Оцифрованная логистика

Очень редко приходится сталкиваться в нашей прессе с сообщениями о транспортировке чего-либо куда-либо - сказывается небогатое наличие специализированной прессы для перевозчиков? И, может быть, отсутствие именно такого рода информации мешает мне назвать крупнейшие в Беларуси фирмы, занимающиеся транспортировкой или складом. Это кажется несколько странным, ибо географическое положение нашей Беларуси есть не что иное, как огромный капитал... Им надо только воспользоваться. Поэтому позвольте рассказать про пару западных технологий для организации логистики и перевозки, с которыми пришлось столкнуться на практике. Думаю, пришло время и в Беларуси воспользоваться скоростью и эффективностью разработок в области информационных технологий, чтобы добиться эффективности производства и увеличения прибыли в этой области.

Сейчас в области логистики происходят огромные перемены, связанные в большой мере с развитием программного обеспечения. Некоторые эксперты предполагают так называемый "технологический бум" отрасли. Это связано, прежде всего, с появлением сервис-ориентированных решений и с возможностью наиболее полно и быстро использовать сервисы с помощью интернет-порталов, предлагающих готовые решения. Если вы сейчас подумали об интернет-магазинах, то это только верхушка айсберга! Ведь продать - это половина дела. Надо еще и вовремя доставить и сохранить...

Уже давно на мировом рынке (в основном, описаны страны Европейского союза, а также страны Дальнего Востока и Азии) существуют транспортировщики разного масштаба и специализации. Так, небольшие предприятия логистики занимаются мелкими перевозками и пытаются охватить все специфические особенности в одном "ин-хауз" программном продукте, большие же - перевозками для одной или нескольких отраслей промышленности, специализирующие каждый отдельный шаг своего бизнеса в отдельный продукт с последующим написанием разного рода конвертеров для импорта и экспорта данных для межплатформенного взаимодействия. Такое разделение оказалось очень важным для классификации программных решений, разрабатываемых для той или иной компании, но также отразилось в несовместимости этих решений и несоблюдении стандартов. Можно себе представить, что все попытки исправить ситуацию с наличием миллионов программных вариантов только запутало как поставщиков, так и потребителей. Сейчас попытка найти совместимые решения, удовлетворяющие всем условиям заказчика и транспортера, напоминает древнюю историю с поиском золотого руна, которое по легенде должно избавить от всех проблем...

И тут в ход пошли стратегии бизнеса. Своего рода генератором прогресса выступила в свое время фирма Тойота, устроив свое производство таким образом, что части, которые в данный момент времени должны быть прикреплены к определенному автомобилю, поставлялись точно в тот момент и в то самое место, где и когда они были востребованы. И сейчас вся автомобильная отрасль пытается достичь все большей производительности, используя модель безскладовой поставки. Другой пример - интернет-портал "Амазон", который отказался от порядка на своих складах в пользу эффективности и сокращения времени доставки.

Конечно же, единственное, благодаря чему стала возможной такая точность в индустрии (а если говорить о системах складов "Амазон" - такая эффективность), это хорошо спроектированный программный продукт. Так, без технологий, таких, как бар-код, нельзя было бы эффективно найти, например, MP3-плеер среди телевизоров и наушников, если бы не упорядоченная централизованная цифровая система, распознающая предмет не по форме и виду с помощью многочисленных работников склада, а по его цифровому месту на складе, автоматически.

Как же построены существующие программные продукты и в чем состоит проблема их выбора или/и разработки?

