Название: Evolution GT
Жанр: почти гоночный симулятор
Разработчик: Milestone
Издатель: Black Bean Games
Издатель/локализатор в России: GFI/"Руссобит-М"
Системные требования: CPU 2 Ghz, 512 Mb Ram, Video 128 Mb, 1.3 Gb free space
Оценка: 6
Волею судьбы в последнее время мне на глаза попадаются необычные гоночные симуляторы, которые, с одной стороны (зрелищной), пытаются ни в чем не уступить NFS, с другой (геймплейной) - прельстить переборчивых игроков новыми "фишками" и удачными решениями. Нечто подобное мы видели и в Ford Street Racing, и в World Racing 2 ("КВ" №4/2006). Теперь же пришло время посмотреть, чем нас порадуют разработчики в прошлом неплохого, но откровенно слабого (в смысле грамотной реализации всего нового) гоночного симулятора SCAR (Squadra Corse Alfa Romeo).
Первое, на что обращаешь внимание после установки Evolution GT, это стильность меню и скучность вступительного ролика. Если последний можно спокойно "пробросить" магической клавишей "Enter" (ее использование - тоже редкость, чаще прибегают к "Space" или "Esc"), то меню просто "убивает" своей строгостью, выдержанным стилем и удачным выбором оттенка белого. При таком насыщенном светлом фоне (никаких тебе 3D-моделей на заднем плане, как в NFS) шрифт меню должен был умереть в своей нечитаемости. Однако разработчики, сэкономив на вычурном антураже, умудрились все сделать подобающим образом - симпатично, наглядно и оригинально. Единственное нарекание, больше относящееся ко всей игре, - отсутствие курсора и мыши как таковой. Одним словом, клавиатура нам друг, но руль с педалями дороже.
Для разминки предлагают поучаствовать в быстрых заездах (Quick Race), которые, по большому счету, ни на что не влияют и к основной игре относятся мало. Дело в том, что в этом режиме напрочь отсутствует ролевая составляющая и все сопутствующие "фишки". Единственная польза - изучить трассы да протестировать возможности AI. В принципе, то же самое, но уже по всем правилам, можно сделать в Practice Mode.
Основным блюдом будем считать режим карьеры (Career Mode), где как раз и начинается взрослая жизнь. Как в подобных случаях и происходит (вспомните, сколько приходилось выслушивать поучений даже после поступления в ВУЗ), на большую и светлую дорогу выводить нас будут за руку. Никаких сел и поехал - медленно и чинно Габриэль Таркини (Gabriel Tarquini, экс-пилот F1) расскажет, что успех в гонке не определяется одним лишь кручением баранки да утапливанием педали газа в пол - есть много ньюансов, которыми не грех воспользоваться. Один из них - Intimidation. Это стрессовое состояние, когда вас начинают атаковать с целью обгона. По словам Габриэля Таркини, подобный длительный прессинг не может выдержать ни один гонщик. Решение одно: либо попытаться уйти в отрыв, либо пропустить соперника. В игре за Intimidation отвечает самая верхняя (оранжевая) полоска. Когда вас начинают атаковать, она медленно (или быстро, в зависимости от длительности атаки) будет стремиться к нулю, по достижению которого вы в полной мере ощутите все прелести неуправляемой езды, размытости изображения и потери себя (и машины) в пространстве. К счастью, все быстро проходит, и у вас появляется возможность тем же отплатить сопернику. Для облегчения подобных атак над впереди идущей машиной всегда есть оранжевая полоса.
Параметром номер два является степень повреждения авто. Это единственная из трех полосок (синяя), которая вначале гонки будет заполнена до конца. "Поцеловали" соперника при обгоне - получите минус, приложились к ограждению при входе в поворот - еще один, сбили дорожный указатель - все, приехали. Модель повреждения, достаточно неплохо отражаемая в "полосках", весьма посредственна в реальности. На вашем новеньком достоянии европейского автопрома всегда будет либо битое стекло (заднее или лобовое - боковые, вероятно, бронированные), либо перекошенный бампер да разбитый поворотник. Перед тем, как заглохнуть, в принципе, может быть, и то, и другое, но увидеть это доводится редко. Кстати, "видов" для управления нам предоставят сразу несколько: с переднего бампера (типа от первого лица), двойное разнообразие сзади (типа от третьего) и, как вариант, камера направлена в лобовое стекло, т.е. ехать будем задом наперед (даже не знаю, какое это лицо).
