мёртвых языков это название переводится как "колыбель жизни". На Ториле имеется несколько частей света: Фаэрун, Кара-Тур, Захара, Мацтика и ещё один, не открытый местным цивилизованным населением, а потому не названный континент. Кстати, на поверхности Торила есть много безымянных островов - нам ещё предстоит узнать, какие города там построены и кто в них проживает.

Особенностью сеттинга Forgotten Realms является тот факт, что смесь различных культур и цивилизаций Торила очень похожа на политическую и этническую мозаику Земли конца XV в. Так, центральный и самый крупный континент Торила очень похож на нашу Евразию и Африку. На западе материка расположен Фаэрун, аналог средневековой Европы. Южнее Фаэруна простирается Захара, огромная пустыня с небольшими оазисами и богатыми портовыми мегаполисами. Аналог Ближнего и Среднего Востока, родина суровых бедуинов, могущественных джиннов и деспотичных шейхов. На востоке материка прописался Кара-Тур, фэнтэзийный Дальний Восток. Именно здесь живут местные ниндзя, самураи и монахи-каратисты. Между Кара-Туром и Фаэруном вольготно расположилась агрессивная Туйганская Орда, до боли похожая на державу Чингисхана.

Вдалеке от мегаконтинента находится Мацтика, в которой живут люди, склонные к шаманизму, строительству золотых пирамид и кровавым человеческим жертвоприношениям. Нетрудно догадаться, что под её маской скрывается доколумбовская Америка. Так же, как и земная Америка, эта часть света раскинулась на двух материках. Мацтика была лишь недавно открыта фаэрунскими мореходами, а потому о ней известно очень мало. Её колонизация только-только началась.

Между Мацтикой и Фаэруном расположился архипелаг Эвермит - Мекка местных эльфов. Как и у Толкиена, они тоже любят уплывать на Запад, когда им надоедает любоваться на постные людские физиономии, что причаливают к любимому архипелагу и никогда уже не возвращаются обратно. То ли там действительно земля обетованная, то ли билетов в другой конец принципиально не продают.

К сегодняшнему моменту по вселенной Forgotten Realms выпущено уже более 150 руководств, атласов, модулей и прочей нехудожественной книжной продукции, более 200 романов и сборников рассказов, а также несколько интерактивных атласов для персональных компьютеров. И, тем не менее, если собрать воедино всю информацию, которая известна о мире Забытых Королевств, то более 95% придется на долю Фаэруна. Поэтому далее в статье речь пойдет только об этой части света Торила.


Фаэрун

Политическая карта Фаэруна пестра и неоднородна. И тем не менее, для этого региона характерно несколько черт, которые делают его непохожим на другие части света Торила. Первое, что бросается в глаза - здесь очень мало крупных государственных образований. Поэтому все конфликты локальны и не перекраивают политическую карту региона совсем уж глобально. Страна с населением в миллион считается многолюдной. Фаэрун, по сути, состоит из маленьких городов-государств размером с европейский Люксембург или Бельгию. Так было задумано, чтобы игроки в AD&D могли спокойно избрать для своих приключений хоть собственную выдуманную страну. Отдельный город ведь проще пририсовать к уже имеющейся карте. Ещё одна примечательная особенность Фаэруна - здесь практически нет монархий. Когда отгремели буржуазные революции, неизвестно, но факт остаётся фактом: власть в тутошних странах принадлежит выборным правителям - городским советам, городничим и мэрам. Вот где надо поучиться строить демократию! Конечно, в древних свитках можно найти упоминания о множестве королевств и даже империй, но они существовали в далёком прошлом.

