С 10 по 12 мая внимание всей игровой общественности было приковано к ежегодной выставке Electronic Entertainment Expo. Данное мероприятие проводилось уже 12-й раз кряду и, как обычно, было богато на открытия и сюрпризы. Так как количество информации превышает все разумные пределы, а умолчать о некоторых фактах сродни совершению преступления, предлагаю разбить репортаж на две части: о выставке и участниках вообще и отдельных, самых ярких проектах, в частности. А теперь, отбросив все прелюдии в сторону, к делу.
Игровое нашествие в городе Ангелов
Даже если среди ночи разбудить любого из коренных жителей Лос-Анджелеса и спросить, каковы главные достопримечательности города, он без запинки назовет среди прочих Е3. И пусть праздник игр длится всего-то жалких три дня - такому пиршеству позавидует любая индустрия. Не изменились традиции и на этот раз - Convention Center посетило около 60 тысяч человек. Среди всей этой разношерстной толпы любой мог встретить как рядового геймера или журналиста, так и солидного дядю в пиджаке с бэджем разработчика или издателя. Игре, как и любви, все возрасты покорны - это правило лишний раз подтверждается на каждой Е3. Однако в массовости и ажиотаже кроется немало минусов, которые могут отрицательно сказаться на общем впечатлении от посещения данного мероприятия: огромные очереди в кассах, толпы народа в залах показов и непомерно большие цены на парковку и еду. Впрочем, о еде здесь лучше попросту забыть, а добраться до вожделенного здания можно и пешком - благо, есть ради чего. Огромных размеров плазменные панели непрерывно крутят видеоролики самых ожидаемых проектов, сотни СМИ ведут прямые трансляции с места событий, а компании всех мастей наперебой зазывают праздношатающихся заглянуть на презентацию какого-нибудь блокбастера. До последнего времени были большие подозрения насчет booth babes (девушки разной степени прикрытости, рекламирующие тот или иной тайтл): организаторы выставки достаточно жестко предупредили участников, что откровенные костюмы или минимальное наличие одежды на девушках будет караться штрафом в размере пяти тысяч долларов. Как оказалось, волнения по поводу полного исчезновения booth babes были опрометчивы - их хватало, хотя невооруженным глазом было заметно, что они "приоделись". Несколько представительниц женского пола были явно огорчены и даже устроили небольшой митинг протеста перед входом в центр, повесив на шеи таблички с недвусмысленным "Грудь лучше войны". Может, и лучше, но игры все-таки интереснее :).
Тяжелая поступь next-gen'a
Как и следовало ожидать, трио консолей нового поколения проводили достаточно агрессивную политику, направленную, скорее, не на утверждение о скорой смерти PC, а на открытую и бескомпромиссную конкуренцию между собой. Больше всего вестей ждали от Sony Playstation 3, рекламная акция которой показалась на этот раз неоднозначной. К положительным моментам, безусловно, стоит отнести предоставленную возможность поиграть в некоторые проекты, наглядно демонстрирующие возможности новой приставки. Например, авиасимулятор Warhawk предоставлял возможность оценить геймпад Playstation 3: ожидаемой виброотдачи в гаджете нет, но имеется встроенный гироскоп, чутко реагирующий на движения рук и в зависимости от их положения наклоняющий в стороны виртуальную машину. Как стало известно, PS3 будет комплектоваться 20- и 60-гигабайтными накопителями и цена составит, соответственно, 500 и 600 долларов. Консоль появится в ноябре, но стоит ли покупать ее сразу, большой вопрос: игр пока мало, да и качество "первых ласточек" оставляет желать лучшего, что было видно на огромных демонстрационных экранах.
Другой мастодонт консольного рынка, компания Microsoft, соорудила гигантских размеров зеленый ящик, внутри которого и располагался стенд Xbox 360. Ящичек дяди Билли сейчас явно на пике своей популярности, поэтому громких тайтлов для него хоть отбавляй. Посетителям чудо-стенда предлагалось самолично "потрогать" впечатляющий экшен Gears of War и приоткрыть завесу тайны над Splinter Cell: Double Agent. С этой целью то тут, то там были разбросаны фигурные кольца с встроенными консолями и "цветочки", вместо бутонов содержащие в себе все те же Xbox 360. Сотрудники "мелкомягких" говорили о своем несомненном превосходстве над остальными конкурентами, аргументируя выражением "Нас больше". Действительно, к моменту старта PS3 Xbox 360 разойдется внушительным тиражом (по прогнозам аналитиков, 10 млн.), и японскому чуду предстоит нелегкая борьба. Кроме того, Microsoft активно показывала рабочую версию Windows Vista и заявила о намерении расширить сферу влияния новым сервисом Live Anywhere. Вернее сказать, это не новый сервис, а своеобразное расширение знакомого всем Xbox Live!, позволяющее "влиться" в компанию PC мобильным телефонам и даже портативным консолям. Особо такому положению дел будет рада Nokia, провалившаяся ранее со своей N-Gage и кующая в своих недрах новую платформу N-Gage Arena. Данный игрофон будет работать с программой Live Anywhere и полностью совместим с трубками линейки Series 60.
