Принцип неопределенности

В Беларуси представлены арт-акции современного искусства медиа-инсталляций от шведских художников под патронажем посольства Швеции. До 27 января видеоинсталляции под названием "Денежка за твои мысли" и "Шахматы" можно увидеть в Музее современного изобразительного искусства в Минске. В основе центральной идеи представляемой программы положен вопрос-размышление о грани между физической и виртуальной реальностью. С белорусской стороны активным участником проекта выступил концептуалист современного медиа-арта Дмитрий Плакс. С позиции "я все подвергаю сомнению с самого начала" Дмитрий в программе шведского мероприятия провел семинар под названием "Принцип неопределенности и искусство инсталляции", который, в общем-то, представлял собой открытую дискуссию на тему окружающей нас виртуальной реальности.

Сообществу любителей "Компьютерных вестей" очень по душе пришлось бы общение с Дмитрием, начавшим разговор о восприятии материальных объектов как интерпретацию интерпретации. Еще большей симпатией Плакс проникся у присутствующих на семинаре "негуманитариев" после обращения к работам физика Гейзенберга, одного из создателей единой теории поля. Интерес к идеям Гейзенберга был объяснен Дмитрием видением параллелей теории физики микромира и мира, в котором мы все живем.

Гейзенберг, несмотря на то, что получил Нобелевскую премию за работы по квантовой механике, считал себя философом, написав такие трактаты, как "Физика и философия" и "Физика и за ее пределами". А сформулированные им парадокс неопределенности, принцип наблюдений и принцип обменного воздействия показал, что микромир нельзя описать законами классической физики. Корпускулярно-волновой дуализм, определяющий невозможность точного указания одновременно импульса частицы и ее координаты, зависимость существования микрообъекта от наблюдения и отсутствие причинно-следственных связей в микромире, Дмитрий Плакс интерпретирует на объекты искусства с вопросом "Можно ли говорить, что существует то, что мы видим?".

Гейзенберг выражал мнение, что физика должна отказаться от попыток узнать, как устроен мир, исключить наглядные представления, переведя физические понятия на язык символов математики, принять положение, согласно которому микрообъекты существуют только при наличии наблюдающего их субъекта, отказаться от принципа причинности в микромире. Дмитрий Плакс, предполагая, что мы также живем в микромире, считает, что также рассматривая некий объект искусства, чем яснее видятся одни его параметры, тем большей неопределенностью обладают другие, все нами увиденное существует только в момент восприятия, а причин и следствий в искусстве не существует. От этих постулатов дискуссия перешла к обсуждению отношений между вербальным и визуальным, а также границы, за которой начинается виртуальное пространство. В общем, всегда интересно пообщаться с умным человеком, тем более, глубинно изучающим физику. Однако несколько слов о представленных арт-инсталляциях с ориентацией на материалистическое описание, хоть в основе их - идеи виртуальности.


Денежка за твои мысли

Суть видеоинсталляции заключается именно в самом видеоролике, созданном на причудливой основе переплетения теней лунной ночью шведской художницей Гуниллой Шольд Файлер. В современном искусстве идея важнее формы, а интеллект является решающим фактором тенденций. Технически экспозиция представляет собой запускаемый с DVD-проигрывателя через видеопроектор на общее обозрение черно-белый сюжет со строчками текста и музыкальным сопровождением. Все ярко и образно, можно увидеть идею, подумать, обсудить, понять и интерпретировать сюжет по-своему.


Шахматы

Арт-инсталляция представляет собой шахматную доску с необычными фигурками, за которой играют шахматисты, а матч транслируется на экране видеопроектора.

Самое захватывающее, что это электронно-управляемые объектовые шахматы. Не компьютерные игровые программы шахмат, а реальная классическая доска с передвигаемыми фигурками, которая через скрытую электронную систему подключается к компьютеру для всеобщего обозрения в схемном виде прохождения партии между двумя реальными шахматистами. Такие системы, подключаемые через USB-интерфейс на боковой панели доски к ПК, в Беларуси не очень распространены. По крайней мере, когда было предложено поиграть посетителям, то искушенные в шахматах представители белорусской арт-богемы почувствовали себя неуверенно за такой доской. И, тем более, художники были недовольны, когда, как стало уже традиционным, приходилось прерываться на перезагрузку Windows при сбоях. Однако электронные шахматы выпускают считанные производители во всем мире. Фигурки из дерева свободно снимаются с доски, и ничего, кроме разъемов с кабелем и отслеживания ходов на экране, не говорит об электронной системе. А на самом деле в основе работы лежит простой магнитный принцип. Внутри каждой шахматной фигурки расположено свое количество витков проволоки, позволяющее ее однозначно идентифицировать, а под каждой клеткой шахматной доски находится свой магнитный датчик с определенными электронными координатами. Таким образом, передвижение фигурок отслеживается и передается на ПК. Всем управляет специализированная компьютерная программа, которую можно скачать с интернета. Кстати, совсем небольшая, так как вычислительные возможности требуются минимальные. Дополнительно на электронной шахматной доске есть специализированный разъем для подключения электронных часов. Очень удобно, так как игрокам не надо напрягаться, беспокоясь о переключении отсчета времени.

А что ценного, с точки зрения искусства? Дело в том, что фигурки на доске в экспозиции представлены не классически принятые, а просто вызывающе путающие. Со стороны белых - огромные красивые резные цапли, со стороны черных - маленькие толстенькие игрушечные слоненки. Причем те, что зрительно похожи на пешки, совсем не они. Чтобы понять и правильно играть, надо смотреть не на доску, а на экран, где фигуры определены правильными классическими обозначениями по электронным датчикам. Это показывает, что нельзя забывать о виртуальной реальности, которая может оказаться истинной, в отличие от визуальной, не имеющей смысл в определенных ситуациях.

Александр ОАКЛИ,
[email protected]

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

04 за 2007 год

Рубрика: 

Дисплей-пресс
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!