Территория звука

Ответы на вопросы

Вот и пришло время мне впервые отвечать на ваши вопросы. Какие-то из них мне переслал Кристофер, какие-то вы сами мне прислали, некоторые был заданы на форуме (emusic.boot.by/eforum). Объединяет их одно - на них будут даны ответы!


Не могли бы Вы посоветовать какой-нибудь программный голосовой гармонайзер?

Понятно, что на вкус и цвет товарищей нет, поэтому порекомендую несколько, из которых вы сами выберите тот, который Вам больше по итоговым результатам приглянется. Во-первых, встроенный гармонайзер есть в WaveLab'е, так что если Вы пользуетесь именно этим звуковым редактором, то поиски можно завершать. IK Multimedia Amplitube Amplifier - на самом деле это процессор эффектов, эмулятор основных известных комбоусилителей, то есть предназначен для обработки гитарных партий. Но встроенный гармонайзер лично я иногда использую для создания необычного звучания. В любом случае попробовать стоит. Вообще же, возможно, Вам стоит обратить внимание на вокодеры. В первую очередь, рекомендую Vokator от Native Instruments.


Как правильно обрабатывать бас-бочку?

Вот один из вариантов.

Берем исходный сэмпл, вставляем в сэмплер.

Начинаем со щелчка. Щелчок можно накрутить самим же сэмплером, убрав атаку на ноль и сдвинув флажок "старт" (откуда сэмпл начинает проигрываться) в сторону. Чем дальше двигаешь, тем ближе флажок к вершине амплитуды, тем слышнее щелчок. Возникнет ли DC offset (кто не в курсе, это постоянное напряжение в сигнале звуковой частоты)? Нет, не возникнет, сэмплер сам дорисует оторванный кусок вертикальной линией.

Теперь эквалайзер. Если щелчка все еще мало, поднимаем высокие частоты где-то от 8000-12000 герц. Изменяем громкость этих частот так, чтобы щелчок был желаемого свойства, подстраиваем параметр q (квантайзинг, разрядность) для мягкости. Район 60-210 герц должен на спектре выглядеть плоско (просто "полка"), этим мы получим хорошую переносимость на другие звуковые системы. Еще неплохо загасить в низких частотах все в спектре 0-25 герц.

Компрессор. Дополнительно убираем спектр 0-25Hz первой полосой. На промежутке 26-210Hz настраивается "уханье" бочки. 211 - (500-1200)Нz в зависимости от случая придает "кирпичность". Более высокие частоты дают еще больше щелчка и "кирпичности" звучания.

Мало низов? Вешаем MaxxBass от Waves с ratio 1:2 - 1:3, крутим gain.

Слушаем результат отдельно и вместе с басом, на РАЗНОЙ акустике.

Все равно плохо звучит? Берем другой сэмпл.

Надо ли компрессировать бочку с басом группой? Это на ваш вкус. Хоть вместе с голосом! Если это в итоге звучать будет вкусно.


В статьях пишут, что нужно резать все частоты ниже 40 в басах. Я, конечно, понимаю, низы - это "накопители" шумов, но какое техно, брейкбит или drum-n-bass, если без глухих и "выбирающих" басов?

Резать нужно после 40 hz потому, что именно после них ОБЫЧНО начинается гул, который лучше всего становится слышен на обыкновенных колонках от центра за 200 долларов. Моё отношение к этому вопросу - не принципиальное, ибо я думаю, что лучше сделать фонограмму со "средним" звуком, чтобы и на колонках от центра Hi-Fi и на Hi-End технике звучало достойно. Следует также учитывать, что сабвуфер может быть, а может и не быть у конечного пользователя этой фонограммы, т.е. слушателя. Да и не каждому уху этот гул может показаться "сочным оттенком баса".


Скажите, пожалуйста, что Вы делаете в первую очередь при мастеринге? Файл (Mix) попал на Ваш компьютер - Ваша самая первая операция...

Вообще при мастеринге я следую такому нехитрому плану:

  1. Устранение возможных щелчков, скрипов, шипения и шума.
  2. Определение динамики.
  3. Прозрачное лимитирование (сглаживание верхних пиков в записи).
  4. Выравнивание и расширение стереобазы.
  5. Многополосная компрессия.
  6. Динамическая эквализация.
  7. Добавление верхних гармонических составляющих.
  8. Добавление громкости и выравнивание.

Понятно, что все эти пункты не обязательны, а только если действительно необходимы. Если сведение было выполнено на качественном уровне, то многих из этих шагов можно будет избежать.


Есть достаточно простая задача: записать приветствие на автоответчик. Хочется, чтобы голос звучал на фоне музыки. С наскока получилось весьма несимпатично... Посоветуйте, пожалуйста, как это лучше сделать, чтобы получилось более-менее профессионально и приятно на слух?

Профессиональная запись на автоответчик? Чего только не привидится! Во-первых, узнай, в каком формате идёт звук в телефоне. Я точно не помню, но, кажется, 11050Hz моно. Вот и работай со звуком таких параметров. Во-вторых, после записи компрессируй голос. В-третьих, попробуй корректировать частоты. Голос обычно находится в среднем диапазоне, мужской - в нижнем среднем. Так вот, прибери в фоне немного нижней середины, а в голосе прибери верхи и низы. Кстати, в Ozone есть пресет Bad Phone, который можно использовать, чтобы получить именно такое звучание, которое услышат позвонившие вам.


Как эквализировать голос? Вот, например, у меня голос какой-то грязный, шумный, как его утеплить и сделать мягче?

На этот вопрос прямо ответить нельзя (что бы ни писали), всё зависит "от размера и диаметра иглы", от того, где пели (комната, изоляция и т. д.), куда пели (микрофон в смысле), куда писали (цифра, аналог), чем цифровали (SB Live! Или Prism Sound) и зачем вообще всё это делали. С плохо прописанным вокалом и вообще любым треком ничего уже сделать нельзя, эквализируй его или нет, уж лучше замазать эффектами какими-нибудь немыслимыми. Ну а если все же хотите маяться: низкие частоты потише, верхи - погромче. И есть ещё чудо - эксайтер называется, уж лучше его покрутить.

На сегодня все.

Алексей ХАЛЕЦКИЙ,
synth@tut.by,
emusic.boot.by

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

10 за 2007 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!