Итак, 2007 год в самом разгаре. Это сначала было некое раскачивание, ожидались результаты выставок NAMM и Musikmesse, а теперь все уже принялись упорно трудиться. Что же нам показали разработчики софта и производители "железа"? Что брать за ориентиры? Ну что ж, давайте разбираться. Поехали!
Еще в начале года обсуждалась ситуация с коммерческими музыкальными лейблами, которым предвещают повсеместное закрытие из-за массового удешевления звукопроизводства, множества проблем с распространением, связанных с противостоянием с интернет-сообществом и т.п. В общем, ситуация не завидная, хотя я не думаю, что проект уровня Anastacia можно сделать "на коленках", ведь очень многое зависит, прежде всего, от уровня специалистов, творческих профессионалов. Данное производство просто автоматизировалось и перешло на компьютеры. Было бы удивительно, если бы этого не случилось, ведь шоу-бизнес - это точно такой же бизнес, как и любой другой. Почему бы и здесь не пойти на полную автоматизацию? Мало того, звук всегда идет первооткрывателем в мультимедийной сфере компьютерных технологий. Ведь вспомните тот далекий период, когда внедрялся Windows 95, что тогда делали из компьютера? Музыкальный центр, а параллельно с этим он развивался как орудие производства этой самой музыки. Теперь все доросло до нового уровня, и на базе современного РС мы уже имеем, как минимум, домашний аудио/видео/гейм-мультимедийный центр. Кто захочет, может нарастить его до уровня профессиональной студии звукозаписи или видеомонтажа.
В последние годы сложилось такое впечатление, что со звуком на компьютере сделали все, что только можно, наступил логический техно-пик. И, действительно, в прошлом году самым ярким и раскручиваемым событием стала поддержка Intel-Mac'ов, от которой рядовым пользователям как РС, так и Мас'ов, по большому счету, ни холодно, ни жарко. Программы и интерфейсы достаточно мягко перешли на 5.1, хотя спрос на эти технологии не так уж и велик. Поэтому вместо ожидаемого ранее всплеска в области 5.1, например, вашему покорному слуге думалось, что появится множество программных процессоров обработки для этого стандарта (вернее, этих стандартов), ничего вообще не произошло. Индустрия почему-то занялась самокопанием, возвращением к прошлому, реинкарнацией старых устройств. Это касается софта, а вот производители "железа" времени зря не теряли...
* * *
Наибольшие подвижки произошли в стане производителей гитар. В принципе, данная ниша была практически нетронутой, живущей как бы отдельно от всего остального. Естественно, там были свои мифы, легенды, культовые модели, на этом все и держалось, разве что Line6 немного будоражила рынок. Но потом-то наступило "время Ч", поскольку некоторые производители, ранее гитарами никогда не занимавшиеся, стали их выпускать. Причем с одним новшеством: выход у таких гитар - USB. Вот тут-то и пришлось посмотреть внимательнее, что происходит на рынке на самом деле. От "культовых" комбиков, усилителей и т.п. остался миф, ведь все уже сэмулировано программно.
Другие более молодые и наглые производители гитар пошли еще дальше. Физику звука ведь не отменишь, особенно если знаешь ее хорошо. И вот начали выпускаться гитары без дек, а сам звук инструмента, вернее, его "окрас", создается с помощью технических алгоритмов - так пал и еще один миф о супер-технологиях по созданию корпусов и т.п. Да, они были, и заслуживают внимания. Но как Страдивари некогда искал свой лак, точно также современный программист или инженер, создающий инструмент, делает нечто подобное при математическом проектировании алгоритмов. У Line6 таким макаром была сэмулирована целая линейка гитар Variax, которые могут играть со звуком множества моделей. Естественно, это все достигается программной частью. Но Line6-то не переводили ее на компьютеры, а вот IK Multimedia и Native Instruments создали вещи не хуже и в виде софта. Что оставалось сделать Line6? Конечно, выпустить часть своих алгоритмов в виде плагинов, так и произошло. Но при этом они, скорее всего, привыкшие к вялотекущему гитарному рынку, хотели растянуть удовольствие, то есть, планировалось между выпуском VST и RTAS вариантов подождать примерно год, но не тут-то было, поэтому Line6 пришлось поспешить, и RTAS появился намного раньше намеченного срока.
Почему я говорю о вяло развивающемся гитарном рынке? Да потому, что они (производители) еле ворочаются. Например, бренд Gibson изначально предложил, потом долго прорабатывал, запатентовал свою технологию, подразумевающую чуть ли не пострунную профессиональную конвертацию в цифровой вид и т.п. Fender выпустила специальный стратокастер, который может играть звуком разных моделей (идея похожа на Line6, не так ли?). Эта модель от Fender получила в 2007 году премию mipa (Musikmesse 2007) как лучший инновационный продукт. Стоит напомнить, что в прошлом году таковым стал Variax от Line6. Но при этом практически никто не заметил, что фирма Behringer представила на этой же выставке три модели гитар с цифровыми выходами. А если Behringer - это, значит, качественно и недорого. И хотя речь идет только о гитарах с АЦП, можно предположить, что вся эта история со звуком различных моделей очень скоро перейдет и в программную область, нужно только чуть подождать. Поэтому в консервативном стане производителей гитар постепенно происходит революция. Да и, в принципе, кто мог хотя бы года три назад предположить, что Behringer займется выпуском гитар?
