Мне уже доводилось писать об этой проблеме ("КВ" №33 от 1 сентября 1999 г.). Статья Виктора Демидова "Капитуляция реальности" вновь побудила задуматься над этим забавным вопросом.
Что же такое "Я"? Очевидно, что "Я" вряд ли можно свести только к совокупности мгновенных состояний всех нейронов мозга. А теоретически лишь эту информацию можно забросить на DVD или закачать на флэшку. "Я" - это включённый совершенно уникальный счётчик времени и сенсор пространственного местоположения некой особой, единственной в мире точки - "Меня". Именно этим движком обрабатывается вся прочая информация, заполняющая мою память. Теоретически содержимое памяти, вероятно, каким-то образом можно частично оцифровать и прочесть, но это не будет "Я", это будет лишь моя память или продукция моего сознания, такая же, как, например, данный текст. Он, конечно, в какой-то степени характеризует моё "Я", но не является им. Что-то вроде следа на песке. Поэтому, думаю, что записать "Я" на DVD не удастся никогда :-( Хотя мысли читать технически вполне возможно.
Уже действуют экспериментальные модели инвалидных колясок, управляемых мыслью. Так что со временем станет реальностью и шлем, надетый на голову химика Зильберштейна (И.Олейников) Леонидом Ильичём Брежневым (Ю.Стоянов) в одном из выпусков "Городка" :-). Более интересно другое. Нам доподлинно известно, что замена зуба на искусственный протез не ведет к необратимому изменению личности. Можно даже заменить целую челюсть и остаться при этом самим собой :-). Бывают, к сожалению, и куда более трагичные случаи, когда приходится заменять утраченную конечность протезом, но это также не ведет к потере собственного "Я". Недавно даже промелькнуло сообщение, что юному пациенту заменили сердце искусственным аппаратом (временно - в ожидании донорского органа). И даже это не привело к потере его "Я". Он остался самим собой (собственно, для сохранения его "Я" или, что одно и то же для человека, его жизни, всё и делалось). А это уже серьёзно. Именно сердце, по крайней мере, частично, ассоциируется в нашем сознании и в нашей культуре с личностью человека - "его пламенное сердце", "её любящее сердце" и т. д. То есть дело не в зубах, конечностях, печени, почках (ими часто уже при жизни торгуют) и даже не в сердце. Уши также ни при чём. Ван Гог, говорят, их себе отрезал, и мы точно знаем, что и после этого он остался Ван Гогом. То есть, по крайней мере, теоретически можно вообразить себе живого человека, у которого все конечности и органы, кроме мозга, заменены на искусственные аналоги, подключенные к соответствующим мозговым центрам - эдакая голова профессора Доуэля. С высокой степенью достоверности можно утверждать, что его "Я" при такой замене сохранится. А что же мозг? Нам доподлинно известно, что повреждения мозга не всегда ведут к потере "Я" и разрушению личности. Так, например, описан случай, когда в результате тяжелейшей травмы мозг некоего Финеаса Гейджа оказался весьма существенно поврежден, но, несмотря на некоторые изменения эмоциональных реакций и частичный паралич лица, его "Я" всё же сохранилось! То есть, повреждение и даже утеря некоторых фрагментов мозга не всегда приводит к утрате "Я".
Таким образом, мы можем мысленно продолжить наши бесчеловечные эксперименты над несчастным, которого мы ранее уже лишили всех зубов, конечностей, органов и даже кожи, костей и нервов... Примемся за его мозг. Предположим, что мы располагаем супердорогостоящим сканером, который чётко отображает нам на мониторе все нейронные ансамбли любого участка его мозга. Мы будем с помощью ещё не изобретенных нанотехнологий шаг за шагом воссоздавать или копировать эти ансамбли из искусственных углеродных наноструктур, полностью имитирующих их электрические свойства. Затем (под наркозом!) шаг за шагом, поэтапно будем заменять естественные мозговые ткани их искусственными копиями. Кусочек заменили, зашили и разбудили пациента... поговорили... побеседовали... убедились, что он всё еще он... усыпили, разрезали, заменили ещё кусочек... разбудили пациента... побеседовали... и так далее. К чему же мы придём в итоге? Возможно, что после очередного пробуждения мы увидим бессмысленные искусственные глаза и устремленный в потолок остановившийся взгляд. В этом случае придется сделать вывод о том, что "Я" ускользнуло от нас и его суть лежит где-то глубже - может, на квантовом уровне организации материи, а может, и ... А может быть, эксперимент удастся довести до конца. Тогда весь мозг пациента окажется заменённым, а он при этом останется самим собой! Тогда мы констатируем очередную великую победу науки и сделаем вывод о том, что "Я" - есть системная динамическая функция. Но как же быть с одушевлением машин. Вообще говоря, "Я" представляет собой некое эволюционное приспособление, возникшее как средство выживания движущихся в пространстве биологических организмов. Жизнь - вовсе не обязательно предполагает непременное наличие "Я". Например, растения таковым свойством ощущения себя во времени и пространстве не обладают и "Я" себя не ощущают. В то время, как мухи, похоже, зачатками "Я" уже вполне обладают.
В известной концепции реинкарнации постулируется наличие в мире определенного неизменного количества вечных атм (по сути, "Я"), которые вечно реинкарнируют из одной телесной оболочки в другую. Строго говоря, поскольку обмен информацией между различными воплощениями невозможен, а значит, невозможна и экспериментальная проверка данной концепции, то и не столь важно - верна она или не верна. Но с технической точки зрения важно другое. Существует ли некий специфический материальный носитель "Я" (пациент потерял "Я" в процессе вышеописанного эксперимента), или "Я" - это чисто системно-кибернетический фокус (пациенту заменили мозг на искусственный идентичный протез, и он остался самим собой). Если материальный носитель "Я" существует (например, некая зашитая в гены квантовая суперпозиция каких-то там состояний), то для одушевления машин придётся каким-то образом локализовать местоположение "Я" в живых молекулярных структурах и забирать его у биологических организмов. Вернее, даже наоборот - строить машину вокруг живого "Я" путём замены его телесной оболочки на искусственные элементы будущего одушевленного робота. Это, по сути, будет повторение уже описанного нами процесса кромсания несчастного, но не до смерти его "Я". Один - самый главный живой кусочек - в нём всё же придётся оставить. Фактически принцип "робота-полицейского". Нельзя также исключить, что, локализовав материальный носитель "Я", учёные смогут даже построить чудовищный реактор и выпекать в его жерле атмы или новые "Я" искусственно. Я даже догадываюсь, чьим именем его назовут (о... :-), нет, нет - Франкенштейна). Если же полностью искусственный протез мозга возможен в принципе, то в принципе возможно и создание полностью искусственных одушевленных роботов. Причём в этом случае можно обойтись без тёмных подвалов, набитых странными машинами, стен, забрызганных кровью, и бледных маниакальных личностей, боящихся правоохранительных органов и дневного света... Тогда, перейдя некий порог сложности и миниатюризации, механические мухи станут вести себя как живые со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями... Тут возникает вопрос: а нужны ли вообще одушевлённые машины? - но это уже совсем другая проблема...
Андрей КОЛЕСНИКОВ,
[email protected]
Горячие темы