Начнем с вопроса от Сергея: "Кристрофер, а кто у нас пишет нормальные англоязычные тексты?". Имеются в виду стихи для песен. Не знаю, но думаю, что это должны все-таки делать носители языка. Причем, мы живем в 21 веке, поэтому берете такую очень новую вещь, как интернет, и ищете. На самом деле среди молодых поэтов также проводится множество конкурсов, и на их сайтах можно найти что-то интересное. Причем сами поэты достаточно активно идут на контакты, и с ними можно договориться о стихах на конкретную тему и даже мелодию. Я советую эту схему, потому как однажды писал саундтрек к одной игре и привлек нашего хорошо знающего человека. Все, вроде бы, прошло нормально, но одна фраза вызвала смех у англоязычной стороны проекта, поскольку получился фразеологический оборот. То есть слова одни, а подтекст совершенно другой. Я не стану приводить эту фразу, потому что подразумевает она нечто не совсем культурное, но действительно смешно.
Итак, это очередная "Территория звука", поехали!
Sony Sinescore
Лучший софт озвучивания видеопродукции для тех, кто не является профессионалом в аудио.
Первые версии программ обычно очень простые и доступны для понимания на уровне "чайников", но потом софт начинает усложняться, обрастать множеством новых функций как снежный ком, в результате становится привилегией людей знающих, и так далее. Эту тенденцию заметила компания Sony Media Software. Причем хочется отметить их правильную расстановку приоритетов в выбранной маркетинговой линии. Объясню почему. Ведь мы уже привыкли, что одна и та же профессиональная программа выпускается в двух, трех или четырех версиях одновременно, то есть основной, облегченной, урезанной и т.п. Но ведь психологически, даже если пользователь приобрел легкую версию программы и она выполняет все поставленные задачи, он будет чувствовать себя неуютно, зная, что есть более полный профессиональный вариант. И, кстати, многие программы постоянно напоминают ему об этом. То есть, это хорошо расставленная психологическая ловушка.
У Sony к этому моменту имелась очень интересная связка - Vegas + DVD Architect. Она дорогая и профессиональная. Ну а если обыкновенному пользователю нужно просто озвучить видеоролик, добавить к нему некое музыкальное сопровождение, которое хочется подобрать самостоятельно? То есть, нужен молоток! Sony могла выпустить для этого что-то типа Vegas LE или SE и расставить очередную психологическую ловушку. Но они не сделали этого, а выпустили отдельный продукт - Sinescope, стоимость которого составляет $174,95.
Вот, например, стоит задача создать презентационный видеоролик. Для звукового его сопровождения профессионалы нанимают специальных композиторов и звукорежиссеров. При этом все должно быть современно и "чисто" в плане авторских прав. А если у человека нет таких возможностей? Тогда ему дается Cinescope. Ключевое слово в терминологии этой программы - "theme", т.е. тема. Это уже готовый музыкальный ряд, в котором можно изменять темп, настроение, энергичность и т.п. То есть, это профессионально сгенерированный звуковой трек. Создан он специально для использования в Sinescope, и в плане авторских прав является royalty-free, то есть свободным для распространения, и вы ничего не должны его авторам. При этом таких тем с программой поставляется много. Они отличаются по стилям, темпу и настроению.
Таким образом, вы можете создать видеоряд абсолютно из любых графических и видеофайлов (все помещается на один трек и сводится там), потом добавить дорожку с музыкальной подкладкой (темой), еще на одном треке можно расположить и расставить файлы с аудио-спецэффектами, на следующем голос, если нужно, и так далее.
В принципе, все очень упрощено, хотя вы не увидите привычных для звуковых программ ручек или слайдеров управления уровнями громкости и панорамных положений. Все это сделано только в виде графиков огибающих. То есть, все практически рисуется на самих треках.
Для понимания программа очень проста. Работает только со стерео и моно аудиофайлами (5.1 и т.п. нет). Технические характеристики 16 бит/44,1 КГц, то есть, как это называют - "качество CD". При этом поддерживается импорт и экспорт в сжатые форматы файлов, т.е. MP3, OGG, WMA, RM, AAC.
Что касается видео и графики, возможен импорт форматов AVI, BMP, GIF, JPG, MOV, MPG, PNG, PSD, SWF, TGA, TIFF, WMV, AVC и экспорт в AVI, MOV, MPG, RM, WMV, AVC.