* * *
Раз уж мы начали о гитарах, то к следующей теме нашей беседы подойдем и с этой стороны тоже. Как там звучит известный рекламный лозунг? Включил и работай? Да, сейчас пошла мода на такие решения. Раньше все было как-то обобщено, то есть разработчики и производители пытались охватить своими продуктами как можно большую аудиторию пользователей, учитывая их интересы. В результате все получалось достаточно громоздко и дорого. Ситуация сдвинулась с мертвой точки, когда появилось такое слово, как "подкастинг". Лично мне кажется, что именно он подстегнул производителей к созданию более узкоспециализированных и дешевых решений. Для тех, кто не в курсе, поясню, что подкастинг - это звуковая программа, которая делается в рамках сайта, эдакая радиопередача. То есть, если нет времени на чтение и т.п., то можно скачать МР3 и слушать его по дороге на работу либо занимаясь другими делами. Соответственно, для ее производства необходим очень простой и топорный инструментарий - компьютер или ноутбук со звуковой картой (интерфейсом), не обязательно самой лучшей по характеристикам, микрофон и программа, которая позволяет производить запись, редактирование, обычную обработку и сведение со звуковой подложкой.
Опираясь на свой опыт, скажу, что как я ни пытался объяснить неподготовленным пользователям суть работы в программах типа Vegas, как там делать подкастинг и т.п., они не могут этого понять. То есть, им необходим еще более простой инструментарий. Именно поэтому стали появляться, по существу, тривиальные и специализированные программы с волшебным словом "подкастинг", а после и вовсе сразу несколько фирм выпустило готовые комплекты для этого дела, включающие как аппаратную, так и программную часть с подробным описанием. Ничего больше, ничего меньше того, что необходимо. Комплекты получились недорогими, и их может позволить себе рядовой пользователь.
У гитаристов все развивалось примерно в таком же направлении, а технологическим пиком стала специальная программная оболочка RiffWorks, подготовленная IK Multimedia совместно с Sonoma Wire Works и анонсированная в начале марта этого года. То есть, они сейчас предлагают специализированный и простой в использовании мультитрек, в котором имеется весь арсенал программных эффектов для гитары, наборы грувов и т.п. То есть, действительно захотел помузицировать, сочинить что-либо новое - пожалуйста.
Таким образом, нельзя не отметить тенденцию - все из профессионального стало обращаться в сторону обычного пользователя. Поэтому неудивительно, что и Steinberg решила выпустить концептуально новую и очень простую в обращении программную оболочку мультитрека. Об этом пока только объявлено, а как появится, посмотрим, конечно же, что за диво.
Для многих не секрет, что у вашего покорного слуги есть контакты среди разработчиков, и тут к теме вспоминается мое интервью с Брэмом Босом (Нидерланды) годовалой давности, где он представлял свою новую программу Tunafish. Тогда он сказал, что перед тем, как взяться за написание, внимательно изучил рынок и пришел к выводу, что в нише VST-секвенсоров и вообще программ для начинающих нет ничего приличного, поэтому и решил создать такое ПО. То есть, я тогда это пропустил мимо ушей, но Брэм указал на общую тенденцию будущего и оказался прав. Он действительно неплохо "пропахал" данный вопрос.
* * *
В остальном пока все течет, как и раньше, единственное, что стоит выделить отдельно, сейчас подросло новое поколение специалистов, которые уже и не видели студии звукозаписи в их классическом понимании, поэтому все эти эмуляции оборудования прошлого оказываются бесполезными. Все гораздо понятнее на уровне блок-схем и т.п., чем сейчас, реализацией новых концепций в рамках графических интерфейсов, в свою очередь, занимается новое поколение разработчиков. Поэтому зашевелились все, на старой телеге далеко не уедешь. И тут есть один небольшой подводный камень, который может оказаться для старожилов индустрии опасным. Вспоминаем на конкретном примере год эдак 98-й, компания Voyetra Turtle Beach занялась тогда выпуском дешевых звуковых плат и детско-юношеским ПО серии eJay, увидев в этом перспективную и не занятую нишу, после чего... полностью закрыла профессиональные линейки своей продукции. В результате, после некоторого всплеска, она проиграла во всех сегментах и сошла с дистанции...
А еще вспоминается один предприимчивый индус, который создал из стандартных компонент малофункциональный звуковой редактор уровня студента-первокурсника, назначил на него цену в 20 у.е. и стал продавать как... программу для детей. И что вы думаете, не покупали? Конечно, покупали. Поэтому пока данная ниша не заполнена, за нее сейчас пойдет настоящая война.
А на профессиональном рынке предвидится небывалый кризис, потому как, кроме невнятного "Intel-Mac support", в прошлом году ничего не было, а в этом на выставках не представлено ничего концептуально свежего и действительно интересного. Этот кризис характеризует переходное состояние, а именно - смену поколений в стане звукового ПО и "железа".
Кристофер,
[email protected]
Горячие темы