Территория Flash/Flex

В этом выпуске - интервью с Матюльковым Сергеем Валерьевичем, сотрудником фирмы "Эффективные программы" (www.effectivesoft.com)


- Сергей, расскажи, пожалуйста, о своем первом знакомстве с флэшем, которое, как я понимаю, для твоей нынешней деятельности стало ключевым...

- Хм... давно это было... Год 99... Для будущего проекта нужно было нарисовать красивое анимационное меню. Неделя исследований, с помощью какой технологии делать, и тут наткнулся на флэш...

Насчет ключевого - я бы так не сказал. Я информационный архитектор в софтверной компании, и мне приходится делать выбор между разными технологиями.

- Чтобы нашим читателям было интереснее :), какие языки программирования ты знаешь?.. А то существует расхожее мнение, что флэшем занимаются любители.

- С программированием я первый раз столкнулся в 1985 году. Так что удалось попрактиковаться почти на всех языках - от примитивного Бэйсика до Ассемблера. Создавать какие-то локальные приложения, естественно, лучше, используя более совершенные языки.

Скажу одно: если нужно быстро построить красивый, нетрадиционный визуальный интерфейс, то лучшего инструмента, чем Flash, вы не найдете.

- Интересует твое мнение об ActionScript как о языке. Лично мне Flex2 и ActionScript3 показался проходным, то есть до конца не оформившимся вариантом, хотя Flash 8 (и 2004 MX, т.е. 7-й) и ActionScript 2, в моем понимании, - весьма законченный продукт... Не прав?

- И да, и нет... Если говорить о вычислительных способностях третьей версии, то тут явный прирост; если об удобстве перехода со второй версии языка на третью, то налицо фактически полная несовместимость. У меня есть ряд проектов, которые содержат сотни тысяч строк кода, и у меня вряд ли появится в ближайшее время модифицировать код под третью версию.

Что касается мнения о переходной версии - мне кажется, что для флэша более удобной была вторая версия языка. Третья слишком приближена к JAVA и оказалась слишком сложной для понимания дизайнерами.

- ActionScript и JavaScript, что говорится, найди десять отличий. Прокомментируй...

- JavaScript, в первую очередь, ориентирован на работу с веб-контентом, т.е. тем, что функционирует внутри браузера. Если взять, скажем, работу с числами, массивами, функциями, объектами и вырезать все, что касается визуальных свойств объектов, то практически все один в один.

Если же говорить о визуальных классах ActionScript, то налицо явные преимущества и в скорости вычислений, и в предоставляемых возможностях.

Что касается возможности перехода разработчиков, знающих ActionScript, на JavaScript, то книжки придется полистать, и достаточно усердно. Не стоит забывать, что в нашу жизнь очень плотно вошел DOM (Document Object Model), который в разных браузерах реализован по-разному, а Flash эту область не охватывает.

С другой стороны, разработчики, постоянно программирующие с использованием JavaScript, не имеют ни малейшего понятия о специфичных для ActionScript классах, управляющих визуальными свойствами объектов и специальными эффектами.

Тем не менее, желательно знать и ActionScript, и JavaScript по одной простой причине - объекты Flash встраиваются в HTML-код и напрямую взаимодействуют через JavaScript с объектами DOM, т.е. веб-контентом.

- Глядя на второй Flex, все время задаешься вопросом, почему они (Adobe) просто не перейдут на Java? А то, если честно, очень нагромоздили. Зачем им нужен ActionScript?

- Цель, в принципе, ясна: иметь одного разработчика вместо двух. Только вот забыли одну вещь - программист никогда не будет дизайнером. А для дизайнера работа со слоями (читать "глубинами") гораздо привычнее.

Если же говорить о возможностях AS3, то глобально не добавилось чего-то сверхъестественного. Пятерку с плюсом можно поставить за реализованный бинарный сокет (есть такой способ соединения между клиентом и сервером). Все остальное лежит в плоскости незначительных, на мой взгляд, изменений/улучшений, которые, в свою очередь, вызвали массу негатива ввиду несовместимости с AS2.

Тут неплохо бы определиться: хотите сделать первый шаг к JAVA, или вы знакомы с JAVA и хотите попробовать ваши силы во Flex, то лучше сразу стартовать с AS3. Если вы больше дизайнер, то психологически легче будет со второй версией ActionScript. Впрочем, не будем торопиться с выводами - с нетерпением ждем Flash 9.

- В нашей приватной беседе ты говорил, что когда увидел один из первых флэшев, сказал тогда окружающим тебя людям, что за этим будущее...

- Было дело. Мне постоянно приходится сталкиваться с тем, чтобы рассчитать трудоемкость того или иного программного продукта. Так вот, Flash тогда побил все рекорды по соотношению качества и функциональности получаемого интерфейса по отношению к затрачиваемому времени. На тот момент распространенность Flash Player была менее 20%. Тем не менее, я принял решение, что очень скоро Flash Player станет самым популярным Plug-In для интернет-браузеров. Результат мы можем наблюдать на сайте Adobe.com.

Эта же компания готовит к выходу самый загадочный продукт Apollo (почитать можно тут: www.novemberain.com/blog/?p=1086). Учитывая последние тенденции рынка и появление достаточно крупных альянсов в лице Adobe + Google + Mozilla + SUN, можно предположить, что платформа Apollo готовится как заменитель рабочего стола для бизнес- и интернет-приложений... и полностью совместим с Flash (AS2+AS3).

- Adobe, как стало известно, купили очень значимый продукт Cool Edit Pro, в результате зеро у них получилось. Почему-то точно так же я смотрю на их покупку Macromedia. Раскрутка стандарта MXML идет неуклюже, или я не прав?

- А это не стандарт. Если ковырнуть чуть глубже, то это всего лишь формат файла разметки и списка классов и компонент приложения. Все компоненты и классы, необходимые для загрузки самого приложения, хранятся отдельно. Если бы "докрутили" AS2 до такой функциональности, то многие разработчики были бы очень рады. Увы, данная "вкусность" появилась только для AS3.

- Ну и пожелания читателям "КВ"...

- У меня два сына, одному 14, второму почти 8. Старший активно пишет на AS2, а младший с удовольствием рисует мультфильмы. Если вы хотите приучить ваше чадо быть последовательным, знакомьте его с Flash. Если вы хотите получить элементарное практическое понятие об ООП - изучайте ActionScript.

Эпоха "толстых" клиентов проходит, даже если под "толстым" понимать клиентскую часть, нагруженную графикой. Если вам нужно сэкономить средства для разработки клиентской части бизнес-приложения и при этом получить качественный продукт, то лучше Flash (Flex) вы ничего не найдете. Единственное, что тормозит развитие данной технологии, так это неспособность поисковых машин индексировать Flash-контент, но, немного пофантазировав, и эту проблему тоже можно решить.

Как говорится, добро пожаловать в наши ряды.


В завершение

Ну и от себя пару слов. Понравился человек, с ним не нужно было каких-либо реверансов, общение чисто деловое, профессиональное. Чего я желаю и всем в Беларуси - быть профессионалами.

Кристофер

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

11 за 2007 год

Рубрика: 

Эксклюзивное интервью
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!