Интернет-магазины: как распознать подвох (КВ-Лайт)

Данный материал навеян тенденциями, скорее, не белорусского кибер-пространства, а российского. Как было правильно отмечено на недавней конференции "Деловой интернет", в РБ пока нет интернет-магазинов - есть только интернет-витрины. Дело в том, что, кроме выбора товара через сеть, необходима возможность оплаты через сеть. К сожалению, наш рынок "электронных денег" настолько не развит, что около 90% всех контактов продавца-покупателя происходит по телефону, а расчет за товар - через курьера.

Тем не менее, уже сегодня Министерство торговли озабочено ростом числа недобросовестных продавцов, торгующих через "липовые" интернет-витрины. На что необходимо обращать внимание, чтобы не стать жертвой мошенников? Какие уловки в ходу у тех, кто собирается вас обмануть? Все это и многое другое мы постараемся рассмотреть в данном материале в надежде, что большинство знаний пригодятся вам если не сегодня, то завтра точно.

В первую очередь, я бы не советовал покупать сложную, а главное - дорогую технику без четкого выяснения вопросов о гарантии, ответственности продавца за транспортировку и сертификации. Также старайтесь жестко ставить вопрос о проверке на месте работоспособности устройства. Избегайте магазины, где, кроме контактного телефона, нет никаких данных (кто торгует: ИП, юридическое лицо и т.д.).

Большинство недобросовестных продавцов нельзя назвать мошенниками в полном смысле этого слова - они просто продали вам товар и благополучно о вас забыли. А в случае возникновения проблем - сначала максимально тянут время, ничего со своей стороны не предпринимая, а потом быстро переезжают на новый бесплатный (!) хостинг.

Чаще всего подобная интернет-витрина - дело рук одного-двух человек, для которых это, скорее, приработок, чем серьезный бизнес. Они зарабатывают не на цене (товар покупают мелким оптом), а на малых затратах ведения бизнеса (не платятся налоги, сами доставляют товар). Покупка в таком месте равносильна торговле с рук или через объявление. Риски по приобретению товара (вполне возможно, что необходимая вам вещь есть только у них) должны компенсироваться минимальным количеством денег, которые вы готовы отдать. Гарантировать их возврат не может никто.

Второй тип недобросовестного продавца в силу экономических особенностей Беларуси у нас не развит. Однако вместе с бурным ростом развития интернета их появление весьма вероятно. Такой тип магазинов представляет собой некую фирму, существующую на рынке уже несколько лет. С виду они очень благополучны: красивый, добротно сделанный сайт, большое число товаров, минимальные цены и не первый год работы подкупают. Проблема в том, что наряду с неуплатой налогов, они обещают, но не выдают кассовые чеки (забыли, сломался кассовый аппарат, на офис упал метеорит). А если выдают, то, что называется, "левые" - сумма правильная, но пробита какой-то сторонней фирмой. То же самое с гарантийными талонами, которые начинают действовать либо с момента производства товара (заводская гарантия), либо с момента продажи. Талон либо вообще не заполняется, либо заполняется неверно (без печати или на несуществующую фирму). Нередко предприятия-производители отказываются ремонтировать технику, т.к. находят дефекты, полученные устройством в процессе хранения до момента продажи (повышенная влажность, сдавливание, удары) или в процессе транспортировки.

Также низкие цены таким компаниям позволяют держать закупки недоброкачественного или конфискованного товара. Нередко под недоброкачественным товаром понимают бракованные партии. Иногда брак настолько незаметен, что выявить это может только экспертиза. По законодательству такой товар может продаваться только с указанием, что он имеет недостатки, и обязательно по сниженной цене. Естественно, ничего подобного на сайте нечестного продавца вы не найдете. Бывают случаи, когда скупается по минимальным ценам, а потом продается за полную стоимость товар с недействительными гарантийными талонами ("серый" товар). В любом случае, купив дешевле, но без гарантий, - еще не повод радоваться.

Такие фирмы нередко снимают офисы в закрытых учреждениях с пропускным режимом. Добиться от них повторной встречи почти невозможно, но т.к. им есть что терять, нередко начало "военных действий" с вашей стороны (обращение в соответствующие инстанции, угроза подать в суд) может заставить изменить точку зрения. Обычно под прессом они согласны поменять товар (один брак на другой), но совершенно не хотят возвращать деньги.

Подведем некоторые итоги. Основные признаки недобросовестных интернет-продавцов будут следующими:

  • магазин усердно расхваливает себя (минимальные цены, годы работы, тысячи довольных клиентов), но при этом не сообщает ни одного реквизита, ограничиваясь контактными телефонами;
  • магазин намеренно сообщает ложные сведения (победу в несуществующих конкурсах, время успешной работы), которые можно проверить, но об этом мало кто задумывается;
  • отказ или намеренное нежелание выдать кассовый чек и гарантийный талон.

И в заключение небольшой совет при покупке товара через интернет, например, в Москве (нередко командировочные выбирают товар в Минске, а в Москве его только забирают, не тратя лишнее время). Многие крупные российские интернет-магазины любят "бить" цену (в рекламе сказано что-то типа "найдете дешевле - сделаем скидку"). Поэтому если вы нашли товар в не внушающем доверия месте, но он вам очень нужен, и желательно по такой цене, не поленитесь и позвоните в крупную контору. Наверняка вы купите качественный товар по почти такой же стоимости.

Егор МАЛЫЖЕНКОВ

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

42 за 2006 год

Рубрика: 

Internet
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!