Сергей Брин, сооснователь компании Google, ныне стал одним из самых богатых людей Америки, легендой компьютерного бизнеса. Многие знают, что Сергей родился в Москве, но не все знакомы с его биографией более подробно. Журнал еврейской диаспоры Moment опубликовал великолепную статью (momentmag.com/Exclusive/2007/2007-02/200702-BrinFeature.html) с подробной историей семьи Бринов. Судьба советских интеллигентов, которые эмигрировали в Америку, очень типична для того времени, тем более что на 1979 год пришелся пик еврейской эмиграции.
Родители Сергея живут в собственном доме в пригороде Вашингтона. Обстановка в доме Михаила и Евгении Бринов довольно скромная, без каких-либо признаков роскоши, разве что большой телевизор и "Лексус" во дворе выдают родителей миллиардера. Они выглядят по современному, молодо и бодро, часто и приятно смеются. Михаил и Евгения беседовали с журналистом несколько часов, прерываясь только на небольшие перекуры Михаила - для этого глава семейства уходил на улицу вместе с собакой.
Курение - привычка, которую Михаил Брин привез с собой из Советского Союза в 1979 году, откуда он эмигрировал в США вместе с мамой Майей, женой и шестилетним Сергеем (второй сын Сэм родился в 1987 г.). Дедушка Сергея, тоже профессор математики, захотел остаться в Москве и не поехал с семьей.
Отца зовут Михаил, 59 лет, он профессор математики в Университете Мэриленда. Вот уже 25 лет он преподает там динамические системы и статистику. Вообще-то, Михаил с детства хотел стать астрономом, но скрытый антисемитизм в России не позволил ему это сделать. Это постыдное явление действительно существовало, например, евреям было практически невозможно в то время поступить на физфак МГУ, потому что коммунистическая партия не хотела доверять им свою ядерную программу. Астрономия, к разочарованию Михаила, попала под ту же "статью". Пришлось поступать на мехмат, который Михаил закончил в 1970 году с красным дипломом (только три четверки) и пошел по распределению работать в Госплан, но продолжал изучать математику самостоятельно, писал научные работы и посещал университет. Он защитил кандидатскую в Харьковском университете, хотя для защиты пришлось найти русского научного руководителя, чисто номинального (евреи не могли быть научными руководителями при защите кандидатских работ других евреев).
Евгения Брин (на год младше мужа) работает исследователем в центре космических полетов NASA Goddard Space Flight Center. В Москве она тоже закончила мехмат и работала в институте нефти и газа. С мужем и его мамой они жили в трехкомнатной квартире в центре Москвы. Сергей родился 21 августа 1973 г.
Мама Женя (так ее называют в семье) говорит медленно, с русским акцентом, сладким голосом. По ее словам, Сергей с детства был очень способным мальчиком, любил математику и компьютеры.
У Михаила акцент несколько мягче, не такой, как у жены. Он большой фанат Google, по крайней мере, даже дома носит одежду с логотипом компании.
Отец рассказал много историй. Например, летом 1990 года 17-летний Сергей Брин вместе с группой одаренных юных математиков отправился в СССР по программе студенческого обмена. Юноша был шокирован той действительностью, которую увидел. По возвращении через две недели он подошел к отцу, посмотрел ему в глаза и сказал: "Спасибо, что ты увез нас всех из России".
Когда мальчик был маленький, он не понимал, почему родители уезжают. Ему было всего четыре года, когда папа объявил об этом решении. Решение пришло к отцу после посещения научной конференции в Варшаве в 1977 г., где он встретился с коллегами из США, Франции, Великобритании и Германии и убедился, что они "совсем не монстры". Женя и мама сначала не хотели ехать, но со временем он их уговорил. Они подали заявление на визу в сентябре 1978 г., после чего Михаил был немедленно уволен с работы. Он начал изучать программирование и переводил технические книги на английский за деньги.
В мае 1979 г. их заявление на выезд было одобрено. Затем Вена, встреча с еврейской организацией эмигрантов и временное пристанище в пригороде Парижа, где их давний товарищ Анатолий Каток (именно он был настоящим научным руководителем у Михаила) нашел подходящую вакансию в местном институте. В Америку семья приехала только 25 октября 1979 г.
Семья Бринов сняла дом в Мэриленде. Одолжив $2000 у представителей диаспоры, они купили Ford Maverick 1973 года. И, по совету Катка, отдали маленького Сергея в престижную школу Paint Branch Montessori School в Адельфи, Мэриленд. Это необычная школа, где используется "свободный" метод обучения и специальные приемы для развития интеллекта и креативности.
Первый год учебы был очень сложным, потому что мальчик не знал английского языка, но в дальнейшем Сергей проявил себя с самой лучшей стороны: он был очень талантливым ребенком. В дальнейшем он учился в Eleanor Roosevelt High School в Гринбелте, где он уже шел с опережением нормального графика учебы. За три года он усвоил программу колледжа и поступил в Университет Мэриленда, где был одним из лучших в группе. Потом Сергей выиграл престижную стипендию National Science Foundation и попробовал поступить в МТИ, но туда его не взяли, и Сергей поступил в Стэнфорд.
Весной 1995 года Сергей познакомился со студентом-компьютерщиком Ларри Пейджем (сын компьютерного профессора, одного из первых профессоров в этой области в США, и программистки). Вскоре он решил бросить Стэнфорд и основать вместе с Ларри собственную фирму, что очень огорчило родителей. Первые $100 000 венчурных инвестиций бизнесмены получили от Энди Бехтольшейма (Andy Bechtolsheim), сооснователя Sun Microsystems, еще до того, как компания "Google, Inc." была юридически оформлена. Дальнейшая история уже стала легендой.
Сергей стал миллиардером, но до сих пор покупает продукты в Costco и смотрит на ценники. Он очень любит готовить, особенно соус "чернобыль чили" (45 минут в микроволновке).
По мнению журнала еврейской диаспоры, знаменитый фирменный лозунг "Don't Be Evil!" - это интерпретация каббалистической концепции "исправления мира" (tikkun olam).
Анатолий АЛИЗАР
Комментарии