IT-индустрия: итоги года

Все, год пережили. Подведем итоги - как жила мировая IT-индустрия в завершившемся году. Тем более, что ярких и противоречивых событий было немало. Самой яркой особенностью IT-бизнеса в 2006 году оказалось то, что большинство интересных событий произошло почему-то во второй половине года. Впрочем, обо всем по порядку.


Сделка года

Здесь у нас два события. Первым - и весьма нашумевшим - нужно признать покупку корпорацией AMD канадского производителя графических чипов ATI за 5,4 млрд. USD. Очевидно, что приобретение ATI сделает AMD более весомым игроком на рынке, значительно разнообразит выпускаемый ассортимент продукции, а также усилит позиции AMD по отношению к Intel. Слияние двух компаний наблюдатели дружно назвали, скорее, стратегическим, чем тактическим шагом со стороны руководства AMD. Кстати, ATI, производящая чипсеты и графические чипы для ПК, также выпускает полупроводники для бытовых приборов, HD-телевизоров и сотовых телефонов. Так что перед AMD теперь открываются очень даже интересные перспективы.

Второе событие (намного более нашумевшее) - покупка интернет-корпорацией Google онлайнового видеосервиса YouTube за 1,65 млрд. USD. Исполнительный директор Google Эрик Шмидт в своем заявлении тогда сказал: "Команда YouTube создала мощную медиа-платформу, которая наилучшим образом дополняет миссию Google в структуризации мировой информации, делая ее легко доступной и полезной. Наши компании имеют общие ценности, мы всегда ставим наших пользователей на первое место и постоянно улучшаем свои сервисы. Вместе мы сможем предложить мощнейший развлекательный медиа-сервис для пользователей, владельцев контента и рекламодателей". Тут ключевое слово - "рекламодателей". На протяжении всего 2006 года сегмент онлайновой видеорекламы рос опережающими темпами относительно общего объема онлайн-рекламы. Да и сам по себе рос просто-таки взрывными темпами (благодаря росту доли широкополосных соединений). Конечно, у Google уже имелся собственный сервис - Google Video. Теперь корпорация планирует развивать его параллельно с YouTube.


Противостояние года

Их было много и разных, но безусловная пальма первенства - у соперничества форматов Blu-ray и HD-DVD. Вот эта история преисполнена настоящего драматизма. Диски Blu-ray и HD-DVD базируются на одной и той же технологии голубых лазеров и, обладая емкостью от 25 до 50 Гб, очень востребованы киноиндустрией, индустрией игр и порноиндустрией. Словом, всеми теми, кто когда-то, как манны небесной, ждал пришествия DVD.

Но тут взыграли корпоративные амбиции. За HD-DVD выступили Toshiba, Sanyo, NEC, Intel и Microsoft. Также в этот список вошли крупнейшие кинокомпании: Warner Bros., Paramount Pictures, Universal Pictures и New Line Cinema. В лагере Blu-ray оказались Sony, Samsung, Panasonic, Hewlett-Packard, Dell, Hitachi, TDK, Mitsubishi и Philips. О согласии выпускать свои фильмы на Blu-ray заявили киностудии Walt Disney и 20th Century Fox. Силы оказались примерно равны, а "объединительные" переговоры ни к чему не привели.

Однако при подготовке к выходу форматов на рынок начались бесконечные задержки. Оба лагеря никак не могли создать достойные устройства записи и воспроизведения, были и другие сложности. В итоге сторонники HD-DVD решили свои проблемы быстрее и на рынок вышли, соответственно, раньше. Теперь, по прогнозу аналитической компании ABI, диски HD-DVD займут 70% рынка современных носителей высокой емкости, в то время как на долю Blu-ray придется всего 30%. Именно такой будет ситуация на рынке в 2007 году.


Персона года

Стив Джобс, конечно же. Обычно держащийся в тени, в 2006-м он что-то разговорился: высказывал свое мнение о путях развития IT-индустрии, едко отзывался о разработках Microsoft, рассказывал о планах Apple, раздавал интервью направо и налево и т.д. Словом, был едва ли не главным ньюсмейкером, а повышенное внимание к его словам обеспечивалось очевидными успехами Apple (например, новыми удачными iPod-ами). В итоге авторитетное издание ComputerWeekly.com именно Стива Джобса поставило на первое место в рейтинге самых выдающихся представителей индустрии информационных технологий.


Амбиция года

Созданный Microsoft плеер ZUNE. Ждали его долго, рекламировали активно и даже называли "убийцей iPod". А на выходе получилось нечто невнятное, отнюдь не ставшее лидером продаж. Впрочем, окончательные выводы делать еще рано.


