27 января в Минске на закрытую сходку собрались белорусские разработчики программного обеспечения по технологии shareware. Хотя shareware в современном софтверном мире - это уже больше, чем технология. Это где-то даже метод экономической стратегии на рынке ПО. Приверженцев shareware, которые на русский манер называют себя шароварщиками, стало настолько много, что на это направление давно обратил внимание серьезный бизнес. В России даже существует целая ассоциация "шароварщиков" ISDEF (www.isdef.org), объединяющая 300 ведущих софтверных компаний, специализирующихся на тиражных продуктах. В Беларуси пока такого нет. Шароварщики разрознены и выживают, большей частью, поодиночке. Но уже набралась та критическая масса, в которой можно общаться, по крайней мере, как в клубе по интересам. На сходку в Минске приехали программисты из Могилева, Новополоцка и других регионов. Белорусские шароварщики с "чужими" стараются не общаться. Несмотря на то, что сходка проходила не в подпольных условиях, shareware-разработчики проявляли поразительную скромность в знакомстве.
Инициатором проведения встречи выступила российская компания Searchinform (searchinform.ru), сотрудничающая с некоторым числом разработчиков из РБ. Известный в софтверном мире представитель этой компании, одновременно участвующий в деятельности ISDEF, в неофициальной беседе на сходке поделился взглядами на ситуацию в "шароварном деле" и тенденции софта. Получилось как эксклюзивное интервью с профессионалом рынка ПО мирового уровня.
- Почему такой интерес к shareware?
- Мировой рынок софта пришел к тому, что сейчас доминируют два подхода в разработках: outsourcing и shareware. Причем это уже стало не совсем принципами программирования, а способами рыночной конкуренции, включая маркетинг, менеджмент, бизнес-процессы и т.д. Outsourcing - это проектный бизнес, основанный на плановых человеко-часах (программистского времени). Здесь бизнес-процессы включают в себя четкое техническое задание и строгие сроки сдачи готовых этапов проекта. По большому счету, в аутсорсинге программист получает деньги за отработанные часы как рабочий. В shareware программист сам создает продукт по своей идее. Успех и доходы, в отличие от аутсорсинга, зависят от того, как продукт будет продаваться. Теоретически существует и третий подход к созданию софта.
Одаренный программист, сидя у себя дома, создает гениальное ПО и продает его за миллионы. Однако в современных условиях это становится все более нереальным. Софтверный рынок вступил в эпоху, когда успех определяется не только гениальной реализацией продукта, но и способами продвижения, умением создать бренд и выгодно продать. Поэтому outsourcing и shareware все более поглощают иные формы работы разработчиков. Достоинства и недостатки этих рыночных технологий понятны из принципов. В shareware риск "невостребованности" выше, но и выигрыш в случае успеха больше. В аутсорсинге риски для исполнителя меньше, но уж если проект завален, то убытки гораздо выше. Пример - развал "Кроны" в Беларуси. Программисты - исполнители, как люди творческие, всегда тяготеют к shareware, где всегда поощряется идея. В аутсорсинге, как правило, проекты менее интересны и более бюрократизированы, требуют строгого соблюдения установленных правил. В основном, только высокие суммы, закладываемые инвесторами, являются стимулом выбора программистом аутсорсинговых компаний. Возможностей карьерного роста, конечно же, больше в шароварном бизнесе.
- Как сейчас устроен рынок shareware в мировом масштабе?
- Присутствуют тенденции укрупнения. Можно пытаться что-то писать и предлагать в Сети самому. Но, в основном, все заняты работой на софтверные компании. Денежные расчеты между продавцами и покупателями ПО производятся на web-пространстве через сайты регистраторов, представляющих собой, в основном, западные компании. В средствах маркетинга и коммерческих предложениях продавцов shareware, вроде бы, никто не ограничивает. Однако на деле регистраторы и серьезные заказчики предпочитают иметь дело с крупными структурами типа ISDEF. В свою очередь, и ISDEF может влиять на недобросовестных регистраторов или заказчиков куда эффективней, нежели одна компания. Что касается методов разработки шароварных примочек, например, к AutoCAD и Photoshop, а затем их самостоятельных предложений купить Autodesk и Adobe, то вся эта "романтика" ушла с эпохой первых персоналок. В России шароварщиком часто уже выступает не продвинутый студент, а серьезная большая компания с масштабными проектами. Появляются концессии сотрудничающих фирм шароварщиков, формируются и конкурирующие структуры.
