13 июля в Минске состоялась пресс-конференция, посвященная уже прошедшему 14 числа национальному празднику Республики Франция с участием Чрезвычайного и Полномочного Посла Франции Стефана Шмелевского. И даже такое мероприятие, приуроченное к исторической дате, не обошлось без широкого апеллирования к современным IT-технологиям.
У многих, кого я знаю, 14 июля ассоциируется с символом борьбы за свободу, ведь в этот день было взятие крепости-тюрьмы Бастилия! Но посол Стефан Шмелевский в начале своей вступительной речи на пресс-конференции корректно заметил, что во Франции с взятием Бастилии не принято поздравлять, и он бывает удивлен поздравительными посланиями для него от белорусов. Дату 14 июля во Франции отмечают как день вооруженных сил, а основные празднования выражены военным парадом на Елисейских полях. Суть предыстории со слов посла такова, что в 1789 году в захвате Бастилии никакой необходимости не было. Там практически содержалось менее 10 заключенных, которые проживали в Бастилии как в отеле с возможностью заказывать любую еду извне и совсем не спешили на свободу. Поэтому разрушение Бастилии произошло просто как необходимый эпохальный символ, угодный революционному времени, а 14 июля с формулировкой "взятие Бастилии" праздновалось во Франции всего один раз за всю историю.
Отвечая же на вопросы журналистов, господин посол почти половину отведенного времени уделил рассказу о новой электронной системе "Гаврош", внедренной для обслуживания во французском посольстве в Беларуси. Информационная система "Гаврош" была внедрена как электронное средство общения по выдаче талончиков на прием в посольство для людей, обращающихся за визами. То есть, это программно-аппаратный комплекс, позволяющий планировать и регулировать потоки посетителей, а также организовывать работу посольства по вопросам выезда граждан в Европу. Программное управление позволяет оперативно менять количество ежедневных назначений на прием в посольство, максимально в туристический сезон устанавливается расчет на обработку 140 заявок на визы в день. У входа в консульство смонтировано электронное табло, где высвечиваются порядковые номера зарегистрировавшихся людей, приглашаемых войти на назначенный прием. Внутри посольского здания находится электронно-вычислительная машина, куда, введя свои паспортные данные, человек получает талончик с указанием времени приглашения на прием и других необходимых сведений.
Там же, около ЭВМ, находится специальный сотрудник посольства, в обязанности которого входит помощь посетителям в пользовании машиной. Однако, как показала практика, белорусы куда эффективнее общаются с машиной самостоятельно, так как все интуитивно понятно и просто. Когда же начинают, волнуясь, подробно выспрашивать и звать на помощь дежурного сотрудника, то процесс записи на прием только затягивается и начинается ошибочная путаница. Как отметил посол, электронная система "Гаврош" не только сняла все существовавшие проблемы с гигантскими очередями, но и возымела позитивные психолого-педагогические последствия. Ведь систему нельзя подкупить и вести переговоры в своих интересах с машиной тоже невозможно. Зная, что без первичного взаимодействия с ЭВМ не обойтись, люди планируют свои поездки в страны, за выдачу виз в которые ответственно посольство Франции, заранее. Стефан Шмелевский рассказал, что один высокопоставленный чиновник из Франции, ознакомившись с работой системы "Гаврош" во французской консульской службе, заявил о желании установить такую же систему в своем правительственном департаменте в Париже для упорядочения приема посетителей. Так как система "Гаврош" - явление новое, то статистики по ней нет, и полный анализ работы будет не ранее, чем через год. На резюмирование же посла о таким образом отрегулированных административных отношениях по свободе перемещения белорусские журналисты обрушились с вопросами. В результате которых поправку о превалировании человеческого фактора в функционировании консульской службы, несмотря на безукоризненность работы электронной машины по обеспечению доступа граждан на подачу документов, пришлось внести. Как бы не способствовала комфорту электроника, а решения о выдаче виз принимают люди из консульства по действующим особым инструкциям и беседовать придется с ними не виртуально, а tete-a-tete. Количество отказов в визах во Францию, со слов Чрезвычайного и Полномочного Посла, составляет 10%.
Александр ОАКЛИ,
oakly@tut.by
Горячие темы