Весь Фаэрун не опишешь в одной маленькой статье, поэтому упомяну о наиболее известных достопримечательностях этой части света. Первым описанным и картографированным его регионом были многочисленные Долины, наиболее известные из которых - Долина Теней (Shadowdale), где живёт маг Эльминстер, один из самых харизматичных персонажей Забытых Королевств, и Долина Ледяного Ветра (Icewind Dale), где безобразничал во имя добра Самый Популярный в Мире эльф Дриззт До'Урден. Рядом с Долинами дислоцируется Миф-Драннор, крупнейший на Фаэруне заброшенный город, переполненный несметными сокровищами и кровожадными монстрами. Лакомое блюдо для многих местных искателей приключений и прочих охотников за золотом и древними артефактами.

Длинная узкая полоска суши практически в самой западной части Фаэруна называется Побережьем Мечей (Sword Coast). Редкий любитель компьютерных ролевых игр никогда не слышал этого названия. Именно здесь расположены города Врата Балдура (Baldur's Gate), Глубоководье (Waterdeep) и Невервинтер (Neverwinter). Чуть южнее Побережья Мечей находится Амн, влиятельное купеческое государство, мореходы которого открыли Мацтику и первыми начали колонизацию континента. Ещё чуть южнее раскинулся Калимшан, одно из древнейших государств Фаэруна. Оно было основано джинном, который правил несколько тысяч лет. Теперь у власти династия пашей. Больше всего Калимшан напоминает типичный арабский халифат.

Убеждённым роялистам я бы посоветовал посетить королевство Кормир (Cormyr), что к востоку от Побережья Мечей. Кормир - единственное классическое европейское королевство на всём Ториле. Ваши мечи могут ему ой как пригодиться: после смерти короля Азуна IV центральная власть ослабела, и страна находится на пороге гражданской войны. Как бы не назрела очередная революция.

С Кормиром граничит ещё одна олигархическая республика Сембия (Sembia), похожая на средневековые Венецию и Геную одновременно. Очень многолюдная, по местным меркам, страна - с населением в 4,5 миллиона жителей. Главным экономическим и политическим конкурентом Сембии является Тай (Thay), государственное устройство которого лучше всего характеризуется словом "магократия". Во главе страны стоит лич-некромант. Турпутёвку туда я бы покупать не советовал - там вовсю практикуют чёрную магию и лелеют планы захвата мира. Мигом в зомби превратят и фамилии не спросят. С Таем также постоянно на ножах находится королевство Агларонд, управляемое самым могущественным фаэрунским магом волшебницей Симбул.

Ещё один сосед Тая - типичная азиатская деспотия Мулхоранд. Полный аналог Древнего Египта: мулхорандского владыку даже фараоном величают. Здесь же, в юго-восточной части Фаэруна, недалеко от юго-западных границ Мулхоранда, находится Великий Разлом (Great Rift), крупнейшее королевство гномов в Забытых Королевствах, и Луирен, родина местных хоббитов - халфлингов.

На севере Тай граничит с Рашменом (Rashemen). Об этой стране, пожалуй, расскажу подробнее.


О России и не только

Рашмен... Вслушайтесь в название. Уже по тому, как оно звучит, можно догадаться о ее реальном прототипе. Да-да, это Россия, точнее, Русь. Здесь полно дремучих лесов и чуть ли не круглый год идёт снег. Медведи, кстати, тоже есть, разве что они в лаптях и с балалайками не ходят. Местный этнос называется рашеми. Это крепкие духом и телом суровые люди, обожающие мёд (хорошо, что не водку) и хорошую драку. Они обычно невысоки, имеют темноватую кожу, тёмные глаза и густые чёрные волосы. Управляет страной Железный Владыка, могучий боец, который возводится на трон Советом Ведьм. Должно быть, под ними следует понимать коварных бабок-ёжек. Во время вторжения Туйганской Орды именно рашеми приняли на себя первый удар и смогли нанести ей ощутимый урон. Хан был вынужден наступать на Фаэрун другим путём.

