На рынке видеокарт снова затишье перед бурей. NVIDIA и ATI готовятся к очередному витку борьбы за кошельки любителей 3D-игр. Cо дня на день должна выйти Windows Vista, а вместе с ней - обновленный набор инструментов для разработчиков игр DirectX 10. Возможностей существующих 3D-ускорителей будет уже недостаточно для полноценной поддержки игр, базирующихся на DirectX 10. Это значит, у пользователей будет новый стимул провести очередную модернизацию видеокарты, что не может не радовать производителей видеокарт.
Сейчас NVIDIA и ATI работают над 3D-ускорителями с новой архитектурой. По формальным признакам вперед вырвалась NVIDIA, так как ее первые модели нового, 8-го поколения GeForce уже поступили в продажу. Новые видеокарты ATI на базе чипа R600 пока задерживаются; скорее всего, мы увидим их не ранее февраля. Впрочем, это не значит, что ATI проиграла борьбу и пропустила конкурента вперед. Просто у двух компаний различные тактики.
То, что NVIDIA уже продает 8-ое поколение, не означает, что именно ее видеокарты будут самыми популярными. Большинство пользователей однозначно не могут позволить себе покупку видеокарты за $500. А других вариантов на базе чипа G80 NVIDIA пока и не предлагает. ATI же взяла за правило формировать модельный ряд сразу из нескольких видеокарт различной стоимости. Когда будет представлено новое семейство Radeon и расширено существующее семейство GeForce, тогда и начнется настоящая война за покупателей.
А пока ATI остается только в очередной раз напомнить о себе, выпустив две новые серии Radeon - 1650 и 1950.
Новые серии xx50
Вообще-то, по-настоящему новыми эти видеокарты назвать нельзя. Скорее, это попытка ATI пересмотреть цены на самые ходовые модели и освежить модельный ряд, добавив несколько новых названий. Успешно проведенная модернизация видеокарт среднего звена позволит ATI продержаться до подхода новой серии.
Впрочем, две модели из числа новинок все же можно назвать по-настоящему новыми, так как базируются они на новом 3D-ускорителе. Основное отличие чипа RV570/560 от предшественников заключается в применении новой технологии 80 нм. Более "тонкий" техпроцесс позволяет формировать на кристалле транзисторы и линии связи между ними меньшего размера. Тем самым уменьшается общее энергопотребление и увеличивается скорость работы, а также сокращаются размеры кристалла, что приводит к уменьшению процента брака. Таким образом, новый чип получается более производительным и менее дорогим в производстве, а значит, полезные качества видеокарт на его базе (соотношение "цена/производительность") улучшаются.
Различия между RV570 и RV560 заключаются в количестве активных блоков, а в остальном они базируются на архитектуре, примененной еще в 3D-ускорителе R520 (Radeon X1800):
- RV570: 9 пиксельных процессоров, рассчитанных на обработку 4 пикселов одновременно (то есть 36 пиксельных конвейеров), 12 модулей обработки текстур и 12 модулей пост-обработки и записи результатов (ROP), а также 8 вершинных процессоров. Этот чип устанавливается на Radeon X1950 Pro.
- RV560: 6 пиксельных процессоров, 8 модулей обработки текстур и 8 модулей пост-обработки, число вершинных процессоров тоже 8. Шина памяти урезана вдвое и составляет всего 128 Мб. Этот чип устанавливается на сравнительно недорогие видеокарты Radeon X1650 XT.
Чтобы завершить линейку 1650, ATI решила добавить в нее еще и Radeon X1650 Pro. Однако для этой видеокарты решено было использовать старый чип, RV530, на котором строится предыдущая линейка Radeon X1600.