То есть, есть все, что необходимо. Требования к компьютеру: Windows 2000 (SP4) или XP, процессор с частотой 1,5 ГГц и выше, 512 Мб RAM (1 Гб рекомендовано), CD-ROM для инсталляции программы, DVD-ROM для инсталляции тем, соответственно, на жестком диске нужно иметь свободными 200 Мб для программы и 1,7 Гб для тем.
Акустическая система microlab V3630
Это новинка рынка, которая появится у нас в продаже через несколько месяцев по ориентировочной цене $600. Мне уже удалось произвести тестовое прослушивание сэмпла, и могу сказать, что результаты оказались положительными. Компания Microlab Technology решила восполнить нишу между дешевой акустикой 5.1 и дорогими студийными комплексами. Ведь на самом деле на студийные профессиональные мониторы, сабвуфер и т.п. деньги есть далеко не у всех, но при этом то, что предлагается в качестве дешевых наборов 5.1, не соответствует требуемым критериям качества. Допустим, вы потратили от $100 до $200 на такие решения. Но все равно, придя в любой кинотеатр с системами Dolby или DTS, вы ощутите реальную разницу с тем, что можете услышать дома. То есть, на самом деле получается, что вы имеете не домашний кинотеатр, а только намек на него. Не полноценный широкочастотный объемный звук, а лишь его обозначение.
Что делать, если хочется чего-то большего? В принципе, Microlab Technology решила эту проблему.
V3630 - это пассивная акустическая система, т.е. дополнительно потребуется многоканальный усилитель. В ее комплект входит пять колонок - центральная, фронтальные и тыловые (сурраунд). Все они сделаны из идентичной элементной базы - корпуса из МДФ, стилизованные под черное дерево (кстати, есть разновидность V3630F красного цвета), одинаковые 1-дюймовые ВЧ-динамики из шелка и 4-дюймовые СЧ-динамики. На иллюстрации вы можете увидеть, как они распределены по колонкам. Для усиления в области низких частот в нижней части одной боковой стенки каждой из фронтальных колонок имеются еще два 8-дюймовых динамика. Они расширяют частотный диапазон в нижней его границе, при этом на задней стенке возле них стоит фазоинвертор для усиления низкочастотной отдачи.
Что это дает в сумме? Сабвуфер вроде как и не нужен, о чем мы поговорим чуть позже. Центральный и фронтальные каналы усилены за счет дополнительного СЧ-динамика, но при этом вся элементная база идентична, что в сумме дает хорошее распределение по каналам с тяготением в фронтальную область, то есть к месту просмотра, и при этом общая частотная картина является равномерной.
При этом мы имеем именно классический кино-вариант, поскольку, например, в музыке все каналы являются равноправными, а в кино и видео-играх основную нагрузку несет на себе центральная часть, а тыловые, в силу исторического развития, всегда отвечают большей частью за дополнительные спецэффекты. То есть приоритеты в рамках V3630 расставлены правильно и в качестве АС для кинотеатра они лучше подходят, чем привычные нам дешевые комплексы, в которых используется 5 одинаковых колонок и один сабвуфер. Звучание получается совершенно разное. Тут особо сравнивать и не нужно.
Частотные диапазоны и мощности приведены в таблице.
Частотный диапазон | Мощность | |
Центр | 75 Гц — 20 КГц | 15-50 Вт RMS |
Фронтальные | 42 Гц — 20 КГц | 30-100 Вт RMS |
Тыловые | 75 Гц — 20 КГц | 15-30 Вт RMS |
Тестирование
В принципе, в рамках "Территории звука" мы уже не раз говорили о тестировании. То есть, даже в суперусловиях оно будет носить субъективный характер. Потому как вы принесете эту АС домой и она зазвучит согласно параметрам и характеристикам вашего помещения, согласно АЧХ вашего усилителя и т.п. Немаловажное значение имеет и расстановка.
Я провел три субъективных теста, но они все касались комплекса в целом.