- Какую деятельность осуществляет ISDEF?
- Прежде всего, организует оказание помощи шароварщикам. Имеется в виду не материальная помощь, а коллегиальные советы. Речь, большей частью, не о технологических наставлениях как надо программировать, а про обмен опытом об эффективных средствах продвижения, рекламы и продаж шароварных продуктов. ISDEF регулярно организует конференции, где с докладами выступают представители ведущих компаний. На последней конференции присутствовали менеджеры IBM, Symantec, Microsoft и др. Причем, основное - это полезный обмен опытом и неофициальное общение. Люди знакомятся, находят новых партнеров и заказчиков, получают знания и оценивают новые направления. Очень популярна тема обсуждений "черных" и "белых" дистрибьюторов. Соответственно, ISDEF поддерживает своих членов перед контрагентами, разрешает спорные вопросы в отношениях, рекомендует тактику взаимодействия. Хочу отметить, что широкое развитие интернета не стало разрешать проблемы бизнеса без личного общения. Как и любой бизнес, софтверный бизнес в Сети не делается. Все удачные проекты начинаются и заканчиваются на личном общении. Поэтому и основная цель ISDEF - организация обмена опытом шароварщиков через личное общение.
- Какой, по Вашему мнению, оптимальный формат встреч шароварщиков в Минске?
- Должны быть две составляющие. Доклады как обмен мнениями. Программисты, скажем, могли бы представить свои разработки, я бы рассказал, к примеру, о своем опыте телемаркетинга в продажах ПО. На сегодняшнюю встречу ожидали культовую персону Александра Каталова, директора "Элкомсофт". К сожалению, не смог приехать, а так бы все узнали много интересного. Затем обязательно неофициальное общение по типу фуршета. То, что на эту сходку программисты вылезли из своих нор пообщаться в своем сообществе, - уже, я считаю, прогресс. Ведь встреча проводится впервые в Беларуси.
- Можете рассказать о подводных камнях или парадоксальных явлениях на современном рынке заказного ПО?
- Для начинающих шароварщиков прямое использование интернета может оказаться большой ошибкой. Чтобы результативно сбывать свой продукт, сейчас неэффективно просто выкладывать разработку на свой сайт. Необходим целый комплекс мер по поиску заказчиков и грамотного представления своего продукта. Поэтому ISDEF и организует конференции по таким вопросам. Другой интересный момент. Начинающие бизнесмены на рынке софта сейчас, на протяжении долгого времени, получает доходы меньше, чем их работники. Это как данность уже закладывают в бизнес-планы. Могу сказать, что программистам, работающим по частным заказам, год от года становится сложнее. Идет поглощение крупными компаниями маленьких. Наметилась тенденция трудоустройства бывших "частников" на основное место работы с совмещением подработки на шароварных заказах. На Западе в софтверных компаниях практикуется процесс разрешения рядовым сотрудникам выкупать акции компании, тем самым участвуя в прибыли. Ожидается, что такая практика начнется в России. Но главное, я считаю, что в софтверном секторе России началось понимание не денежных отношений в бизнесе. Я и мои партнеры часто оказываем друг другу значительные услуги, не оцениваемые деньгами.
- Как Вы оцениваете создание и развитие в Беларуси Парка Высоких Технологий?
- Это очень хорошая инициатива. Но, насколько я информирован, весь упор делается на аутсорсинговую работу с западными компаниями. Хотя намного выгодней было бы заниматься производством и экспортом готовых тиражных продуктов. То есть, shareware. Для государства это было бы так же выгодней, как торговать готовой продукцией, а не сырьем для нее. К тому же для небольших компаний налоговая политика и риски в ПВТ на основе аутсорсинга очень неподъемны, ставят их в жесткие ограничения. В результате те перспективные коллективы, которые легко интегрировались бы в shareware-пространство, в области аутсорсинговых взаимоотношений чувствуют себя неуверенно.
Александр ОАКЛИ
Дополнительные вопросы организаторам мероприятия можно задать по адресу swbel@tut.by
Комментарии
Вообще сделали бы инвестиционный фонд на базе Парка. Под бизнес-планы инвестировали бы!
А так просто местные киты будут платить немного меньше налогов и больше ничего.
Насчет того, что это была первая встреча.. :)) Просто собрались программисты (в основном) пива попить и потрындеть. Как уже не раз бывало. Событие из этого небольшое. И интервьюированный "инкогнито" конечно об этом знает, т.к. сам бывал.