Самый известный рашеми, пожалуй, следопыт Минск (Minsc), персонаж серии компьютерных RPG Baldur's Gate. Он по характеру бесшабашный рубака и простак, хорошая иллюстрация мысли, что Добро должно быть с кулаками, причём с пудовыми. Минск играет полукомическую роль, делая наивно-философские комментарии и подбадривая других персонажей. Внешне выглядит как высокий, мускулистый человек с бритой налысо головой, покрытый шрамами и боевой раскраской. Он неразлучен с ручным хомяком по имени Бу. По заявлению Минска, Бу - Гигантский Космический Хомяк в миниатюре. Эти два персонажа стали культовыми среди поклонников серии.

Создатели Forgotten Realms считают, что у Рашмена - украинско-русская культура. Рискну предположить со своей колокольни, что, как минимум, по касательной была задета и белорусская. Ведь неспроста вышеназванного чудаковатого рашеми нарекли Minsc'ом. И хоть по-английски столица Беларуси пишется через "k" на конце (Minsk), звуковая аналогия очевидна.

Ещё одна деталь касательно Рашмена. Недавно было объявлено, что действие адд-она Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer, который запланирован на осень текущего года, будет происходить на территории именно этой страны. Мелочь, а приятно.


Компьютерные игры по Забытым Королевствам

Мир Forgotten Realms может похвастаться весьма приличным количеством компьютерных игр про себя, любимого. Одних только полноценных коммерческих проектов к сегодняшнему моменту насчитывается уже чуть более 30 штук. Причём, в основном, очень даже качественных. Но не буду растекаться мыслию по дереву, а упомяну лишь о самых достойных.

Первой компьютерной игрой по миру Забытых Королевств была Pool of Radiance, выпущенная в 1988 г. компанией Strategic Simulations, Inc. Старт оказался удачным, и SSI с радостью продолжила работать над продвижением Фаэруна в массы. За 6 лет она успела выпустить около десятка СRPG и RPG от первого лица, которые сегодня уже днём с огнём не сыщешь, ибо раритеты. Наибольшую известность получила серия Eye of the Beholder, бившая все рекорды по популярности и раскупаемости. На боевом счету у SSI также первая графическая MMORPG Neverwinter Nights (не путать с одноимённым продуктом 2002 г.), который приковывал внимание к мониторам тысячи игроков с 1991 по 1997 гг.

После отхода SSI от фэнтэзийно-ролевой тематики в 1994 г. для игр по Forgotten Realms на PC началось Тёмное Время. Не то чтобы по данной тематике вообще перестали что-либо делать, но хвастаться стало, в принципе, нечем. Длился этот беспредел, пока за Фаэрун не взялись такие монстры от игровой индустрии, как Atari, Black Isle Studio и Interplay.

Наконец, наступил 1998 год, и на прилавках магазинов появился Baldur's Gate, не только вселивший энтузиазм в творцов виртуальных воплощений Забытых Королевств, но и изменивший историю жанра RPG. BG возродил интерес игроков к ролевым играм и доказал, что даже самую сложную систему можно сделать понятной, легкой в освоении, совместить с красивой графикой и удобным управлением. Затем увидел свет Icewind Dale (2000 г.), в пику Diablo показавший, что даже action-ориентированная RPG может похвастаться интересным сюжетом и красивыми задниками. А Neverwinter Nights (2002 г.), помимо сочной картинки, прославился просто фантастическим инструментарием для создания фанатских модов, число коих уже официально перевалило за 1000(!). На весьма высоком уровне были сделаны и многочисленные продолжения к трём вышеперечисленным играм (впрочем, были и провальные).

Из относительно свежих проектов по вселенной стоит отметить Forgotten Realms: Demon Stone (2004 г.), весьма слабый action/RPG, рецензию на который вы можете прочитать в предыдущем номере газеты, и Neverwinter Nights 2 (2006 г.), который получился, скорее, статным лебедем, чем гадким утёнком.

Таков вклад Forgotten Realms в развитие компьютерных игр.

Олег ГАЛКИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

17 за 2007 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!