26 августа 2006 года в Футбольном манеже состоялось самое значимое киберспортивное событие года - Национальный финал оборочных соревнований к World Cyber Game 2006. Проходящий во второй раз турнир собрал огромное количество зрителей. Если в прошлом году во Дворце молодежи присутствующих дополнительно развлекали всяческими не-компьютерными забавами (перетягивание каната, настольный теннис и др.), то уже в этом мало кого интересовало что-либо, кроме киберспорта. Это подтверждается одним единственным фактом - в течение всего дня зрительская трибуна оставалась заполненной. Ни возможность халявного боди-арта (профессиональный художник мог изобразить на вас символику WCG), ни выступления девушек из официальной группы поддержки хоккейного клуба "Юность-Минск" Go-Go (руководитель Наталья Купчина), ни даже Юлия Завгородняя (программа "Технология" СТВ, DJ Альфа-радио) не могли заставить болельщиков покинуть облюбованное место и переключить внимание на что-то иное.
Что значит выступать перед огромным количеством зрителей, почувствовал на себе каждый игрок. Ближе к концу дня обстановка накалилась до предела. Будь то удачный хэдшот, красивый тактический поединок или балансирование на грани победа-поражение - все это, многократно усилившись, отражалось от трибун и возвращалось обратно к игрокам. Возможно, от этого эмоции выплескивались через край, а предательская дрожь в руках заставляла делать такие ошибки, которые никогда бы не случились в обыкновенной игре на обыкновенном чемпионате.
Starcraft: Brood War (1x1)
В результате жеребьевки, по мнению многих, были сразу же распределены итоговые места. Так, №1 вытянул LoWeLy.cosmostv, №2 - RW.Jackal, №3 - 4p)Lasker, №4 - Taison[PnD]. Соответственно, первый номер сел играть со вторым, а третий - с четвертым.
Еще в интервью до матча LoWeLy (см. "КВ" №33/2006) предполагал, что Jackal станет его основным конкурентом, поэтому заочный финал в виде первой игры турнира напрашивался сам собой. Напряжение усиливал тот факт, что на минских отборочных Jackal (Terran) показал замечательную игру в матчапе TvZ (Terran vs Zerg), с легкостью побеждая всех соперников, даже на изначальной "зерговской" карте Azalia.
Игра проходила достаточно напряженно и скованно: на первой карте (Azalia) Jackal достаточно быстро потерял контроль за центром, пару раз удачно, но не критично зачистил вспомогательные базы LoWeLy, сумел высадить дроп на мэйне, но когда на трех родных городах кончились кристаллы, все встало на свои места - и контролирующий 75% карты соперник быстро сломил оборону. Второй матч на Paranoid Android мог закончиться быстрой победой Jackal'а, но тот достаточно поздно увидел изначально слабую оборону LoWeLy и не решился атаковать. После нескольких безуспешных попыток развить наступление Jackal был остановлен и обращен в бегство Гвардианами, которые и решили исход поединка. Итого 2:0.
В сражении между Lasker'ом и Taison'ом (Terran) победу определила хитрость. Все дело в том, что на минских отборочных Lasker играл исключительно зергами. Играл сильно и мало кто мог подумать, что на Национальном финале он может сменить расу. Каково же было удивление Taison'а, когда перед началом игры он узнал, что противник будет играть Protoss'ом. Игра завершилась быстро и не в пользу пребывающего в недоумении Taison'а. Чтобы не допустить следующего проигрыша, последний также решил сменить расу и играть Zerg'ом, чем вызвал крайне негативную реакцию Lasker'а. Ситуация казалась патовой (как ее пытались разрешить, читайте во врезке "No comments") до появления главного судьи (Денис Кушнеров aka Stom), который и вынес решение согласно правилам: каждый игрок должен сообщить ему игровую расу до начала матча. В результате обошлось без сюрпризов (Lasker - Zerg, Taison - Terran), но с неизменным результатом: уже на 13-й минуте брестчанин управлял критическим для победы количеством Гвардианов. Дополнительное подкрепление с земли - и зерги празднуют победу.
