SnG Cup: поехали!

24 и 25 июня 2006 года в минских клубах Tarantul и Katana стартовало важнейшее событие в мире белорусского киберспорта - первый non-profi кубок SnG Cup по Counter-Strike. Почему это мероприятие столь значимо? Как оно проходило? И, в конце концов, что такое SnG, вы узнаете в специальном репортаже прямо с места событий.


Интро

Если к чемпионатам по CS (Counter-Strike) отечественный геймер привык еще лет пять назад, то подобным действом, которое разворачивалось на территории двух самых титулованных клубов столицы, мы еще не избалованы. Почему? Судите сами: в чемпионате принимали участие 64 команды со всех (!) областей Беларуси. Причем приехали не только представители Гомеля, Бреста, Могилева, Гродно и Витебска, где компьютерный клуб начинается с 20 машин, но и команды из районных городов. Последнее особенно радует, т.к. знаю по собственному опыту, что "содержать" (а предоставление времени для тренировок, не говоря уже о спонсорстве поездок на чемпионаты, - это минус к возможному доходу) клубную команду - дело хлопотное и затратное.

Само рождение SnG.by ознаменовало переход белорусского киберспорта на профессиональную основу. Одним из подтверждений этому служит, например, тот факт, что больше не существует завзятых соперников CS-команды Katana и CS-команды Tarantul. Зато есть профессиональная команда SnG.by, основная цель которой - выступления на зарубежных чемпионатах и передача опыта (например, в виде мастер-классов и мастер-спарингов) другим командам. Теперь чемпионаты внутри республики будут иметь четкое деление: турниры для непрофессионалов и турниры для тех, кто своими победами сумел доказать, что они уже лучшие у себя на родине и теперь могут представлять Беларусь за рубежом. Из этого следует, что клубные команды-фавориты, чей скилл (опыт и мастерство) гораздо выше иных представителей отечественного киберспорта, теперь не будут принимать участие в массовых non-profy турнирах. Их удел - бороться с равными за выход на международную арену. Соответственно, у любителей появился стимул: выиграть non-profy Cup и перейти в профессиональную лигу, где совершенно другие и перспективы, и возможности.

Но и это еще не все. Чемпионат отличался высокой организацией и четкостью проведения. Кроме основной цели (выяснить, кто же лучший), на кону стояло немало "плюсов" материального характера. К ним можно отнести призы и подарки от спонсоров. Так, ADSL.by предоставила 15 уникальных ковриков для мыши, одно название которых заставит облизнуться любого геймера - Steel Pad. Q-ZAR center "Блиндаж" вручил четверке победителей сертификаты на бесплатную Q-ZAR игру (5 человек команда плюс 5 друзей). За техническую поддержку отдельное спасибо компании Samsung. С ее помощью в ближайшем кафе была развернута зрительская зона (плазменные панели, TFT-мониторы на каждом столе). Компания "Онега" всех участников угощала чипсами, а компания "Red Bull" поила своим фирменным напитком. Кроме этого, победители получили дипломы, медали и памятный кубок, стилизованный под автоматный патрон на фоне изрешеченной стены. Но все это было после, а пока...


День первый

Турнир начался точно по расписанию, в 9.00. Огромного количества народа, свойственного проведению подобных мероприятий ранее, замечено не было. Каждый из 320 человек (64 команды по 5 человек в каждой) заранее знал, в котором часу и в каком клубе у него игра. Благодаря этому все достаточно оперативно рассаживались за компьютеры, подключали свою периферию (клавы, мыши, наушники), разминались и go-go-go. Уже к 12.00 организаторы внесли в расписание поправки, объявив, что в "Тарантуле" они идут с опережением графика на 20 минут (а ближе к вечеру оно составило от получаса до 40 минут). В "Катане" дело обстояло еще лучше: опережение графика составило 1 час (!). Случай для столь массового мероприятия беспримерный.

Зрители также не толкались за спинами игроков (или, как бывало, в другом конце игрового зала) и не создавали излишней суеты и напряженности. Все страсти с одобрительным и не очень гулом, выкриками ("Да как так можно стрелять!" или "Мясо!"), аплодисментами и сочным звуком открываемых напитков раздавались в стенах вместительного кафе по соседству. Благо, присутствующие здесь администраторы клуба быстро переключались с закончившихся игр на еще идущие или грамотно выбирали из имеющихся самые захватывающие. Для полноты ощущений не хватало только грамотного комментатора, чтобы простой просмотр HLTV превратился в шоу.

