Такие климатические изменения, возможно, ожидают мир через 10 лет, о чем было сказано 19 октября в Минске на пресс-конференции по вопросам прогнозирования климатических изменений и метеорологических явлений. Среди участников пресс-конференции были директор Департамента по гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Мария Григорьевна Герменчук и специалист Республиканского гидрометеорологического центра Анна Владимировна Воробьева.
Как заметила Мария Григорьевна, в связи с глобальным потеплением климата таяние полярных льдов уже наблюдается, но считается, что наибольшую опасность будет представлять термическое расширение мирового океана. Такое явление понятно и логично по физике процесса: с повышением температуры - все расширяется. Само собой, и в Беларуси отмечается потепление климата, как и во всем мире. Основная же мысль на протяжении выступлений Марии Герменчук сводилась к тому, что региональная оценка будущих климатических и гидрометеорологических показателей намного важнее для нашей жизнедеятельности, нежели усредненная мировая. На государственном уровне это выстроилось в концепцию гидрометеорологической безопасности. Сейчас данное направление имеет статус элемента национальной безопасности. Причем проблемы гидрометеорологической безопасности носят международный характер и постоянно обсуждаются на всемирных конференциях. На последней из них, проходившей в сентябре в Москве, гидрометеорологическая уязвимость Беларуси была определена как высокая. Одна из первостепенных задач перед мировым сообществом - повышение достоверности прогнозирования и возможность управления рисками. Благо, современные высокие технологии позволяют значительно продвинуться в их решении. В основе лежат научные математические модели анализа, реализуемые на специализированных платформах интеллектуальной вычислительной техники, и новые методы наблюдения за окружающей средой, внедряемые на базе современных электронных средств. Таким образом, для качественных востребованных проектов в области метеорологии в одной команде совместно работают математики, физики, программисты и синоптики. Вычислительная техника используется, конечно же, также самая современная и мощная.
Если же спуститься от концепций к практической реализации систем гидрометеорологического прогнозирования, то в основе белорусского комплекса наблюдений за погодой и окружающей средой лежат: система сбора информации, центр приема и обработки информации, система оперативного оповещения по телекоммуникационной сети. Существующие математические модели, реализованные в прикладном программном обеспечении, позволяют давать прогнозы на 48 или 12 часов. На основе анализа численного моделирования принимается решение об опасности явлений погоды и необходимости выдачи штормового предупреждения. По методам более долгосрочного прогнозирования сейчас ведутся исследования и разработки во всем мире. Хотя в настоящее время есть и методики прогнозирования на несколько недель и более, но их вероятность достоверности резко снижается. Например, вероятность синоптического прогноза на неделю составляет 90%, что считается пределом достоверности.
Для получения исходных данных о явлениях природы используют метеорологические искусственные спутники Земли или сети наблюдения на основе специальных метеорологических радиолокаторов. Причем на пресс-конференции метеорологические радиолокаторы отмечались как наиболее перспективные технические средства для нашей страны. В Беларуси сейчас используется три радиолокатора. Но такая радиотехническая система была введена в эксплуатацию 25 лет назад. А в мире сейчас перешли на новое поколение более эффективных доплеровских радиолокаторов. Подытоживая свои ответы на вопросы, госпожа Герменчук сказала, что замена технических средств сбора и обработки информации гидрометеорологических служб на новые перспективные системы станет одним из направлений работы Департамента по гидрометеорологии Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Для того чтобы еще больше осознать, насколько IT-технологии распространены в работе белорусских синоптиков, я обратился к молодому специалисту гидрометеорологического центра Республиканского гидрометеорологического центра Анне Владимировне Воробьевой, которая занимается в том числе и научными изысканиями. На вопрос, откуда вы берете исходную информацию для анализа метеорологической ситуации, слышу неожиданно потрясающий ответ:
- Из интернета!
- Как? Все показания и прогнозы, дающиеся Белгидрометеоцентром, - это среднее значение информации, набранной из различных сайтов?!
- Нет :) (улыбка, переходящая в смех). Республиканский гидрометеорологический центр пользуется информацией своего специального центра обработки. Только доступ к ней имеют очень не многие. Только те сотрудники, которые работают с формированием текущего погодного прогнозирования. Секретность как на режимном объекте, ведь речь о важнейших для государства данных. У меня такого доступа нет. А из интернета для своей работы я пользуюсь данными с метеорологических спутников, публикуемых в on-line режиме. Ну и всю другую открытую информацию по гидрологическим режимам, состоянию осадков и т. д. использую. Очень удобно иметь доступ к фотографической информации с разных спутников, просто набирая web-адрес в браузере. Получая доступ к этим данным, можно действительно написать научную работу или проводить метеоисследования, имеющие пользу для нашей страны. Таким образом, сейчас каждому человеку доступна та информация, по которой можно делать прогнозирование. И каждый может сам формировать выводы. Правда, для этого необходима специальная подготовка. Квалифицированным синоптик становится, проработав не менее 5 лет.
- А Вы и Ваши коллеги сами создаете прикладные программные продукты для метеорологического прогнозирования?
- Есть желание и идеи. Но получается, что вся наша работа в этом направлении вторична. В основе таких программ лежит сложное математическое моделирование на основе многомерных численных методов. В СССР этим занимались целые научно-исследовательские институты. К сожалению, на территории Беларуси таких масштабных центров не имеется. Поэтому мы используем, в основном, российские программные продукты. Наши специалисты занимаются их тестированием и последующим совершенствованием. Дело в том, что прежде чем даже моделировать, нужно иметь авторитетные методики по наблюдениям и оценкам. Это нарабатывается десятилетиями научного труда. Даже существуют разные школы. В Беларуси такой школы нет. И даже выбирая тему научных исследований, молодые белорусские специалисты не готовы взять на себя работу по созданию своих обоснованных методик, которые были бы серьезно восприняты в мире.
- А из Беларуси можно управлять метеорологическими искусственными спутниками земли и получать информацию с них первыми?
- Нет. В мире существуют три крупнейших базовых метеорологических центра: в Москве, Вашингтоне и Германии, откуда такая информация распространяется по всему миру. Наш телекоммуникационный центр имеет каналы связи с ними по получению актуальных данных. Особенно важны для Беларуси сведения о циклонах, зарождающихся в Средиземноморье, из-за большого влияния на метеоситуацию в Республике.
- Ну а в отделе, где работаете Вы, установлены какие-то необычные компьютеры типа Science или наши Скифы?
- На самом деле обычные персоналки, хоть и достаточно мощные. Но, повторяю, я не работаю непосредственно на вычислительном центре, занимающемся формированием результатов по текущему метеорологическому прогнозированию. Самая сложная и высокопроизводительная вычислительная техника находится там.
Александр ОАКЛИ,
[email protected]