Этот выпуск будет посвящен свежайшей седьмой версии любимого редактора-секвенсора всех начинающих аранжировщиков - Fruity Loops. Ну, точнее, как свежайшей... Чуть меньше месяца как появилась. Да еще и два обновления к ней вышло. Тем не менее, многие еще размышляют, стоит ли обновлять уже ставшую привычной версию. В этой статье я расскажу вам о новых возможностях программы.
Естественно, слегка изменен дизайн, внешний вид программы. Первое, что я отметил для себя как плюс нового дизайна, это информативный экран загрузки компьютера. Теперь нам показывают не только, на сколько процентов загружен процессор, но и свободную память (либо занятую, в зависимости от настроек), график истории работы процессора, а также сколько нот играет в данный момент в вашем проекте. Так, становятся видимыми трудоемкие места для нашего компьютера, которые стоит оптимизировать.
Еще одной хорошей новостью для обладателей слабых компьютеров является то, что в новой версии сделан режим Smart Disable не только для эффектов, но и для генераторов, то есть софтовых синтезаторов. Для тех, кто не курсе, поясню. Smart Disable отключает неиспользуемые в данный момент эффекты, чтобы освободить ресурсы компьютера. Теперь, как я понимаю, программа не тратит лишние герцы процессора и байты памяти на не играющие в данном конкретном паттерне синтезаторы. Я запустил один и тот же проект в 6-й и 7-й версиях программы со включенным Smart Disable. Тормозить стало меньше. Не скажу, что выигрыш очень уж большой, но заметный.
А для обладателей мощных компьютеров с двумя процессорами окажется полезной функция разделения процессов для мультипоточных генераторов. Например, Absynth действительно в 7-й версии у меня стал использовать намного меньше ресурсов. Кроме того, окна плагинов, синтезаторов, эффектов теперь могут быть отделены от рабочего пространства FL. Этой возможности обрадуются обладатели нескольких мониторов, потому что теперь они удобно перетащат окно генератора на другой монитор, чтобы иметь больший обзор.
Приятное новшество - трековый секвенсинг. Как бы это вам объяснить текстом. Теперь паттерны можно представлять в том же виде, что и аудиофайлы, которые вы вставляли в программу. Несомненно, функция для нормальной визуализации очень удобная! Но я бы ее поменял на просто нотный стан. А то ноты в FL всегда представлялись в виде Piano Roll, что для серьезных музыкантов ну очень неудобно. Одна моя знакомая называет такой вид "Мечта Аккордеониста". Аккордеонисты, если вы есть среди читателей "КВ", не обижайтесь, вы ребята нормальные, но освободите из рабства разработчиков FL!
Из разряда "давно надо было сделать" - возможность записи монофонического сигнала. Представляете, до этого все шесть версий редактора умели записывать звук только в стерео! Но лучше поздно, чем вообще никогда.
Из приятных, но не очень необходимых фич отмечу появление сверху в центре встроенного агрегатора, который, при наличии соединения с интернетом, загружает заголовки последних новостей с сайта производителя. Так я узнал, что уже выпущена бета-версия 7.0.2. Жаль, что эта функция не поддается никакой настройке, а то можно было бы добавлять туда и другие фиды. Сидишь, сводишь какой-нибудь трек, а параллельно и новости читаешь. Прям как Цезарь.
Новых плагинов всего три, зато приятственных и именно таких, каких не хватало FL. Во-первых, Edison - который нужно, скорее, не плагином назвать, а программой для записи и редактирования аудио. Вызывается он кликом по иконке со скрещенными микрофонами либо нажатием "Ctrl+E", либо загрузкой в список эффектов трека, на который вы собираетесь записывать аудио. Интересно, что в Edison создатели FL решили сразу запихнуть и спектральный анализ аудио-трека, и реверберацию в реал-тайм режиме, и blur, и gain, и сразу кучу всего, что лично мне кажется лишним. Но, интересная особенность работы редактора - он держит весь аудиофрагмент в памяти компьютера, а не на жестком диске, что, естественно, только улучшает производительность. Однако создатели честно предупреждают, что если вы решите записывать большие аудиофрагменты, то лучше пользоваться другими программами, иначе возможны проблемы с работой FL. Они рекомендуют записывать не больше 1/4 от объема вашей оперативной памяти. То есть, если у вас 512 Mb RAM, то аудио не стоит записывать больше 128 мегабайт за один раз. Это приблизительно 6 минут в формате 48kHzб 32-bit. Так что, на самом деле, не такое уж это большое ограничение.