Во встрече лузеров Taison'а и Jackal'а победа заслуженно досталась последнему, а поединок винеров Lasker'а и LoWeLy длился три раунда только благодаря неудачной застройке базы будущего чемпиона. В результате Lasker играет с Jackal'ом (ситуация сознательного выбора Protoss'ов для игры против Terran (Jackal) повторилась и опять удивила соперника) и выходит на повторную встречу с LoWeLy. По правилам соревнований, для победы брестчанину, в отличие от его соперника, требовалось выиграть первый раунд до двух побед и второй раунд до двух побед, что объективно было очень сложно. Итоги следующие:
1 место - LoWeLy.cosmostv. Путевка на Гранд-Финал WCG 2006 в Монцу, Ноутбук NP-R45K001;
2 место - 4p)Lasker - TFT monitor 19' SyncMaster 920N;
3 место - RW.Jackal - фотопринтер SPP-2020/2020R.
WarCraft III: The Frozen Throne (1x1)
Матчи в дисциплине WarCraft III: TFT проходили одновременно с таковыми в Counter-Strike и StarCraft: BW. Так как "Варик" в нашей стране безмерно любят и уважают, недостатка в зрителях не наблюдалось. Более того, когда вдруг случилась какая-то заминка и на широкоэкранный монитор не пошла трансляция финального матча, собравшаяся публика начала громогласно скандировать: "WarCraft!" и организаторам мероприятия пришлось незамедлительно исправлять положение. Увы, но не все смогли увидеть захватывающие баталии в полной мере - сказывалось отсутствие просторных трибун и большое количество болельщиков, явно удививших устроителей киберспортивного праздника своим количеством. Комментировать события, разворачивающиеся в WarCraft'e, взялся Sashok. Это у него здорово получалось, что и неудивительно, т.к. он неплохо знает основы игры, и одно время даже участвовал в соревнованиях по этой дисциплине (см. врезку).
1-е место - NightWolf.cosmostv - (Минск) - путевка в Италию, ноутбук Samsung NP-R45K001;
2-е место - ip.Frozen (Минск) - 19" TFT-монитор Samsung SyncMaster 920N;
3-е место - v4-ProHuman (Минск) - фотопринтер Samsung SPP-2020/2020R.
Counter-Strike 1.6 (5x5)
Наверное, не ошибусь, если скажу, что CS - одна из самых долгоживущих сетевых игр. Во всяком случае, среди шутеров ему нет равных как по популярности, так и сбалансированности. Претендентов на победу было четверо, причем двум столичным командам (SnG и Ultimo) противостояла пара областных (Uta (Гродно) и Talion (Гомель)). Соперники друг друга знали достаточно хорошо и успели сыграть не один десяток стыковых матчей. Поэтому на первый план выходила сыгранность команд, взаимопонимание в коллективе и настрой, с которым они приехали бороться за заветную путевку в Италию.
Первый тур не принес неожиданностей - любимчики публики SnG победили Talion со счетом 07:16, а Ultimo одолела Uta 04:16. Перед первым матчем лузеров практически никто не сомневался в том, что дальше пройдет Uta. Но несогласованность действий и излишнее волнение стали причиной досадного проигрыша гомельчанам со счетом 05:16 на карте de_dust 2. Однако самое "вкусное" оставалось впереди - в сетке виннеров выясняли отношения Ultimo и SnG. Несколько раз проигрывая по ходу матча, впервые Ultimo смогла выйти вперед и уверенно довести матч до победы.
Неожиданно упавшая в сетку лузеров SnG практически без труда вернулась на повторное "свидание" с Ultimo. Мотивации обоим финалистам было не занимать, а находившиеся всегда рядом координаторы команд ежеминутно подбадривали заметно уставших и вымотанных игроков.
