2006 год подходит к концу, сейчас самое время подводить итоги. Этот год стал очень насыщенным на события. Его, без всяких сомнений, можно назвать годом социальных сетей. О главных тенденциях рассказывает Ричард МакМанус, автор популярного блога ReadWriteWeb. Он опубликовал список главных технологических трендов 2006 года (readwriteweb.com/archives/2006_web_technology_trends.php).
Безусловно, 2006 год можно назвать годом социальных сетей. У всех на слуху были истории успеха MySpace, YouTube и Facebook, но заслуживают внимания и другие проекты, например, социальная сеть Bebo в Великобритании. Заметный рост демонстрировали и другие проекты Веб 2.0, в том числе Flickr. Апофеозом же победного шествия социальных сетей в интернете, конечно, стала покупка YouTube за $1,65 млрд.
Разумеется, второй важнейшей тенденцией стало онлайновое видео и появление многочисленных клонов YouTube.
Еще одна тенденция года: RSS как мейнстрим. Эту технологию компания Yahoo интегрировала в свой почтовый сервис нового поколения, а компания Google сделала то же самое с Google Base и форматом GData. Хотя ничего особо революционного в принятии RSS не произошло, но интернет-гиганты приняли этот формат, и дальнейшего прогресса можно ждать в 2007 г.
В уходящем году самым часто употребительным и "заезженным" термином года стал Веб 2.0. Теперь Веб 2.0 не считается не чем иным, кроме как маркетинговым выражением, как когда-то "дотком". Но это только лингвистический спор, тогда как важнейшая эволюция Сети очевидна для всех.
В 2006 г. во всей красе проявила себя компания Amazon, которая выпустила целый ряд передовых веб-технологий, опережающих свое время: это распределенная публичная система хранения S3, бионический софт Mechanical Turk и распределенное "вычислительное облако" EC2. Таким образом, компания Amazon создает универсальную платформу, инфраструктуру для построения независимых веб-сервисов.
Интересной технологической тенденцией года стали виджеты (миниатюрные веб-приложения) и целый ряд "персональных стартовых страниц", где можно собирать подборку собственных виджетов: Live.com, Netvibes, Pageflakes и др.
Несмотря на постоянное присутствие в новостях, большие корпорации Google, Microsoft за весь год не сделали ничего особо выдающегося. Так, Microsoft воплощала в жизнь свою новую стратегию Windows Live и выпустила пока не слишком удачный плеер Zune, а Google, как и сотни мелких стартапов, работает над созданием веб-офиса. Компания Apple продолжала доминировать на музыкальном рынке.
Другие заметные тенденции уходящего года: создание альянсов между интернет-корпорациями (eBay и Yahoo; eBay и Google); возвращение на рынок венчурного капитала; использование в бизнесе веб-блогов, wiki и других передовых разработок Веб 2.0.
Были такие тенденции, которые в уходящем году четче проявились: это дальнейшее наступление VoIP, гибридные веб/десктоп приложения, конкуренция между браузерами, расширение сферы применения Ajax. Ну и главная из "поступательных" тенденций: доступ к интернету теперь имеют 16% населения Земли, и эта цифра продолжает расти. На крупнейшие сайты Сети больше половины посетителей сегодня приходят из-за пределов США.
Конечно, это далеко не полный список тенденций 2006 года, который стал весьма насыщенным на события. Например, в Рунете тоже происходило много интересного: еще более заметная, чем в Америке, активность венчурного капитала, пришествие "Супа", активность российского офиса Google, разработка поисковой системы по блогам от "Яндекса", проекты Веб 2.0 от Mail.Ru и многое другое.
Анатолий АЛИЗАР
Горячие темы