Последней по номеру, но не по значимости полоской является "Эффект тигра" (Tiger Effect). "Фишка" в самом прямом смысле - подобное еще не встречалось, разве только в предыдущей разработке Milestone (SCAR). Использовать этот читерский прием доведется не часто (мало манны:), но эффект от него круче некуда. Итак, шли мы в призерах и на финише не вписались в поворот - обидно. Жмем "Tab" и переносимся во времени чуть назад, как раз, чтобы успеть сбросить скорость и не остаться с носом. Главное - вовремя вспомнить о том, что это возможно.
Кроме основных гоночных показателей, имеет место прокачка пилота, т.е. нашего альтер-эго. Девять основных умений влияют буквально на все - от водительского мастерства (быстрее набираем скорость, меньше заносит и т.д.) до увеличения количества возможных использований Tiger Effect или устойчивости к стрессу. Набор очков для преодоления уровня (2000) идет не только за победу (в зависимости от места получают все), но и за чистые обгоны, за самый быстрый круг, скольжение, состояние машины и т.д. Причем в зависимости от продолжительности данных моментов начисляется и коэффициент (от 1,5 до 3). Кроме того, даже если вы сошли с дистанции, а ваш партнер по команде приехал в призерах, то вам также начислят бонус. Поэтому, когда в очередной раз предложат выбрать команду, постарайтесь оказаться вместе с лидером.
Повысить скилл можно, не только честно отрабатывая карьеру, но и показывая свое мастерство в испытательных заездах (Challenges Mode). Слабо, например, разогнаться на участке в 900 метров до скорости 183 км/ч? А если там несколько крутых поворотов? Уже с первых заездов вы почувствуете, что поблажек нет и самый главный соперник - это вы сами. Как только придет чувство машины (т.е. раз 10 вы приехали на той же позиции, что и стартовали), вы будете достаточно легко обходить на крутых виражах компьютер и бороться за место в тройке. Сложности добавляет только большое разнообразие моделей машин (около 30 - каждая ведет себя на трассе по-своему) и скученность соперников на трассе, в своем большинстве идущих дружной толпой.
Трассы и управление прямиком перекочевало из SCAR. К нашему вниманию вся Европа (Берлин, Барселона, Флоренция, Лондон, Милан и т.д.) и абсолютное игнорирование возможностей клавиатуры и стандартных удобных раскладок. Разработчики с самого начала ориентировались сугубо на владельцев игровых рулей, что видно не только по корявой стандартной раскладке, но и по поведению машин на дороге, а также навешенной на "горячую" клавишу возможности включения эффекта обратной связи.
Интереснее всего, что музыки, как таковой, в игре нет. Точнее, на трассе все заменяет однообразный рев двигателя, стук коробки передач и визг тормозных колодок, а композиции (очень напомнили World Racing 2) появляются только при просмотре реплея. Последний, пожалуй, один из самых больших плюсов игры - полноценный фильм с выбором спецэффектов на лету (замедление, выбор угла камеры) иногда хочется сохранить где-нибудь в доступном формате и, предварительно вырезав все самое скучное, показывать вечерами друзьям.
В остальном же, игрушка на любителя. Да, нестыдная графика вкупе с еще не старым движком RenderWare дают массу положительных эмоций. Да, много красивых моделей машин и реально существующих трасс. Но при этом наличествуют абсолютно никакая физика повреждения, убогая реализация автоматической коробки передач (даже новичку проще воспользоваться ручной, чем терпеть автоматическую), непритязательная реализация погодных условий (либо солнечно, либо дождь) с отвратным отражением в воде, невозможность прокрутить "туториал" и т.д. Ко всему на более высоких уровнях до белого каления доводит читерствующий AI, который в бессильной злобе идет на таран, безбожно подрезает или выталкивает на ограждение. Причем, по закону подлости, даже если не вы инициатор аварии, получите минус и будьте добры на последнем круге "упасть" из списка призеров в список тех, кто не доехал.
Недочетов и недоработок достаточно много, хотя, в сравнении с прошлым проектом, это действительно эволюция. Пусть маленькая, путь итальянская, зато, дай Бог, не последняя.
Егор МАЛЫЖЕНКОВ
Горячие темы