Для окончательной победы "ультам" было достаточно нанести одно поражение SnG, но de_inferno не поспособствовала такому развитию событий. Достаточно быстро уйдя в отрыв, "снг-шники" не дали опомниться соперникам и установили счет 16:8 в свою пользу. По регламенту соревнований, момент истины должен был наступить на de_nuke - самой неоднозначной карте из всех утвержденных. С самого начала инициативу захватила SnG, которая вырвалась вперед с завидным гандикапом 11:4 при первом счете за контров. Но потом Ultimo собралась и, немного изменив тактику игры, начала сравнивать счет. Когда второй счет стал угрожающим для SnG (0:6), произошла внештатная ситуация (см. врезку). На этот раз к машинам были подключены источники бесперебойного питания, которые сводили риск очередного рестарта к нулю. Но, как оказалось, эти предосторожности были излишни - всего через десять минут итоговый счет стал в пользу Ultimo, которые смогли после смены сторон взять 12 (!) раундов подряд. Итого: 16:11. Напряженнеший матч завершился и надо было видеть лица игроков обеих команд: ликующие возгласы "ультов" сотрясали Футбольный Манеж, а на глазах одного из игроков SnG поблескивали самые настоящие слезы. Однако даже в такой ситуации проигравшие смогли найти силы поздравить Ultimo с победой и пожелать им удачи на WCG 2006. Конечно, мы тоже присоединяемся к поздравлениям и надеемся, что наши смогут "взорвать" CS в Италии и показать достойный уровень игры.
1-е место - Ultimo (Минск) - путевка в Монцу, 5 мобильных телефонов Samsung SGH-X620;
2-е место - SnG (Минск) - 5 фотопринтеров Samsung SPP-2020/2020R;
3-е место - Talion (Гомель) - 5 мобильных телефонов Samsung SGH-C230.
В результате осталось очень много впечатлений. Где положительных, где конструктивно-критических. Ясно одно: стимулирование развития киберспорта у нас в стране такими соревнованиями, как WCG, - это правильно. Причем тот интерес, который проявили игроки, болельщики и просто сочувствующие, выходит за рамки надежд организаторов. Все хорошо, все здорово, но можно и лучше. Мы уже готовы к большим шоу и появлению такой специальности, как "кибератлет". Пусть не в такой мере, как остальной мир или отдельно взятые Южная Корея и Китай, но блеска в глазах болельщиков и желания игроков уже не унять. А, следовательно, даже если мы не повторим командный результат прошлого года - будущее у белорусского киберспорта есть. И оно уже здесь.
Антон БОРИСОВ,
Егор МАЛЫЖЕНКОВ,
Александр ТИХАНОВИЧ
Взгляд с комментаторского места
WarCraft3-TFT. Итоговое распределение мест.
Сложившееся распределение финальных мест лучше всего рассмотреть через игру каждого участника финала в отдельности. Начнем с тех, кто оказался в шаге от пьедестала почета.
Кравчук "GhosT" Роман почти совершил маленький подвиг. В первом матче против ip.Frozen'a он лидировал во всех трех играх. Причем в третьей (решающей) игре, при счете 1-1, ему удалось очень удачно атаковать базу ip.Frozen'а и вовремя отступить. Дальше противник, в свою очередь, пошел уничтожать его дополнительную базу, и, к удивлению многих, GhosT не смог отбиться. Виной всему стало отсутствие четырех катапульт, которые он забыл на базе после использования портала. Заметил Роман их только после того, как эльф пришел на его основную базу. Плохим настроением можно объяснить проигрыш v4.pro-Human'у. В итоге именная майка, призы и почетное четвертое место.
До начала чемпионата в разговорах с v4.pro-Human мы обсуждали проблемы матча Люди против Эльфов. Human усиленно готовился к такому матчапу, так как знал, что это его основные соперники на пути к первому месту. Однако ни одна исполненная им стратегия не прошла. Возможно, не хватило везения. В двух играх он не успевал построить туретки. В первой игре для защиты дополнительной базы, во второй - для раша базы эльфа.
Что касается Ip.Frozen, то это новый игрок на белорусской Warcraft-сцене. Появился не так давно, удачно заявив о себе сначала в отборочных на WCG-2005, а потом в отборочных на Gigagames (занял первое место). Наставником по игре является NightWolf, поэтому говорить о "жарком" финале не приходится - игроки слишком хорошо знакомы друг с другом. Да и опыт на стороне NightWolf'a.