Несомненной изюминкой игрового дня стало выступление женской команды клуба "Тарантул". Несмотря на то, что свой стартовый матч они проиграли, первая игра в сетке лузеров (турнир проходил по Full Double Elimination) показала, кто есть кто - со счетом 16:4 ошарашенные соперники симпатичных девчонок вставали из-за компов с явным желанием больше никогда не играть в CS. На самом деле, то психологическое преимущество, с которым парни обычно начинают игру против команды противоположного пола, разбилось о мастерство более высокого класса.

Стоит отметить, что некоторые команды выглядели особенно презентабельно: одни были одеты в одинаковые майки, другие (например, команда UTA) демонстрировали свое единство пятью шикарными немецкими ковриками Razer.

К концу дня определились сильнейшие, выяснять отношение которым предстояло на следующий день. Благо, что промежуточные победители-иногородние могли не волноваться за место ночевки - организаторы в очередной раз оказались на высоте, побеспокоившись об этом заранее.


День второй

Рассказывая о продолжении турнира, я не буду заострять внимание на организационных вопросах (мой коллега уже достаточно подробно описал перспективность данного мероприятия), а сосредоточу его на играх, которые перешли в так называемую стадию плей-офф. Начавшиеся в 9 утра матчи к 12 часам уже достигли четвертьфиналов, что обещало, как минимум, захватывающее зрелище. В зрителях недостатка не было, поэтому волевым решением администрация клуба Tarantul попросила их наблюдать за играми в спектаторской зоне, дабы не мешать игрокам сосредоточиться и не создавать сутолоки за их спинами. Перспектива сидеть в баре, вдали от страстей, а также двухминутная задержка при проигрывании реплеев меня, естественно, не грела. Один из организаторов чемпионата, Ден, пошел мне навстречу и разрешил остаться в игровом зале. Однако похрустеть чипсами и попить тонизирующего напитка было не суждено - баталии разгорались нешуточные.

Глядя на четвертьфиналистов, было до слез горько расставаться хоть с одним из них. Съехавшиеся со всей Беларуси команды выкладывались на все сто, чем сумели покорить и вашего покорного, и всю остальную публику. CyberBrest могли похвастаться помогавшим им координатором, который стоял за их спинами и вовремя делал нужные замечания и подсказки. Коллектив forZool покорил своей слаженностью в действиях и волей к победе.

Несмотря на ошибки, то и дело наблюдавшиеся в игре CyberLife, они смогли переломить свою усталость и пробились-таки дальше. V World - вообще отдельная песня: это одна из самых молодых команд, виденных мною доселе. Несмотря на отсутствие сколь-либо серьезного опыта за плечами, ребята стали любимчиками зрителей и те очень за них переживали. Не могу пройти мимо витебчан из pro100.team, которые предстали этаким монолитом - любая карта для них не была сюрпризом, а сыгранности между членами команды мог бы позавидовать любой из участников. Одним словом, каждая команда была яркой индивидуальностью - тактики применялись самые разные, не раз ход событий зависел только от мастерства стрельбы, не обошлось и без залетевшей на огонек птицы удачи. Совсем незаметно настало время полуфиналов, о которых стоит рассказать подробнее.

На карте de_dust встретились pro100 и V World - более юным оппонентам повезло меньше, поэтому они были вынуждены опуститься в сетку лузеров. Pro100 получила право на небольшую передышку перед финалом, ведь теперь оставался открытым вопрос по поводу того, кто же им будет противостоять. Несмотря на относительно легкую победу forZool над CyberLife (de_infer-no), первым предстояло еще встретиться с "малышами" из V World. Кстати, с одним из членов forZool (<pierro>) произошел довольно забавный случай - сев за машину, на которой он недавно играл, он забыл проверить установленную раскладку клавиатуры. Начался стартовый раунд, его товарищей оперативненько положили соперники, а <pierro> вдруг обнаруживает, что клавиши уже кто-то переназначил и теперь ему необходимо "переучиваться". К счастью, победа осталась за родной командой, а <pierro> во время закупки оружия исправил закравшуюся оплошность. Что же касается игры forZool с V World на de_train, то можно сказать, что она получилась в меру зрелищной - доминировали первые, причем в первой половине матча с весомым преимуществом (11:4). Тотальное невезение и какая-то растерянность помешала V World взять реванш - впереди замаячил долгожданный финал.