Успех года

Невероятный финансовый рост Google. Ее прибыль в 2006 году увеличилась более, чем вдвое - столь быстрого роста в истории компании еще не было. Курс акций компании достиг 490 USD, а рыночная капитализация - 148 млрд. USD. Google обогнала по данному показателю Cisco, заняв второе место после Microsoft. Позади остались IBM, Cisco, Hewlett-Packard и Intel. Прибыли, получаемые с основных сайтов Google, выросли на 94%. Доходы с сайтов-партнеров, которые размещают рекламу Google у себя по программе "AdSense", выросли на 58%. Ну а то, какими темпами Google скупает перспективные ресурсы, это вообще тема отдельного разговора.


Неудача года

По моему сугубо личному мнению, это Windows Vista. Судите сами. Ее выход переносился до бесконечности - причем Билл Гейтс каждый раз лично обещал, что "вот-вот будет", называл дату - и затем опять переносил. Потом оказалось, что системные требования для Vista - совершенно неподъемные. Потом крупные корпорации в массовом порядке заявили, что не собираются заменять используемые ОС (обычно Windows ХР или 2000) еще, как минимум, год-два. Потом из-за Vista возник очередной конфликт между Microsoft и Еврокомиссией. Потом Vista все-таки вышла, и ее тут же "почикали" хакеры... А ведь Microsoft потратила на разработку Vista 5 лет и 8 млрд. USD.


Скандал года

Их, собственно, два. Первый - грандиозный скандал в Hewlett-Packard, связанный с незаконными прослушками топ-менеджеров. Хроника такова: сначала уволили председателя совета директоров HP Карли Фиорину. За пять лет ее руководства акции компании подешевели вдвое. И при этом большинство вопросов оказалось напрямую замкнуто на Фиорину. Ее "ушли" в результате "дворцового переворота", который организовали Марк Херд, занявший должность гендиректора, и Патриция Данн, ставшая председателем совета директоров. (Кстати, Патриция Данн в 2005 году заняла 17 место в рейтинге самых влиятельных женщин мира.)

Практически тут же Данн инициировала внутреннее расследование. Оно должно было выявить источник утечек информации с заседаний совета директоров в СМИ. Эти утечки раз за разом становились все более серьезными и касались стратегических планов компании. Для решения проблемы были наняты люди со стороны. И в мае 2006 года Патриция Данн заявила, что "сливы" информации осуществлял директор Джордж Киворт, которого тут же изгнали из совета директоров.

Но! Очень скоро стало известно, что компрометирующие Киворта материалы получены, мягко говоря, незаконно. Нанятые Патрицией детективы прослушивали сотовые и домашние телефоны большинства топ-менеджеров, читали их электронную переписку. В Штатах всего этого почему-то не любят, так что грянул скандал. Более того, оказалось, что незаконная прослушка коснулась и девяти работавших с Hewlett-Packard журналистов. Тогда прокурор Калифорнии заявил о начале расследования. На сегодняшний день ситуация такова: в январе Патриция Данн на пять лет отправится в тюрьму. Ах, да, с должности председателя совета директоров ей тоже пришлось уйти.

Другой скандал называется просто: Sony. Все началось с того, что в начале августа начали эффектно вспыхивать ноутбуки Dell (всего около 10 случаев). Не долго думая, компания Dell объявила об отзыве 4 млн. элементов питания производства Sony: брак в них обнаруживали постоянно. Тут выяснилось, что из-за батарей Sony перегреваются ноутбуки и других производителей. Вслед за Dell об отзыве аккумуляторов Sony заявили Apple, Lenovo, Hitachi, IBM, Toshiba, Fujitsu, Gateway. Общее количество замененных батарей достигло 10 млн. штук. Ряд пострадавших компаний до сих пор рассматривает возможность подать в суд на Sony.

Но в Sony почти месяц делали вид, что ничего особенного не происходит. Даже признания своей вины от компании не последовало. И только потом произошедшее, наконец, прокомментировал президент корпорации Sony - Рёдзи Тюбати: "Компания должна была более оперативно отреагировать на появление проблем с аккумуляторами. Медлительность и привела к столь огромному количеству отзывов".

Но неприятности только начинались. Не успел притихнуть этот скандал, как Sony объявила об отзыве 8 моделей цифровых камер Cybershot из-за неисправных сенсоров. Владельцы камер сталкивались с трудностями при просмотре фотографий во время съемки. Дефектные камеры пришлось ремонтировать бесплатно. А ближе к концу года Sony выпустила на рынок игровую консоль PlayStation 3. И сделала это крайне неудачно: нужного количества PS3 произвести не смогла, да и каждая проданная консоль приносит изрядную сумму убытка. В общем, печально.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

52 за 2006 год

Рубрика: 

Brand name
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!