Чем был раньше Radeon X1650 Pro
Обычно ATI придерживается понятной схемы именования моделей видеокарт. Согласно ей, отличия между моделями на базе одних и тех же чипов, но с разными частотами и объемом памяти, обозначаются с помощью суффиксов. Так:
- LE - недорогая и максимально урезанная версия;
- Pro - базовая модель, аналог серии "GS" у NVIDIA;
- XT - отличается повышенными частотами или применением другого типа памяти, аналог серии "GT";
- XTX - самый дорогой вариант, аналог GTX.
В случае с серией 1650 правило было нарушено. Во-первых, две видеокарты из разных серий, X1650 Pro и X1300 XT, базируются на одном чипе - RV530. Во-вторых, в основе X1650 XT, как было сказано выше, лежит RV560 - намного более мощный, нежели RV530, графический контроллер. К тому же старые видеокарты серии X1300 с производства не снимаются, а они базируются на RV515, максимально урезанном среди всей линейки R5.
Неразбериху с моделями усугубляют действия производителей видеокарт, которые под маркой "Radeon X1650 Pro" выпускают разные карты.
В свое время так же они поступили и с Radeon X1600. Сама ATI конкретно сформулировала отличия версий Pro от XT: на X1600 XT устанавливается память GDDR3 с частотой 690 МГц, а на X1600 Pro - DDR2 с частотой 390 МГц. Именно это должно было определять разницу в стоимости и производительности двух видеокарт одного семейства. Но многие производители выпускали видеокарты с памятью GDDR3, называя их "X1600 Pro". При этом они утверждали: "Наш X1600 Pro быстрее аналогов", хотя на самом деле предлагали фактически версию XT. Так, в борьбе за покупателя потерялся смысл маркировки ATI, сравнивать видеокарты приходилось по их характеристикам.
С Radeon X1650 Pro ситуация аналогичная. У одной фирмы это видеокарта с памятью DDR2, а другая ставит память GDDR3. Естественно, по производительности эти карты различаются существенно, так как в условиях урезанной до 128 бит шины именно частота памяти является тем фактором, который определяет производительность.
Видеокарта фирмы Micro-Star (RX1650PRO-T2D256E) является именно первым вариантом Radeon X1650 Pro, то есть полным аналогом Radeon X1600 Pro. Частота графического чипа составляет 594 МГц, частота памяти - 391 МГц (782 DDR), объем памяти - 256 Мб в 8 чипах. Согласно маркировке, установленные чипы памяти Hynix рассчитаны на тактовую частоту 400 МГц. Ввиду достаточно высокой частоты для охлаждения применен радиатор с небольшим вентилятором, расположенный над центром графического чипа. Форма радиатора такова, что он накрывает еще и четыре микросхемы памяти. С помощью довольно толстых термопрокладок худо-бедно обеспечивается контакт памяти и радиатора. Но еще четыре микросхемы находятся с обратной стороны, и они ничем не охлаждаются.
Согласно последней моде, на видеокарте установлены два разъема DVI-D типа "Dual Link", в которых задействованы обе линии передачи цифрового сигнала, предусмотренные интерфейсом DVI. Таким образом, пропускная способность интерфейса фактически удваивается, и видеокарта может выводить сигнал с высоким разрешением на оба подключенных монитора или цифровых телевизора. Для стандартных мониторов с интерфейсом VGA в комплекте имеются два переходника. Выход на ТВ поддерживает высокое разрешение (HDTV) и прогрессивную развертку, подходящий переходник идет в комплекте.
Интересно отметить тот факт, что видеокарта Radeon X1650 Pro использует гибридный контроллер памяти, способный работать одновременно и с "набортной" видеопамятью, и с буфером, расположенным в системной памяти. В первом случае доступ идет через локальную видеопамять, во втором - через шину PCI Express и системный контроллер памяти, расположенный в чипсете либо в процессоре, что требует дополнительных задержек. Эта технология, получившая название HyperMemory, помогает несколько компенсировать недостаток видеопамяти, а потому применяется, в основном, в самых дешевых вариантах 3D-ускорителей. Но ATI решила задействовать ее и в моделях среднего класса. В частности, видеокарта MSI автоматически добавляет к 256 Мб видеопамяти еще 256 Мб при наличии не менее 1 Гб системной памяти. Нам не удалось обнаружить возможность изменения этого правила, поэтому оценить эффективность такого подхода мы не можем.