Взяв небольшой тайм-аут (благо, организаторы-умницы опять шли с ощутимым опережением графика), команды заняли положенные места и сыграли несколько тренировочных раундов. Расклад финала был следующий: команде pro100 достаточно было победить на карте de_nuke, после чего играть следующую карту de_dust2 не было необходимости. Парням из forZool, пожаловавшим на огонек из сетки лузеров, для победы следовало доказывать свое превосходство на двух картах. Так как ставки были очень высоки, в воздухе словно витало напряжение. Пара слов о составах:

  • pro100.team: kusa [h8], fighter>3SnG, стрелок<###1zot, MOM [pl], for Zeno;
  • forZool: <pierro>, flex> Ghetto Vet, smart>, submit>, a.s.p.>

Начав играть за террористов, pro100 смогли обеспечить себе победу в первом раунде (9:5). Однако даже такой счет не может передать трудности, с которым витебчане приблизились к первому месту. Стоявший сзади помощник как мог подбадривал своих товарищей, крича "Лучшие! Чемпионы!". Вторая половина игры подарила небольшую надежду на овертайм, но соперники forZool смогли найти в себе силы, чтобы обеспечить досрочную викторию. Когда цифры на табло приняли облик 16:8, члены команды северной области Беларуси вскочили со своих мест и начали поздравлять друг друга. Это действительно была победа, к которой так упорно шла pro100.

Финальным аккордом выступило награждение призеров, во время которого помещение вместительного клуба Tarantul то и дело озарялось вспышками фотоаппаратов и поздравительными речами устроителей соревнования. Уставшие, но довольные, все команды передислоцировались этажом ниже - в бар, ставший на несколько часов свидетелем жарких споров и обсуждений этого значимого для белорусского киберспорта мероприятия. Нам же остается только жалеть, что эти два летних денька пролетели так быстро - обязательно ждем продолжения праздника и выражаем огромную благодарность организаторам.

Егор МАЛЫЖЕНКОВ,
Антон БОРИСОВ


Небольшое интервью мне удалось взять у капитана женской команды со сладким ником Karamelka (клуб "Тарантул").


- Как организовалась ваша команда?

- Все началось с того, что, учась в ВУЗе, я играла за одну из CS-команд. После пятого курса и вручения дипломов команда вынужденно распалась. Я же хотела продолжать играть и решила собирать чисто женскую команду. Целый год по соответствующим форумам и чатам я искала единомышленников. Мои труды увенчались успехом, и теперь команда T2l.Female в составе 4e4eHKA, Jul, TaNya, Pianistka и Karamelka регулярно тренируется.

- Вы всегда собираетесь в полном составе?

- К сожалению, нет. Но даже если мы приходим в клуб втроем или вдвоем, всегда находится спарринг-партнер, желающий показать свое превосходство над "слабым полом". Кроме того, почти все в команде уже работают, что вкупе с личной жизнью сводит к минимуму свободное время. Спасает положение тот факт, что у каждой есть дома компьютер и домашняя сеть. А так как Counter-Strike достаточно популярен, оттачивать мастерство стрельбы можно даже на "мясных" серверах.

- В чем основные проблемы в игре?

- Наверное, это то, что приходится играть против парней. Будучи твоим соперником, они просто уверены, что проиграть девчонкам - это несмываемый позор. Такая мотивация дает некоторое психологическое преимущество, что может оказаться решающим фактором в самый критический момент. Спасает только то, что мы хитрее и редко действуем "напролом". К тому же у нас не такой уж большой опыт игры на представительных турнирах, да и согласованность действий на некоторых непопулярных картах оставляет желать лучшего.

Тем не менее, нас отличает огромное желание играть в CS. Мы постепенно учимся, растем и, приходя в "Тарантул", уже не вызываем бурных эмоций и дурацких реплик: "Девчонки? В контру?".

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

26 за 2006 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!