В минской галерее Университета культуры во Дворце республики открылась выставка "техногенного скульптора" Андрея Капустникова, которая продлится до 21 января. Пространство выставки индустриального постмодерна оформлена в метаморфозе ощущения фильма "Кин-дза-дза", одной из самых мрачных версий футурологов о будущем технократического общества. Арт-инсталляции автора как будто подчеркивают будущий ренессанс времени "неживой мехатроники" после грядущего завершения эпохи космического покорения вселенной. Причудливые механизмы из поржавевших металлоконструкций погружают тебя в невеселый мир псевдороботов и межпланетного транспорта наподобие "пепелаца", где нет места земным растениям, животным и биожизни вообще. На самом деле, попадая в такую необычную атмосферу техноколлапса, хочется обсудить не только будущее человечества, но и запустить в движение выставочный экземпляр двигательного агрегата или подискутировать, что хотел выразить автор арт-объектом с надписью "8-ой Межпланетный шашечный турнир "Золотая гравицаппа". А главное - изучать и изучать концепции представленной металлической флоры и фауны.
Хорошо известная в Беларуси искусствовед Татьяна Бембель на открытии выставки выступила на эмоционально серьезной ноте: "Капустников вдыхает жизнь в те вещи индустриального мира, которые, казалось бы, не подлежат восстановлению после эксплуатационной амортизации. Я испытываю просто кайф, когда вижу эти работы Андрея в дизайнерских экспозициях современных Hi-Tech офисах, владельцы которых с удовольствием покупают такие необычные творения".
На более непринужденную атмосферу чествования автора перевел церемонию открытия генеральный директор "Гепта групп" Александр Василевич, как организатор выставки, согласившись с тем, что "небольшое приспособление к швейной машинке Зингер позволяет получить отличную сноповязалку".
Во всем происходящем меня только не удовлетворило отсутствие каких-либо творческих воплощений скульптур из старых компьютерных блоков и прочих электронных устройств, отслуживших свой век. Я обратился к Андрею Капустникову с вопросом, как он относится к использованию компьютерных плат, мониторов, радиодеталей и электронных блоков для создания своих индустриально скульптурных произведений. Вот ответ талантливого технохудожника:
- Использую нечасто, механические системы мне как-то ближе. Хотя в 2001 году на фестивале кибер-панка я сделал и представил такую экспозицию из электроники. Получилось неплохо. Но простор для творчества с электронными изделиями мне кажется маленьким. Причину я вижу в том, что все электронные блоки очень одинаковы по концепции. Это как раз и есть продукт технического прогресса, делающий мир глобально однообразным. С точки зрения скульптурных объектов творить что-то разноплановое из электроники трудно, для моей творческой мысли все как-то узко. Хотя я, конечно, могу сделать и платье из радиодеталей, и кибер-шлем на вечеринку по техномагии. Но с механикой мне работать намного проще и интересней. Уникальные механические системы могут просто завораживать.
Александр ОАКЛИ
Горячие темы