Таким образом, Radeon X1650 Pro от Micro-Star является всего лишь доработанным вариантом X1600 Pro.
Главный конкурент
Видеокарта GeForce 7600GS является аналогом Radeon X1650 Pro в линейке видеокарт NVIDIA, так как серия 7600 является промежуточной между производительной 7900 и дешевой 7300. И по своим характеристикам обе рассматриваемые видеокарты очень похожи:
- шина памяти в обоих случаях 128-битная;
- тип и частота памяти совпадают;
- формальные характеристики RV530 и применяемого в GeForce 7600 чипа G73 одинаковы: 5 вершинных и 12 пиксельных конвейеров.
Впрочем, по своей архитектуре два графических контроллера серьезно различаются. Не отвлекаясь на технические подробности, заметим, что RV530 больше ориентирован на сложные вычисления шейдерных программ, чем на быстрое заполнение треугольников пикселами. Архитектура чипа ATI технически более сложная и прогрессивная, в нем использовано большое количество новых методик и технологий. Например, он в полной мере поддерживает текстуры в формате с плавающей запятой и 32-битной точностью, эффективно выполняет раннее отсечение невидимых поверхностей, хранит в кэшах данные о цвете и глубине в сжатом виде, более сложным образом реализует сглаживание, анизотропную фильтрацию и другие приемы улучшения качества. Однако у него имеется всего 4 модуля работы с текстурами и столько же - для записи результатов, число которых не симметрично количеству пиксельных конвейеров. У чипа G73, на котором базируется GeForce 7600, архитектура в некоторой степени проще, она больше ориентирована на нынешние, чем на будущие игры. И модулей текстурирования у него столько же, сколько пиксельных конвейеров - 12. Если в игре используются не слишком сложные шейдерные программы, видеокарта NVIDIA при прочих равных условиях будет эффективнее выполнять чтение текстур, а значит, и скорость ее работы будет выше.
Чтобы скомпенсировать недостаток некоторых блоков, ATI пришлось увеличить частоту графического чипа почти до 600 МГц. А видеокарте NVIDIA достаточно и 400 МГц. В результате большинство GeForce 7600GS оснащаются пассивным охлаждением. Не стала исключением и модель Micro-Star NX7600GS-T2D256EH: лицевая сторона платы накрыта крупным радиатором, в который вмонтирована небольшая тепловая трубка, обеспечивающая его равномерный прогрев (это важно, так как радиатор не симметричен). И если видеокарта Radeon X1650 Pro не только шумит сама, но и заставляет шуметь другие вентиляторы в системе (вследствие повышения температуры в корпусе), то GeForce 7600GS нагревается незначительно. Микросхемы памяти расположены только с одной стороны - под радиатором, который, тем не менее, не входит с ними в контакт и не помогает их охлаждать. Впрочем, никаких оснований для беспокойства не должно возникать (до тех пор, пока вы не соберетесь разогнать видеокарту - тогда ее придется дорабатывать).
Как и упомянутая выше модель Micro-Star на чипе ATI, видеокарта NX7600GS оснащена двумя выходами DVI; правда, лишь на один из них выведены два цифровых канала. Имеется также выход на ТВ, тоже с поддержкой HDTV и прогрессивной развертки. По комплектации обе видеокарты совпадают.
