Название игры: "Смерть шпионам"
Жанр: stealth-action
Разработчик: Haggard Games
Издатель/в СНГ: "1C"
Похожие игры: Hitman: Codename 47, Hitman: Contracts, Hitman: Blood Money
Системные требования: CPU 1.7 GHz, 512 Mb RAM, video 128 Mb, free space 3 Gb
Оценка: 7
До настоящего времени попыток создать идеального убийцу с русскими корнями не предпринималось. Скорее всего, это к лучшему: вы представляете себе нашего киллера с непременным "Макаровым", одетого в спортивный костюм а-ля "Адидас" и прячущегося по подъездам? А вот существовавшее во время Второй мировой управление военной контрразведки "СМЕРШ" открывает уже куда более широкие возможности.
Рожденный в СССР
Зимний Витебск меньше всего напоминал город - укрытые толстым слоем снега развалины и завывающий в полых окнах ветер нагоняли грусть и тоску. Похоже, что иного мнения о текущем положении дел был лишь патрульный, который бодро напевал под нос какую-то песенку на немецком языке. Щелкнув спичкой и выпустив клубок густого дыма, он сосредоточенно уставился в сторону близлежащего забора, из-за которого торчала чья-то нога. "Дивер..." - только и успел пробормотать он...
Сейчас вряд ли найдется такой человек, который ни разу не слышал бы о созданном в 1943 году Главном управлении военной контрразведки "СМЕРШ". По популярности эта организация уступает разве что НКВД, да и то, этот вопрос более чем спорный. И та, и другая были подвергнуты яростной критике со стороны историков. Законсервированные документы немало пролежали в пыльных архивах, успели покрыться не только плесенью и мраком, но и стать источниками сотни мифов. Haggard Games, впрочем, решила сыграть "50х50": за основу "Смерти шпионам" взяла документально подтвержденные источники, а вымышленного капитана 4-го отдела контрразведки Семена Строгова наделила способностью решать сложные задачи в одиночку.
"Зубастость" игрового процесса начинает проявляться буквально сразу же, стоит лишь отбегать первую тренировку. Высадка на местности, беглый осмотр карты, определение главных приоритетов, тихое устранение первых жертв и... совершенно неожиданный сюрприз. Переодеться в форму убитого фрица можно лишь в том случае, если он удушен. Кинув в него нож, сделав маленькое отверстие в его теле и, уж тем более, изрешетив несчастного из автомата, вы лишитесь ожидаемого с первых минут маскарада. О сложности такого "расклада" уже можно не говорить? А о реалистичности? То-то же.
Немного о грустном. Несмотря на понятное желание авторов "СМЕРША" заметно усложнить геймплей, он дает трещины в самых неприличных местах. Открывший громкую пальбу в каком-нибудь лесу агент живет очень недолго - враги появляются в промышленных масштабах и при этом очень метко стреляют (пары пуль достаточно для свидания с меню загрузки). К строго обратному стилю прохождения никак не располагают ни рекомендуемый арсенал, ни огромное количество субъектов, которым не задуришь голову даже снятой с трупов униформой. В итоге ситуация создается парадоксальная: рюкзак ломится от пары противопехотных гранат и снайперской винтовки, на плече нашего протагониста болтается именной ППШ, а реально может пригодиться лишь носовой платочек с хлороформом и универсальная удавка. Как только часовой "укладывается" мирно спать в близлежащие кусты, настает горькое прощание со всем добром - размеренно вышагивающего гауляйтера с советским рюкзаком на спине остальные не хотят воспринимать и открывают огонь без предупреждения.
Мелочи жизни
Обладая весьма условной физической моделью, "Смерть шпионам", тем не менее, дает возможность как следует порезвиться в тылу врага. В первую очередь, это уловки главного героя - свист, подбрасывание инородных предметов с целью отвлечения охраны (Commandos 1-2 не забыли?), установка ловушек и прочие шпионские шалости. Мы затрудняемся ответить, так ли было на самом деле, но тот факт, что это здорово оживляет игровой процесс, вне всякого сомнения.
А еще Строгов умеет управлять любой техникой времен Второй мировой. Оставив навечно спать шофера в его комнатушке, можно позаимствовать маневренный броневичок и безбоязненно пересечь несколько блокпостов. Отъехав на приличное расстояние и заметив пару фрицев на перекуре, можно дать себе, наконец, поразвлечься. Но имейте в виду, если вдруг набежит охрана, мы вас предупреждали.
Системы рейтингов разработчикам показалось мало, и теперь появился еще один важный параметр - "Очки". То есть даже у кажущегося поначалу недостижимым "Профессионала" есть свои градации, которые помогут избежать лишних споров при выяснениях между игроками "кто круче". Добиться максимального успеха на "харде", правда, неимоверно сложно - "Смерть шпионам" вполне можно окрестить гипертрофированным в плане трудности прохождения Hitman'ом. Порой даже создается впечатление, что над тобой откровенно издеваются, заставляя уделять каждой миссии час, а то и больше реального времени. Сидеть по темным углам и практически никогда не закрывать карту надоедает уже ко второму-третьему заданию, но таковы реалии - массовый холокост тут устроить никто не даст.
Такой непременный для любого стелс-экшена показатель, как реиграбельность, в "СМЕРШЕ" находится на должном уровне. Игровые форумы уже сейчас трещат от дискуссий по поводу наиболее оптимальных способов прохождения той или иной миссии - и каждый из них, разумеется, имеет право на жизнь.
К причудливо спроектированным уровням, равно как и к графике, есть немало вопросов. С одной стороны, мощные конфигурации выдают удобоваримую картинку с использованием если не сегодняшних, то вчерашних технологий. Несильно потеряв в качестве, можно заставить игру шустро бегать даже на относительно устаревшей машине. Но в любом случае артефакты и баги обеспечены. Тела бесстыже проваливаются в стены, противники упокаиваются в самых нелепых позах, а нестандартное решение порой "поощряется" незапланированным вылетом в систему. На момент написания этих строк, увы, о патче - ни слуху, ни духу. Поэтому остается скрестить пальцы и надеяться на лучшее. Все-таки жалко расставаться с неплохим проектом.
Подводя промежуточные итоги, мы вам настоятельно рекомендуем не проходить мимо "Смерти шпионам". Да, большое количество клише, есть место общим недоработкам и массе ненужных, в принципе, деталей. Но, несмотря на все эти "проколы", в "русского Хитмана" интересно играть, приходится постоянно думать. Кажется, именно этими качествами должен обладать настоящий стелс-экшен.
Антон БОРИСОВ
Лицензионный диск предоставлен компанией "ХИТ компани"
Горячие темы