Во-вторых, Love Filter - фильтр любви и венерических болезней. Юморю, ага. На самом деле это набор из восьми фильтров, благодаря которому вы сможете создавать разные интересные эффекты (тип фазеров, гейтов, секвенций), автоматизировать частотный баланс. В общем, нормальный такой, обычный фильтр, а любовь они просто для красоты сюда добавили.
И, в-третьих, наконец-то, нормальный параметрический эквалайзер! До этого в FL их было аж две штуки и ими даже можно было пользоваться, но они настолько неудобны - все равно, что вести машину с заклеенным лобовым стеклом, только сверяясь со спидометром. А новый плагин с гордым названием Parametric EQ 2 делает нам удобно. Эквалайзер семиполосный, а на фоне частоты обозначены цветом - чем ближе к красном цвету, тем эта частота звучит громче. Спектральный анализ во всей своей красе! Удобно - не то слово. Почему раньше нельзя было сделать что-либо подобное, не понятно.
Изменения коснулись и старых плагинов. Так, разработчики никак не устанут улучшать синтезатор Sytrus. Уже, казалось, ничего нового в него добавить нельзя, ан нет - впихнули еще один эффект под названием Cherry, возможность автоматизации громкости и панорамы, целых 256 элементов в редакторе гармоник (раньше было 128 и что, кому-то не хватало?), мультиуровневый Undo (то есть история изменений звука теперь сохраняется, и мы сможем сделать откат к более ранним настройкам). Молодцы, конечно, но я бы с большей радостью встретил пусть и не такой навороченный, но новый генератор.
В drum-машине FPC, кроме косметически улучшенного интерфейса, добавили возможность выбирать в сэмпле область, которая и будет звучать. Кроме того, при клике средней кнопкой мыши сэмпл будет открываться в описанном выше "Эдисоне". Ну и добавлена поддержка нескольких новых форматов файлов, как, впрочем, и во всей программе.
Также небольшие изменения коснулись Slicer, Beepmap и Dashboard, но они такие незначительные, что вы и сами разберетесь. Хотя, несколько слов по поводу Slicer: документация утверждает, что в программе добавлен новый метод стрэтчинга, хотя и в прошлых версиях FL он был совсем неплох.
Другие новшества. Теперь программой нормально сэмплируются 32-битные моно-файлы. Улучшено импортирование вашего проекта в аудио целиком (добавлено 512-point sinc sampler interpolation) и отдельно каждого трека. И еще небольшой список более мелких нововведений.
Я считаю, что определение Fruity Loops как несерьезной программы (с чего я, собственно, и начал эту статью) сейчас уже просто не уместно. Более того, это утверждение смело можно было начинать забывать уже после 5-й версии FL. Я использую в своей работе все: Reason, FL, Ableton, Sonar, Nuendo, Samplitude и ещё много чего. В равной степени хорошо отношусь ко всем. У FL немного другая специализация, нежели у перечисленных мной программ. Та же Nuendo предназначена для более широких потребностей, чем музыка - Dolby Surround, например. FL Studio - среда для музыканта, а не инженера, хотя по качеству оным не уступает. FL сейчас умеет много того, что в другом софте либо сложно сделать, либо очень сложно сделать, либо просто невозможно. И наоборот. Почти нет ничего такого, что во фруктах нельзя было бы реализовать. И математика там уже на уровне, причем на высоком уровне. Мой вывод понятен - новую версию Fruity Loops стоит попробовать всем, даже адептам других программ (например, Sonar, как я). Ну а поклонникам FL 7-й выпуск "фрукта" просто строго рекомендуется к применению!
Алексей ХАЛЕЦКИЙ,
[email protected],
emusic.boot.by
Горячие темы