Название | GeForce 7600GS | Radeon X1650 PRO |
Производитель | Micro-Star | Micro-Star |
Модель | NX7600GS-T2D256EH | RX1650PRO-T2D256E |
3D-ускоритель | G73 | RV530 |
- транзисторов | 178 млн. | 157 млн. |
- техпроцесс | 90 нм | 90 нм |
- частота | 400 МГц | 594 МГц |
- vertex shaders | 5 | 5 |
- pixel shaders | 12 | 12 |
- TMU | 12 | 4 |
- ROP | 8 | 4 |
Память | DDR2 | DDR2 |
- объем | 256 Мб | 256 Мб |
- частота | 400 (800) МГц | 391 (782) МГц |
- шина | 128 бит (64 х 2) | 128 бит |
Охлаждение | пассивное | активное |
Интерфейс | PCI Express x16 | PCI Express x16 |
Выходы | DVI x 2, mini-DIN | DVI x 2, mini-DIN |
- Dual Link DVI | 1 | 2 |
- D-Sub | - | - |
- TV-out | + | + |
- TV-in | - | - |
- Progressive | + | + |
Цена* | 125-140 | 120-130 |
* - на момент подготовки статьи |
Тестирование
Простой анализ параметров двух описанных выше видеокарт позволяет предположить, что видеокарта на чипе NVIDIA будет работать быстрее. Исключение составляют игры, в которых используются сложные шейдерные спецэффекты. Но и тут все будет зависеть от того, под какую архитектуру шейдеры были оптимизированы. Мы протестировали обе видеокарты в семи весьма технологичных и требовательных 3D-играх нынешнего поколения и получили вполне ожидаемые результаты.
1024x768, без AA и AF | GeForce 7600GS | Radeon X1650 Pro | Разница |
Call of Duty 2 | 38.3 | 32 | 18% |
Doom 3 | 93.6 | 53.1 | 55% |
FarCry | 81.5 | 66.5 | 20% |
FEAR | 56 | 46 | 20% |
Half-Life 2: Lost Cost | 60 | 48.7 | 21% |
Quake4 | 85.4 | 49.7 | 53% |
Chronicles of Riddick | 80.5 | 44.7 | 57% |
Serious Sam 2 | 32 | 28.2 | 13% |
1024x768, AA 4x, AF 8x | GeForce 7600GS | Radeon X1650 Pro | Разница |
Call of Duty 2 | 18.5 | 15.4 | 18% |
Doom 3 | 44.7 | 27.1 | 49% |
FarCry | 43.8 | 34.3 | 24% |
FEAR | 27 | 22 | 20% |
Half-Life 2: Lost Cost | 28.4 | 21.6 | 27% |
Quake4 | 41.6 | 26.8 | 43% |
Chronicles of Riddick | 29.3 | 21.8 | 29% |
Serious Sam 2 | 15.9 | 12.4 | 25% |
1600x1200, без AA и AF | GeForce 7600GS | Radeon X1650 Pro | Разница |
Call of Duty 2 | 24.7 | 24.3 | 2% |
Doom 3 | 42.9 | 32.7 | 27% |
FarCry | 35.4 | 54.6 | -43% |
FEAR | 25 | 25 | 0% |
Half-Life 2: Lost Cost | 38.5 | 29.3 | 27% |
Quake4 | 39.1 | 31.6 | 21% |
Chronicles of Riddick | 32.3 | 23 | 34% |
Serious Sam 2 | 18.6 | 25 | -29% |
1600x1200, AA 4x, AF 8x | GeForce 7600GS | Radeon X1650 Pro | Разница |
Call of Duty 2 | 11.7 | 10.2 | 14% |
Doom 3 | 20.1 | 14.7 | 31% |
FarCry | 16.5 | 30.1 | -58% |
FEAR | 12 | 11 | 9% |
Half-Life 2: Lost Cost | 16.5 | 12.5 | 28% |
Quake4 | 19.6 | 14.5 | 30% |
Chronicles of Riddick | 14.9 | 9.8 | 41% |
Serious Sam 2 | 7.9 | 9.2 | -15% |
Если не включать режимы улучшения качества, а именно - анизотропную фильтрацию и полноэкранное сглаживание (они нагружают модули текстурирования и пост-обработки, а также пиксельные конвейеры), то разница в производительности между видеокартами будет зависеть от разрешения. Чем оно выше, тем в большей степени сдерживающим фактором будет выступать видеопамять с ее низкой частотой и узкой шиной. Соответственно, преимущество GeForce будет все меньше. Так, в игре Serious Sam 2 в 1600х1200 побеждает уже Radeon, а в FEAR и Call of Duty 2 видеокарты сравнялись. Впрочем, игры Doom3, Quake 4 традиционно "любят" GeForce и хороший OpenGL-драйвер NVIDIA.