SaShok
Интервью с командой Ultimo
Сразу же после окончания финала игроки Ultimo смогли найти время, чтобы ответить на пару вопросов:
- Какие у вас впечатления от проведенных матчей?
- Мы выложились на все сто процентов, хотя и проиграли в суперфинале одну карту. Не будет преувеличением сказать, что сейчас мы на пике формы.
- То есть с таким уровнем игры можно надеяться на удачное выступление в Италии?
- Думаем, да. Конечно, не стоит забывать о тренировках, к которым приступим в самом скором времени. Но самое главное, чтобы был настрой перед игрой.
- Ваши комментарии по поводу технических неурядиц - насколько сильно это повлияло на игру?
- Считаем, что, несмотря ни на что, победит всегда сильнейший. Пусть сегодня отключается свет, а завтра виснут компьютеры - жизнь все расставит по своим местам. Если бы мы проиграли - это было бы обидно, но, честно говоря, об этом даже не думалось.
- Соперники вели себя предсказуемо или немного удивили?
- Да нет, ничего экстраординарного в игре оппонентов не было. Самым запоминающимся оказался финал - страсти кипели нешуточные, напряжение было как никогда высоко, а громогласный рев трибун мы ощущали буквально физически. Конечно, это помогало. Для примера: совсем недавно мы пробились в финал Giga Games и не смогли взять ни одного из восьми раундов (виктория лишь в одном из них обеспечивала бы нам первое место). Сегодня все стало на свои места, у нас все получалось и мы почувствовали себя гораздо увереннее.
- Ваши прогнозы относительно игр в Монце - кто будет претендовать на место в тройке призеров?
- По традиции, покажут себя шведы и американцы. Россияне вряд ли смогут рассчитывать на медали, так как нестабильны. Если вдруг нам придется с ними встретиться, думаем, что удача будет на нашей стороне - мы уже играли с ними и знаем их стиль. Хотя воздержимся от далеко идущих выводов: с таким составом на международной арене мы выступаем впервые и загадывать далеко пока еще рано.
Антон БОРИСОВ
No comments
На каждом ответственном мероприятии что-то остается за кадром или вызывает у организаторов слова, подобные заголовку. Ниже я приведу несколько особенно запомнившихся моментов, которые если и нуждаются, то в очень коротких комментариях.
- Событие дня: два раза выбивало пробки в электрощитовой, что кратковременно выключало все компьютеры. И оба раза в тот момент, когда CS-команда SnG начинала существенно проигрывать команде Ultimo, что родило много слухов о преднамеренной диверсии и саботаже. К счастью, обошлось без протестов со стороны команд и победил сильнейший.
- Зрителей оказалось примерно втрое больше, чем было предусмотрено. В результате болельщики сидели и стояли везде, где только можно, и опустошили местное кафе к середине дня.
- Игрок Starcrft Lasker в споре с Taison о выборе расы предложил бросить монетку.
- Подготовка помещения и оборудования для проведения Национального Финала закончилась в 4 часа утра 26 августа.
- В шоу-матче женская команда по Counter-Strike (T2L.Female) нанесла поражение сборной команде судей и прессы со счетом 30:0.
- Члены оргкомитета допустили часть болельщиков к просмотру гостевого плазменного экрана и через некоторое сами, сидя рядом, увлеченно следили за происходящим.
- NightWolf.cosmostv, обычно собранный и серьезный, непривычно много улыбался и даже призывал соперника по суперфиналу (ip.Frozen) сражаться в открытую.