Обычно для логистики важно, чтобы данные из точки А были как можно быстрее получены в точке Б и наоборот. То есть не обойтись без сети, соединяющей всех бизнес-партнеров и протоколов передачи данных. Уже с 80-х годов крупные компании, как Bayer, Shell, BASF, DaimlerCrysler, начали осуществлять обмен данными в цифровом виде. Сначала это были примитивные технологии, потом появились распределенные элементы от Microsoft (компоненты DCOM и MQ) и Sun, в связке с программным языком Java. Далее появилась поддержка SOAP, WSDL, UDD и чисто XML-запросов, что позволило превратить "ручные сервисы" в чисто автоматические. А теперь, с приходом .NET, грядет еще и упрощение их использования. Казалось бы, все так просто, что хоть завтра открывай свою фирму по перевозкам чего угодно куда угодно, и успех не заставит себя ждать. Но есть еще некоторые аспекты, на которые надо обратить внимание будущих владельцев, пользователей и программистов, решивших проверить новые технологии в действии и заработать свой капитал на многообещающей цифровой логистике.

Первое, что необходимо соблюдать при разработке и выборе сервиса для цифровой логистики, это стандарты. Это касается, в первую очередь, стандартов обмена данными в пределах хотя бы одной цепочки доставки (Supply Chain). Так, существует давно разработанная концепция EDI (Electronic Date Interchange), которая определяет вид сообщения для пересылки и отвечает стандарту. Для каждой отрасли существуют свои стандарты передачи в рамках EDI (ODETTE для автомобильной, S.W.I.F.T для банков, а также EDIFACT для транспорта и коммерции). Исходя из формата этого стандарта можно создавать автоматические импорт/экспорт программы (в народе называемые конверторами) для наполнения хорошо структурированной базы (далеко немаловажно!) данных или для создания отчетов-документов. Вместе с тем обеспечивается полная автоматизация обмена документами. Только, к сожалению, на практике оказывается очень трудно осуществить даже это простое и первое требование! Многие решения о количестве передаваемой информации или порядке передаваемых полей в сообщении принимаются обычно в несогласованные моменты времени на одной из сторон-участников процесса перевозки. Такие мелочи, как желание программиста фирмы-поставщика передать дополнительную информацию о перевозимом грузе, не отвечающую оговоренному формату, в заголовке сообщения сводит на нет все попытки автоматизации с другой стороны, где, возможно, и не подозревают о существовании "левого поля" в заголовке и, может быть, еще о каких-то изменениях в сообщении. Результат - в худшем случае - необходимость перекомпиляции готового продукта и его обновления на местах пользователя! Улучшить ситуацию должны приходящие на смену настольным решениям web-сервисы. Об этом неустанно сообщается чуть ли не во всех рекламных проспектах SAP или IBM, а также присоединившейся к ним компании Microsoft, которая обещает после выпуска ею супер-упрощенных приспособлений для программирования веб-клиентов, наконец, приобщить неискушенных пользователей к "высокому мастерству и таинству программирования". Однако принесет ли переход на сервисы ощутимые результаты, остается большим вопросом, особенно для тех, кто должен этот переход финансировать. Ибо, как известно, внедрение чего-либо нового связано с усилиями по переорганизации бизнеса всей компании, что, в свою очередь, означает немалые материальные расходы... Что также означает, что на новую технологию перейдут медленно и не все! А это снова влечет за собой неопределенность и новую волну конвертеров, для конвертации данных от того, кто уже успешно перешел, к тому, кто и не собирался переходить на интернет-решения.

Вторая проблема, с которой столкнется каждый, кто захочет логистики и как можно современнее, - эти самые сервисы! Хотя сервисы и "стараются" стать стандартизированными, каждый день на рынке появляются фирмы, предоставляющие сервисы, как хорошие и дорогие, так и не дорогие... А еще хуже, что для этих сервисов не всегда предоставлена простая человеческая поддержка (суппорт, каким мы его знаем). Эти решения очень часто разрабатываются открытым сообществом или фирмой А для фирмы Б, но и доступны за определенную плату всем желающим. То есть вам, как боссу своего концерна, уже нельзя решать (если не создать специально команду дорогих разработчиков), где подправить программу, и нужно всегда подстраиваться под производителя сервиса. Тем временем производители сервисов, конкурируя между собой, стараются захватить все большую часть рынка, что приводит к тому, что сервисы рассчитываются для массового потребителя и должны программироваться как можно обобщеннее и в то же время содержать достаточное количество "фич", что делает программный продукт громоздким и без кастомеризации (подгонки) даже бесполезным! К тому же кастомеризация - процесс непосильный гигантам ПО, прежде всего из-за их бюрократических путей решения любой проблемы. И все же, несмотря на этот недостаток, такие гиганты, как Microsoft и SAP, все же вступили в борьбу за пользователя. Говорят даже, что Microsoft (и уж тем более SAP - это стратегия компании проводить кастомеризацию своих продуктов с помощью покупателя этих продуктов!) предоставляет определенным компаниям право спецификации продукта. Например, таким гигантам индустрии, как Boeing.