Если же включить более сложную фильтрацию и добавить сглаживание, обе видеокарты потеряют половину своей производительности, и соотношение почти не изменится. В 1600х1200 разница будет в пользу NVIDIA во всех играх, кроме Serious Sam 2.
C сожалением отметим, что в разрешении 1600х1200 при максимальных настройках на Radeon X1650 Pro в большинство требовательных игр нормально играть нельзя - средний fps не превышает 30. На GeForce 7600GS в этом режиме можно попробовать Quake4, Doom3, Half-Life 2. Увы, сглаживание (анти-альясинг) можно включать только в старых или нетребовательных играх, иначе мощности 3D-ускорителя не будет хватать для поддержания приемлемого fps. Это справедливо и для Radeon, и для GeForce.
И о других аспектах тестирования. Мы использовали тестовую платформу в следующей конфигурации: процессор Athlon 64 X2 4200+, 1 Гб памяти DDR2-800, плата Gigabyte M59SLI-S5 на чипсете nForce 590 SLI, Windows XP 32-bit SP2. В настройках драйверов выбирался либо режим максимальной скорости (без AF и AA), либо максимального качества (AF=8x, AA=4x), дополнительные оптимизации, скрытые настройки и т.п. не применялись.
Видеокарта на чипе NVIDIA с драйверами ForceWare 91.47 отработала надежно и стабильно, никаких проблем не было замечено. Температура чипа, согласно данным мониторинга, не превышала 75 градусов при нагрузке и 51 градус - в 2D-режиме. По умолчанию во всех режимах частоты GeForce 7600GS неизменны, специальный режим "2D" не предусмотрен. Разгон для видеокарты с пассивным охлаждением рискован, мы его не проводили.
Увы, видеокарта на чипе ATI вела себя не так уверенно. Панель управления Catalyst 6.10 несколько раз сбрасывала настройки на умолчание, пришлось дополнительно использовать популярную утилиту "ATI Tray Tool". Несколько раз зависали во время загрузки некоторые игры. Температурный контроль на Radeon X1650 Pro не работал, однако, судя по росту шума в корпусе, эта видеокарта довольно "горячая". Попытка разгона видеопамяти не увенчалась успехом - по достижении частоты 435 МГц система стала "вылетать". Конечно, можно попробовать заменить кулер и т.п., но в данном случае проще будет, наверное, выбрать более дорогую видеокарту.
Выводы
Несмотря на примерное равенство по цене, видеокарта на чипе NVIDIA оказалась намного более производительной практически во всех проведенных тестах. Модель NX7600GS оказалась к тому же менее шумной и "горячей". В плюсы Radeon X1650 Pro от Micro-Star можно записать лишь наличие двух Dual-Link выходов DVI.
Впрочем, не все производители пошли по пути MSI. Некоторые предлагают за ту же цену Radeon X1650 Pro с памятью GDDR3. Вполне возможно, что этот вариант будет не менее производительным, чем GeForce 7600GS.
Макс КУРМАЗ,
[email protected]
Благодарим интернет-магазин www.event-pc.com за предоставленную видеокарту MSI RX1650PRO
Благодарим компанию "NTTs" за предоставленную видеокарту MSI NX7600GS
Горячие темы