Территория Звука. 2007...

Итак, вы чувствуете в себе метание гения и жизненную необходимость в самовыражении. Самовыражаться вы, конечно, собираетесь через музыку. Что ж, как говорится, кручу всё любое. Может, я смогу отговорить от этого гиблого дела в самом начале вашей, несомненно, долгой и плодотворной карьеры? Ведь создание музыки не только, а точнее, совсем не глубокомысленное наигрывание на инструменте мелодий, сидя на диване и вперив отсутствующий взгляд в стену. Извините мне резкость, но я просто обязан опустить вас с небес на землю.

Самое главное - вы должны уметь играть на музыкальном инструменте. Собственно, даже не важно на каком. Например, лидер группы "Сети" умеет играть только на флейте, но это не мешает ему сочинять. Так что выбирайте себе по вкусу, хоть цимбалы. Зачем вам это надо? Ну, драгоценные вы мои, а как вы собираетесь сочинять музыку? Даже Иоганн наш Себастьян понимаете ли Бах проверял свои сочинения на музыкальном инструменте (клавесин, орган), хотя сочинял их в голове и записывал в нотную тетрадь, а тех, кто сочинял за инструментом, называл гусарами. Кретинов, которые утверждают, что они и без умения играть на каком-либо инструменте сочиняют (делают) конгениальные вещи, бейте старыми папиными тапочками, чтобы им было обидно. Понимаете, они ведь сами НЕ ВЛАДЕЮТ искусством игры на инструментах и просто не могут сравнивать. Запомните: умение играть на любом инструменте никоим образом помешать НЕ МОЖЕТ, а вот помочь - сколько угодно!

Параллельно с освоением цимбал (гобоя, клавесина, литавр) изучайте музыкальную грамоту. Вообще, конечно, самый лучший вариант это упросить родителей отдать вас, шестилетних, в музыкальную школу, но, судя по тому, что вы читаете эту статью, вам явно не шесть и даже не десять лет. Начинаете, как и я, жалеть об утраченных возможностях? Не надо. Можно и нужно заняться самообразованием. А ещё лучше, если позволяет бюджет, нанять репетитора. Причём делать упор именно на то, что у тебя есть большое желание сочинять. Не можете нанять репетитора? Третируйте друзей, которым повезло сушить мозги в музыкальной школе, сами находите и читайте книжки.

Опять же, зачем вам это надо? Во-первых, вы сможете общаться с другими музыкантами на удобном языке. Например: "Мне кажется, уже в третьем такте стоит сделать модуляцию в параллельную тональность" (вместо: "Давай после тра-та-виу-бум сделаем тра-та-вииии-ля!"). Вы сможете читать ноты и записывать свои произведения красивыми закорючками, и так далее, и тому подобное. Кстати, может поступить возражение по поводу всего вышеизложенного со стороны "авангардистов" типа: "Я делаю ни на что не похожую музыку, и все ваши грамоты, ноты и фортепианы мне совершенно противопоказаны - иначе я растеряю весь свой авангардизм и стану попсовиком-затейником". Чушь! Добейте этого цуцика вторым папиным тапком. Без умения делать простейшие, элементарные вещи нельзя делать сложную, непонятную большинству музыку. Примеры? Из классики - Шостакович, из живописи - Пикассо... Да что я вам привожу примеры - пусть лучше этот самый авангардист приведёт пример своей теории.

Хорошо, скажете вы, а чем может помочь умение играть на музыкальном инструменте и знание музыкальной грамоты этому самому авангардисту, который ткёт свои звуковые кружева из шумов и ячеек электронной памяти? Да хотя бы расширением его музыкального кругозора! Невозможно писать проникновенные стихи со скудным словарным запасом. Нельзя сочинять интересную музыку без знания того, что было до вас.

Между прочим, есть три вещи, которым нельзя научить, а можно только развить. То есть либо они у вас есть от рождения, либо нет. Это слух, чувство ритма и импровизация. Если у вас идеальный слух, то я вам жестоко завидую. Вам не надо его тренировать и писать музыкальные диктанты. Если же вы, как я, слышите фальш, но с первого раза подобрать мелодию вам не удается, то тренируйте свои уши - это важно и полезно. Кстати, вспомним про нашего любимого Баха, считается, что вы разовьете абсолютный слух, если сыграете все 48 прелюдий и фуг из его "Хорошо Темперированного Клавира"1 . Как минимум, для этого необходимо владеть инструментом, удачи! Если же медведь прошёлся катком по твоему слушательному аппарату, то я вынужден прямо здесь с тобой подосвиданькаться. Без слуха в музыке делать нечего и заполучить его уже не удастся ни за какие деньги.

Чувство ритма, вероятно, ещё важнее, чем слух. Где вступить, сделать ломаную линию баса или ударных. В общем, без чувства ритма вам противопоказано заниматься музыкой. Естественно, ЧР тоже можно развить, чем больше играешь или поешь, тем лучше у тебя чувство ритма. Работа и труд - у всех повыигрывают!

