Игровое железо. Веское слово высоких технологий

Не часто приходится слышать, а тем более писать о новых устройствах, позволяющих поднять восприятие компьютерных игр на новый уровень. Большинство из того, что просачивается в прессу, никогда не доходит до полок магазинов. Все новые приспособления - вариации на тему джойстиков, клавиатур и т.п. Очки и шлемы виртуальной реальности так и не прижились. Но все ли так плохо? Российский разработчик ruCap Ltd, базирующийся в российской "Силиконовой долине" - городе Зеленограде, утверждает, что свет в конце туннеля уже виден. На выставке "Игромир 2006" мне удалось поговорить с Александром Калифатиди, главным конструктором и руководителем лаборатории, где происходит создание нового игрового устройства ruCap.


Расскажите немного о системе "руКэп" (ruCap). Что она собой представляет и каково ее светлое настоящее?

Проектирование данной системы было начато примерно год назад. Основной нашей целью является разработка и продвижение на отечественный и мировой рынки новых технологий и устройств, которые обеспечивают объемное восприятие трехмерных виртуальных объектов на экранах компьютерных систем или портативных устройств. Первый раз мы "выставились" на КРИ-2006 в апреле этого года. Прототип устройства был выполнен в виде антенны с тремя ультразвуковыми приемниками, рамкой с тремя передатчиками, необходимой для определения координат плоскости монитора и, конечно же, передатчик, определяющий точку наблюдения, находящийся на головном уборе в "форм-факторе" велосипедного шлема. Конечно, все это не имело товарного вида, в отличие от того устройства, которое вы можете видеть сегодня. Так сказать, то был первый макетный образец, который показывал принципы работы. Сейчас разработка существенно продвинулась вперед, и нам уже удалось интегрировать устройство в игровой продукт - проект "Жор-Тур" (движок 3D Shine), сделав на ее основе пару демонстрационных роликов.

В первую очередь, наше устройство предназначено для облегчения пространственного восприятия игроком событий, происходящих на экране. Т.е. действует принцип "монитор как окно", когда вся картинка перерисовывается в зависимости от положения наблюдателя. Соответственно, положение наблюдателя является определяющим для картинки на экране. Виртуальный мир якобы находится у вас за окном, и любые ваши перемещения сразу отражаются на той проекции картинки, которую вы видите. ruCap поможет вам лучше ощущать эффекты присутствия и глубже интегрироваться в игру. Вы будете ощущать себя участником событий.

Насколько система будет требовательна к ресурсам?

Ресурсы компьютера для системы почти не важны.

Ее запуск не будет зависеть от производительности вашего "железа", если оно не старше, условно говоря, пяти лет. Сама система будет приспособлена для установки на любой монитор. Сейчас идет дизайнерская проработка конечного варианта продукта (заключено соглашение со студией промышленного дизайна Art-Up). Новый, второй, прототип представляет собой "десктоп-модификацию". При его создании мы руководствовались следующим соображением: "Вряд ли кому-то придет в голову перемещать монитор в процессе игры". В связи с этим было решено отказаться от использования подвесной антенны и определения координат монитора. Антенна нового прототипа расположена прямо на дисплее и представляет собой две тонкие панели, закрепленные на его боковых гранях.

Какова будет стоимость?

В районе $300, что существенно ниже любых других устройств виртуальной реальности.

Из каких модулей состоит устройство?

Есть два основных модуля: приемная антенна (крепится на монитор) и излучатель, который крепится на игроке. Решение, которое мы представляем сейчас, выполнено на базе беспроводных наушников. Тем самым мы убиваем двух зайцев - качественный звук плюс эффект присутствия.

Какие изменения предполагается вносить в саму игру, чтобы система ruCap начала работать?

Как я уже сказал выше, игры должны быть адаптированы. Для этого мы разрабатываем ряд драйверов, которые помогут сделать это. Драйверы преобразуют информацию, получаемую от излучателя (измеряется расстояние до датчиков, информация накладывается на систему координат) и передают их в игру. Соответственно, в игре должны быть компоненты, которые по этим координатам перерисуют картинку. Программист Вадим Верещетин занимался данной адаптацией для демонстрационных роликов и нового игрового проекта "Жор-Тур". Изменения небольшие, тем более, что все трудности мы уже решили (реалистичная работа с оружием, столкновение с виртуальными стенами и т.п.), важно, чтобы сами разработчики захотели это сделать.

Когда ждать появления устройства на рынке?

В 2007 году появится устройство для массового пользователя.

Сколько человек работает над созданием?

Порядка десяти человек. В разное время привлекаются дополнительные люди, но костяк коллектива остается неизменным.

Есть ли аналоги в мире?

Открою вам маленькую тайну: изначально мы собирались делать систему, аналогичную уже существующим, для трансляции стереоизображения. Однако наше устройство получилось иным как по задачам, так и по удобству использования. Аналогов ruCap пока нет - это касается и возможностей, и будущего ценового диапазона. В качестве экспериментальных моделей (и то, только в теории) в прессе пару раз была информация, однако о серийном выпуске пока ничего не известно. Мы уже подали в Патентное бюро заявку и надеемся на положительное рассмотрение этого вопроса.


В заключение пару слов о личном испытании устройства. Честно говоря, на КРИ 2006 оно не произвело на меня должного впечатления: громоздко, неудобно, да и видимых преимуществ - ноль. На "Игромире" дела с личным восприятием преодолели порог недоверия и стремительно поползли к отметке "я такое хочу". Конечно, за тот агрегат и предоставляемые им возможности выкладывать $300 - ни за что и никогда. Однако прогресс очень даже ощутим. Проблема, скорее, даже не в устройстве (его стограммовый вес почти не ощущается), а в демонстрации. Тот экшен, в котором мне довелось побегать, был весьма далек от реалистичности и сравним по графике с первым Half-Life. В современных же шутерах все может быть по-другому - эффект присутствия в них заложен немалый, а если усилить его сторонними устройствами... Одним словом, все решится на КРИ 2007, когда почти готовый товар будет три дня демонстрироваться на стенде компании. Будем ждать.

Егор МАЛЫЖЕНКОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

48 за 2006 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!