Егор МАЛЫЖЕНКОВ
Особое мнение
Само собой, на открытии Национального Финала по компьютерным играм World Cyber Games 26 августа выступили члены организационного комитета из многих Министерств и ведомств. Площадка проведения Национального Финала WCG 26 августа в Футбольном манеже захлебывалась от наплыва желающих лицезреть борьбу белорусов за путевки в Италию на чемпионат мира. Сооруженная зрительская трибуна смогла вместить от силы половину желающих увидеть игры Counter-Strike, WarCraft и StarCraft. Тем, кому не посчастливилось занять место в "зрительном зале", вынуждены были размещаться по периметру перил конструкции и проходов или пытаться что-то увидеть через головы товарищей по бокам. Все это подбадривало пришедшую молодежь к бурным эмоциям реагирования на сюжеты компьютерных игр, показываемых на широкоформатных дисплеях. Возгласы, свист и аплодисменты от очередного раунда соревнующихся команд периодически заглушали все пространство манежа. Но самые зашкаливающие крики в едином порыве прозвучали в 13.36, когда неожиданно пропало электричество в игровой и спектакторной зоне. Как раз когда в Counter-Strike раунде и на экспонирующих экранах дело шло к победе одной из соревнующихся команд. Причем "фаза" пропала именно на шоу-площадке. Находившихся рядом буфета, пресс-центра и всего остального проблема с перебоем электропитания никак не коснулась. Все напоминало либо "преднамеренную диверсию" злоумышленников, либо классический вариант, когда дежурящий в выходные электрик, находясь в приподнятом настроении, идет методом подбора выяснять, какая из фаз что запитывает.
Реакция болельщиков, глубоко переживающих за киберспорт, превысила все представляемые масштабы. В зале было душновато, поэтому организованная группа фанатов WCG выбежала на улицу в поисках прессы для заявления по происходящему. Возглавлял душой переживающих за компьютерный спорт ребят Владимир Тяга. Сам является болельщиком со стажем, увлекается компьютерными играми долгое время и хорошо знает обо всем происходящем в белорусском компьютерном спорте.
- Просим вас принять заявление в
прессу от инициативной группы не
один год следящих и участвующих в
WCG.
- У вас какие-то претензии к Samsung, спонсору World Cyber Games 2006?
- Нет. Мы знаем, что спонсор делает очень многое для популяризации киберспорта. Но дело в том, что на нынешнем чемпионате, в отличие от прошлогоднего, организаторы не смогли спланировать соревнования так, чтобы удовлетворить спрос всех интересующихся и искренне поддерживающих развитие компьютерного спорта в нашей стране.
- Вы можете конкретизировать, в чем просчеты в организации для нынешнего количества пришедших зрителей?
- Первое. Не достаточно хорошо организован просмотр игр в расчете на пришедшее количество желающих. Людей несколько сотен и, конечно, экраны маловаты, размещение их по зонам не достаточное. Второе. Единодушно не понравился комментатор. На этой должности эмоции человека должны полностью отдаваться игре, а не просто ставить штатного ведущего. Третье. В помещении очень душно, а никаких бесплатных напитков не предусмотрено.
- Ну вы понимаете, что для устранения указанных вами недостатков необходимы дополнительные финансовые средства. Вы готовы их предоставить?
- В том-то и дело, что мы, единомышленники WCG, хотели бы вносить денежные средства для целей распространения и развития WCG. По крайней мере, мы за то, чтобы сделать вход на такие мероприятия платным. Это бы отсеяло случайно пришедших людей и дало бы возможность хотя бы поставить холодную питьевую воду в зрительской зоне.
- Так какое ваше личное мнение о состоянии WCG в Беларуси?
- Очень хорошее направление спорта. Очень нравится. Но, анализируя развитие во времени, хотя бы по сравнению с прошлым годом, не отмечается улучшения. И очень переживаю, что в связи с множеством структур, стремящихся на роль организаторов и сочувствующих, прекрасные начинания поведут не в сторону истинных поклонников.
Незапланированную паузу в
чемпионате, вызванную сбоем
электропитания, заполнил своей
живой музыкой на сцене гитарист
Дмитрий Сенькин (игрок Starcraft Exact - 3-е
место на отборочных играх 2005 года).
Свет восстановили, чемпионат
продолжился, эмоции поутихли или,
лучше сказать, переключились на
игру. А ощущение, что WCG становится
лакомым кусочком, который многие
хотят использовать в своих целях,
но при этом даже об элементарном
бесперебойном питании некому
подумать, осталось.
Александр ОАКЛИ
Комментарии