Импровизация не столь важна для музыканта, но для композитора - очень! Стоит задуматься о разнообразии музыки, которую вы сочиняете, а тут без импровизационной жилки никуда. Опять же, хоть это очень удивительно, но не всем дано импровизировать. Казалось бы, играй от всей души по всем струнам и клавишам, а вот и нет... То есть я, неуч, умею импровизировать, а хороший музыкант, закончивший консерваторию, нет.

Что же дальше? Надо слушать музыку! Очень много музыки. Современную, я думаю, вы и без меня слушаете, я же буду настаивать на том, чтобы вы слушали и академическую2. Понимаете, современная массовая музыка в авангарде нового звука, это факт. То есть, если вы хотите научиться делать качественный звук, то вам, конечно, нужно к Autechre, Фадееву и прочим Вильямам Орбитам. Но что касается мелодических и гармонических принципов, то академическая музыка вырвалась далеко вперед. Я вам как-нибудь расскажу о современных тенденциях в академической музыке.

А для общего понимания мира музыки на сегодняшний день привожу вам таблицы.

Терминология
Классическая музыка Массовая музыка
Классическая музыка (classicus (лат.) - образцовый) Популярная музыка (общедоступная, понятная, известная)
Элитарная музыка (музыка, которую слушает узкий, "избранный" круг людей) Массовая музыка (музыка, которую слушает широкий круг людей)
Академическая музыка (музыка, связанная с определенной исторической традицией, профессиональная музыка) Эстрадная музыка (музыка, неразрывно связанная с эстрадной сценой)
"Серьезная" музыка (музыка, требующая интеллектуальных и эмоциональных усилий для восприятия) "Лёгкая", развлекательная музыка, "музыка фона", "музыка под цвет обоев" (музыка для отдыха)
Итог: музыка непреходящей культурной ценности, созданная на протяжении многих столетий (от Античности до наших дней) Итог: наиболее обширный пласт современной музыки, включающий разнообразные стили (не только легкие) и характеризующийся преобладанием песенного жанра


Некоторые критерии определения классической и массовой музыки
Критерии Классическая музыка Массовая музыка
Временные рамки (условно) "Музыка прошлого" (Бах, Моцарт, Бетховен...) "Музыка настоящего" (звучащая на радио, ТВ, концертной эстраде)
Музыкальные инструменты
  • "Классические" инструменты: рояль (фортепиано), клавесин, орган, арфа, скрипка, альт, виолончель, контрабас, флейт, гобой, кларнет, фагот, саксофон, валторна, труба, тромбон, туба, корнет, литавры (и др. ударные)
  • "Народные" инструменты: гитара, баян, аккордеон, цимбалы, балалайка, домра, мандолина
Синтезатор, компьютер, электрогитара, акустическая гитара, бас-гитара, ударная установка, а также многие "классические" инструменты
Музыкальные жанры Симфония, соната, концерт, квартет, опера, балет, сюита, увертюра, месса, оратория, кантата, пассионы, поэма, романс, песня, танец, марш, прелюдия, экспромт, фантазия, скерцо, фуга, интермеццо, "Музыка для.." и др. Главный жанр - песня; также - инструментальная композиция
Условия исполнения Концертный зал (камерный зал), театр, храм (костел) Эстрадная сцена, клуб, кафе, стадион, уличная площадка и т.д.

Данная статья ни в коей мере не претендует на объективность. Здесь выражается моё мнение, основанное на личном небольшом опыте. Любые дополнения и комментарии горячо приветствуются.

Алексей ХАЛЕЦКИЙ,
[email protected],
emusic.boot.by

1 Название произведения предполагает использование клавишного инструмента (сейчас обычно эти произведения играют на фортепиано или клавесине), настройка которого позволяет музыке звучать одинаково хорошо в разных тональностях. (Такой настройкой, например, является используемый сейчас 12-полутоновый равномерно темперированный строй.) Во времена Баха были распространены другие системы настройки, например, среднетоновый строй. Это означало, что одно и то же произведение, исполняемое в разных тональностях, звучало несколько по-разному, а частое использование хроматизмов и модуляций создавало впечатление расстроенности инструмента и диссонанса. Это накладывало на музыку той эпохи ограничения, и Бах хотел показать музыкантам все преимущества новых музыкальных строев.

2 Музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII-XIX вв. музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу. В тех или иных конкретных случаях конфликт композиторов-академистов XX века, особенно принадлежащих к авангардным течениям (например, Джона Кейджа или Карлхайнца Штокхаузена), с музыкальной традицией прошлого может быть очень резким, но это именно конфликт (предельно напряжённый диалог), тогда как иные типы современной музыки - от поп-музыки до джаза - с классической европейской музыкальной традицией почти не взаимодействуют. Впрочем, те или иные эксперименты по скрещиванию академической музыки с разными другими традициями предпринимались на протяжении всего XX века: от созданного Джорджем Гершвином гибрида классики и джаза до записей в сопровождении симфонического оркестра, практиковавшихся многими рок-группами (например, Deep Purple)

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

08 за 2007 год

Рубрика: 

Multimedia
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Наталья
Абсолютно согласна! ))))