Прощание с "глобальной деревней"

Лет десять назад, когда WWW еще только начинал выходить из отроческого возраста, газеты и журналы были переполнены восторженными статьями, что, дескать, теперь-то мир очень быстро превратится в единый организм, в котором интернет будет выполнять роль нервной системы. Или, точнее, в "глобальную деревню", где все друг друга знают, говорят на одном языке и не имеют преград в общении. Получилось или нет - об этом ниже. А пока стоит прояснить сам термин "глобальная деревня".

Понятие "глобальная деревня" ввел в обиход канадский философ и культуролог Маршалл Маклюэн. Герберт Маршалл Маклюэн родился в 1911 году в городе Эдмонтоне в канадской провинции Альберта. После получения степеней бакалавра и магистра в Университете Манитобы он защитил докторскую диссертацию в Гарварде и в 1936 году получил первую преподавательскую должность в Висконсинском университете. Затем он преподавал в Университете Сент-Луиса, а после возвращения в Канаду в 1946 году - в Торонтском университете.

Афоризмы и высказывания Маклюэна, такие как "The medium is the message" ("носитель информации является самим посланием (сообщением)" и "Global village" ("глобальная деревня") прочно вошли в западный менталитет и культуру. Еще в 1960-х годах Маклюэн предсказал эффект воздействия телевидения на общество, суть и природу рекламы, а также еще сорок лет назад ясно описал изменения в обществе, которые мы увидели совсем недавно, вместе с появлением интернета.

Маршалл Маклюэн писал: "Скорость электричества примерно 300 тысяч км/с. Связь с помощью электричества - это мгновенная связь. Распространение связи посредством электричества по всей Земле означает, что пространство на ней как бы исчезает. Изо дня в день вступая в связь друг с другом через их посредство, люди рассуждают и поступают так, как если бы они были совсем рядом, как если бы они жили в одной деревне. Они вольно или невольно все основательнее влезают в жизнь друг друга, рассуждая при этом обо всем, что им приходится видеть и слышать. В глобальной деревне повседневно переплетаются и выставляются на всеобщее рассмотрение "все времена и пространства сразу" - все мировоззрения, культуры, способы общения, ценности, созданные и сохраненные человечеством. На космическом корабле Земля нет пассажиров, здесь каждый является членом экипажа".

Однако, судя по всему, футурологи немного поторопились, высказав мнение, что интернет и есть воплощение "глобальной деревни" Маклюэна. Время идет и становится очевидно, что национальные, языковые и культурные особенности оказались все же сильнее концепций, которые легли в основу Повсеместно Протянутой Паутины. Примеров тому множество. Китай отгораживается от мира цифровой Великой китайской стеной - достаточно вспомнить его политику во взаимоотношениях с Google и прочими поисковыми ресурсами. У испанцев с латиноамериканцами вообще "свой интернет", сервисы и ресурсы в котором коренным образом отличаются от англоязычных аналогов. В Рунете процветают философские рассуждизмы, совершенно нехарактерные для, скажем, той же Америки. Арабские страны также создали свой собственный виртуальный мир, в котором и "варятся", крайне редко "вылезая" в европейские и американские доменные зоны. Япония и Тайвань, наоборот, максимально интегрированы в глобальную сеть и стараются не акцентировать в вебе собственную уникальность.

Таким образом, WWW действительно можно было назвать "глобальной деревней", но только в самом начале его существования. То есть тогда, когда основными его пользователями были ученые, профессионалы IT, журналисты и т.д. Соответственно, это люди с высоким уровнем образования (а значит, и знанием языков) и широким кругозором, подразумевающим толерантное восприятие чужих культур. Все переменилось, когда в Сеть хлынули обыватели. Сначала - малообразованные подростки, затем - люди постарше. По сути, те, кто вырос и сформировался как личность на "культуре телевизора". Интернет для них стал, скорее, разновидностью некого интерактивного реалити-шоу. Источником информации о нижнем белье знаменитостей, местом виртуального флирта и общения, 80% которого сводится к фразе "Привет! Как дела?". Общий язык общения исчез быстро, и современный интернет все больше напоминает мегаполис вроде Нью-Йорка или Парижа. Большой город, в котором присутствуют свои арабские, негритянские, китайские, латиноамериканские и индийские кварталы с четким делением культур, есть свой деловой центр, квартал красных фонарей и спальные районы. Но мегаполис - это никак не "глобальная деревня". Скорость обмена информацией не смогла сблизить культуры.

Пока, по крайней мере.

Виктор ДЕМИДОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

49 за 2006 год

Рубрика: 

Размышлизмы
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!

Комментарии

Аватар пользователя Моисеенко Юрий
Хорошая статья заставила подумать! Конечные фразы особенно.
Аватар пользователя Инкогнито
Да, футурологов вечно заносит на поворотах...
Аватар пользователя Весёлый Рогер
Жалко, что Интернетой пользуется всё больше "малообразованных и неграмотных". И это входит в норму...
Аватар пользователя mike
>Футурологов вечно заносит на поворотах...

Т.к. не думают, где начинаются/кончаются каналы связи. Да в мозгах наших, а шлюз к ним медленный. Но тем он быстрее, чем моложе чел. Пик в раннем детстве, когда ещё не до Сети. Это потом к Сети субъект присасывается. С неслабым соцбагажиком. И Сеть мало что в нём меняет. Отсюда и разбиение Сети на виртуальные соцкластеры. Но автор - молодец! Обойдя существо, осмаковал явление.

Аватар пользователя Инкогнито
>>>Обойдя существо, осмаковал явление

mike вскрыл существо как 2 пальца!