Темной лошадкой до последнего времени оставалась Nintendo, пытающаяся уйти в сторону от открытого противостояния Xbox 360 и PS3. "Малютке" удалось удивить посетителей, и длиннющие очереди на пути к ней стали наилучшим тому подтверждением. Во-первых, сомнения по поводу желания разработчиков делать игры для Wii (название приставки Nintendo) развеялись моментально - все могли опробовать одну из 27 игр. Во-вторых, революционный геймпад, выполненный в виде пульта от телевизора, действительно удобен, практичен и является главной изюминкой новинки. Ну и, в-третьих, цена на разработку Nintendo будет настолько демократичной, что пользователи смогут не только покупать ее отдельно, но и приобретать в качестве "довеска" к Xbox 360 или PS3.
PC - жил, жив и будет жить!
Несмотря на предрекания скорой смерти PC, стенды с проектами для оного занимали огромные площади. Как полагается, главными "скрипками" были такие конторы, как Electronic Arts, Ubisoft, 2K Games, Aspyr, THQ, LucAsarts и прочие. Казалось, что издатели и разработчики участвовали в соревновании по привлечению посетителей - впрочем, так оно и было. Методы, применявшиеся для зазывания, были разные и отличались степенью эффектности. NC Soft, к примеру, настолько увлеклась рекламированием своего будущего он-лайн проекта Tabula Rasa, что схлопотала штраф в 5 тыс. американских долларов. Пригласив на "разогрев" публики музыкальную группу, корейская компания настолько достала соседей, что те не преминули измерить шум в децибелах и, получив нескромные результаты, оперативно "настучали" организаторам. В итоге представитель NC Soft посетовал на предвзятость (а судьи кто?) и выразил сомнение по поводу участия компании в следующей Е3. Другие участники шоу не нарушали заповедей организаторов, но весьма эффективно привлекали массу народа.
EA сделала в качестве приманки презентацию Command & Conquer: Tiberium Wars - продолжение легендарной серии RTS. Впечатляющая картинка соседствовала с верностью традициям: в новинке будет использовано видео с "живыми" актерами, успешные тактические действия будут способствовать победе, а наличие знакомых сторон конфликта разбавится новой фракцией. Полноценного представления очередной серии аркадного автосимулятора Need for Speed не получилось - всеобщему вниманию был представлен средней руки видеоролик, не отражающий геймплея в принципе. По новому названию, NFS: Carbon, догадаться, что будет в игре, ни в коем случае нельзя. Вообще, такое впечатление, что авторы гоночной серии не успели подготовиться к Е3, поэтому ставим "незачот".
Французская Ubisoft отдала пятых "Героев" стенду Nvidia, на котором и показывались красоты мира Asha. Поэтому главным хитом у "убиков" стал Dark Messiah of Might & Magic. Преисполненный не чуждой "геройской" тематики, этот экшен, казалось, выжимал последние соки из движка Source. Красиво поставленная боевая система, манящие загадки мира меча и магии - релиз не за горами, поэтому однозначно стоит ждать.
Эффект разорвавшейся бомбы приобрел проект студии Irrational Games под названием BioShock. Современная графическая оболочка здесь соседствует с потрясающей атмосферностью и эффектом присутствия. Все, кто выходил из комнаты для просмотра, еще долго не могли поднять отвисшую челюсть, а строгие журналисты и вовсе дружно проголосовали за BioShok, избрав означенную разработку "Игрой Е3 2006". Из-за такой жесткой конкуренции не мудрено было затеряться остальным проектам, но и здесь нашлось немало приятного и удивительного. Spore, безусловно, один из них. Идейному вдохновителю игры, Уиллу Райту, удалось немыслимое - охватить разом всю историю развития Земли, начиная от инфузорий и амеб, плавающих среди безбрежного океана, до эпохи далекого будущего, когда не протолкнуться от киборгов и роботов. Свою презентацию маэстро построил следующим образом: он играл в Spore, по ходу комментируя свои действия и рассказывая о ключевых особенностях разработки. Как должное, отметим его прекрасное чувство юмора и перспективное будущее для Spore.
Российские компании в образе "1С", "Буки", "Акеллы" и других находились на достаточном отдалении от монстров игровой индустрии и были нацелены, скорее, на поиск западных партнеров для бизнеса. Ни тебе громких презентаций, ни пафосных речей - скромные стенды, несколько панелей с разрабатываемыми проектами и переговорные комнаты для общения с прессой и официальными лицами. Однако и этого хватило, чтобы посетители Kentia Hall заинтересовались новыми разработками. Питерская Lesta Studio, "пригретая" "Букой", демонстрировала "Агрессию" - глобальную стратегию с продуманным геймплеем (после "Стальных монстров" наверняка получится хороший результат). Создатели ставших культовыми "Космических рейнджеров" показывали "Легенду о рыцаре" - фэнтэзийную игру, внешне очень напоминающую теперешних "Героев". Отхвативший свою долю похвал COLLAPSE: Devastated World явно не оставил равнодушными западных пользователей, которые весьма бурно выражали свои эмоции после просмотра демо-версии. Одним словом, российскому геймдеву было что показать миру, а об успешных контрактах мы наверняка сможем узнать из ближайших новостей.
Say good bay!
Как это ни печально, но всему приходит конец, равно как и Е3 2006. Щедро одарив своих посетителей новостями и анонсами, выставочный центр закрыл свои двери ровно на год, чтобы вернуться к нам в мае 2007-го. Нам же остается только переваривать навалившиеся на уставшие плечи известия и ждать повторной процедуры через 12 месяцев. В следующей части рассказа о Е3 2006 мы расскажем подробнее о самых громких проектах, документально подтвердив слова впечатляющими скриншотами.
Антон БОРИСОВ
Комментарии
(Е3 2006 – во что играем завтра)