Так, например, фирма SAP предоставляет сервис для учета товаров на складе. Пользователь же, как, например, та же Boeing, держит различные типы складов и нуждается в особенном решении для каждого из типов хранения деталей: на одном собраны детали для корпуса, а на втором - для кабины. Все мелкие детали снабжены цифровым кодом и могут быть востребованы на производстве в любой момент (шурупы, пластины обшивки, химические вещества), а крупные, такие, как крылья или сидения, должны быть специально заказаны, сделаны в срок, перевезены по специальному маршруту и удержаны на складе не более 3 часов. А ее конкурент, фирма "Аэробус" из Европы, тоже нуждается в похожем решении, но тип комиссионирования, например, совершенно отличается от американского. То есть, существует некая обобщенная модель склада, чем-то похожая на часть всего склада каждой компании, и вторая - чисто специальная для каждого производителя. Для второй модели трудно будет найти и соответствующий сервис, ибо для разработчика ПО не выгодно одноразовое программное обеспечение. И даже если Boeing и воспользуется возможностью заказать "фичу" от Microsoft, то все еще остается работа для программистов (уже без того) похожего "Аэробуса", нацеленная на специализацию под свою историческую платформу и законы государства.... И так далее... Вы можете представить себе еще сотню таких сценариев, как для больших, так и для крохотных фирм. -:)

Третья проблема - безопасность оцифровки данных! А это уже известная всем песня - ведь сколько проблем существует: от ошибки в программе до вредоносного ПО на сервере. Ведь предоставить сервис означает открыть свой сервер для всеобщего пользования. А если говорить о логистике, где пользователь на любом краю света должен быть способен использовать сервис, даже из незнакомого интернет-кафе где-нибудь на Тайване, то можно представить, каких усилий требует безопасность. Конечно, если большая компания, владеющая большей частью рынка, идет на расширения сервера, то о безопасности заботятся несколько десятков человек. Однако, попробуйте убедить пользователя, что для него применение интернет-сервиса не представляет опасности! Кстати, крупные компании в этом вопросе могут оказаться и вовсе несговорчивыми.

Наверняка можно описать еще больше проблем и аргументов за и против. Однако, подводя итог, можно сказать, что использование сервисов, если оно обосновано и аккуратно, несет в себе перспективы для логистики в силу своей доступности. Теперь не нужно выписывать кучу накладных и путевых листов, разъяснять важность их заполнения работникам китайского представительства и надеяться, что они все поняли и сделают правильно! Для этого просто надо позаботиться о правильно запрограммированном сервисе, его безопасности и о том, чтобы работник (перевозчик) мог зайти в интернет и внести данные в валидируемый элемент пользовательского интерфейса, что придает долю уверенности. Ведь неточности в путевых документах, а также следующие за ними опоздания - есть дорогое "удовольствие" для логистики. И случаются большей частью по вине человеческого фактора.

Я надеюсь, что белорусские фирмы оценят преимущества новых технологий и вскоре мы окажемся достойными конкурентами таким гигантам, как "Шенкер" или "Куне и Нагель". Ведь если сейчас не воспользоваться последней возможностью, которая дана нам в виде светлых голов - программистов, то наш кусок хлеба в виде логистики может перейти в руки российских или западных предпринимателей!

Ирина АЛЬТМЕНН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

46 за 2006 год

Рубрика: 

Software
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!