Тест №1. Поскольку в моем арсенале имелся усилитель 5.1, то я взял LFE-канал из нее (сабвуферный) и направил на фронтальные колонки. Что получилось в итоге? LFE-канал, который обычно программируется для диапазона 18 или 20-120 Гц, звучит достаточно гулко, но при этом аккуратно. Картина стала более яркой и насыщенной, когда я подключил LFE-канал ко всем колонкам, что произошло из-за усиления в районе 100 Гц.
Тест №2. Я подключил всю систему и направил на воспроизведение 5.1-саундтрек (музыкальный файл) к игре. При этом взял со студии два одинаковых микрофона с диапазоном 20 Гц - 20 КГц, поставил их буквой "у" на расстоянии примерно 15-20 см друг от друга, в качестве диаграмм направленностей на них выбрал круговую, поскольку она ближе нашему восприятию чем кардиоида, хотя и с последней результаты получились идентичными. Микрофоны стояли в мете расположения виртуального слушателя. Я запустил воспроизведение и произвел запись с микрофонов.
Таким образом, можно примерно сравнить амплитудно-частотные наполнения исходного и записанного сигналов. Это было проделано для того, чтобы увидеть общую картину, то есть ни на какую высокую точность не претендует. Проще, конечно бы, было выяснить АЧХ каждого динамика в отдельности, но в рамках корпусов колонок, но для этого нужно было развинчивать всю систему, чего я делать не стал.
Итак, что же показал приблизительный тест? Средние частоты получаются завышенными, ближе к верхней их границе (от 2 КГц и выше). Ниже 2 КГц начинается равномерный нелинейный спад. Причем от 60-65 Гц он становится крутым.
Что получилось? Очень хорошая и достаточно равномерная насыщенность в диапазоне средних частот. Например, если вы возьмете дешевую систему 5.1 и проведете подобный тест, то между сабвуферным диапазоном и тем, что воспроизводят колонки, обычно присутствует яма. Здесь ее нет. Поэтому и ощущение очень близки к тем, что вы чувствуете в кинотеатре.
Тест №3. Субъективное прослушивание. В принципе, все нормально. Система имеет свой звук, и это отличается от того, что я привык слышать в студии, но с дешевыми АС 5.1 не сравнить.
Дополнительные "фичи"
Нет более емкого в технике слова, чем "фичи":). Итак, в V3630 имеются:
- Съемные тканевые аттенюаторы на все динамики. С ними звук получается более приглушенным и рассеянным.
- Магнитное экранирование динамиков, это делается для предотвращения воздействия магнитных полей на телевизоры и т.п.
- Фронтальные колонки стоят на ножках - ваши соседи будут чувствовать себя комфортнее.
Подытожим
Итак, плюсы:
- Хорошее полночастотное насыщенное объемное звучание.
Минусы:
- Это мое личное мнение, но я бы рекомендовал изменить формы корпусов и сделать их обтекаемыми.
Какие могут возникнуть вопросы. Самый очевидный: как правильно ставить фронтальные колонки, НЧ-динамиками внутрь или кнаружи? Конечно, можно ответить и по-научному, но я по-простому:). Возьмите две стереоколонки и поставьте их друг напротив друга, послушайте на большой громкости, а потом разверните на 180 градусов и опять послушайте на той же громкости. Ну и как? В каком случае больше искажений и меньшее ощущение пространства? Конечно, если они направлены друг в друга. А если по-научному, то долго.
В завершение
Вот у меня возник вопрос: а правильно ли называть сабвуферный диапазон "сверхнизкочастотным", как это встречается в ряде изданий? По крайней мере, когда говоришь сабвуферный, то все предельно понятно, то есть, диапазон, который воспроизводит сабвуфер. А "сверхнизкочастотный"? Что имеется в виду? Инфразвук, конкретно 16-20 Гц или что? Слышимый частотный диапазон всегда делился и делится на три части: низкие, средние и высокие частоты. Ниже - инфразвук, выше - ультразвук. Только вот производителям выпускать НЧ-динамики с широким диапазоном очень не выгодно, поскольку нужны большие диффузоры для передачи в нижней границе, но они обладают большой инерционностью и плохо приспособлены для воспроизведения более высоких частот. Поэтому и разбили все на две части, поэтому обычные НЧ/СЧ динамики с небольшими диффузорами называют woofer, а те, которые требуют больших размеров - subwoofer. Так при чем здесь "сверхнизкочастотный"? Вы, господа лингвисты, раз уж не поспеваете за технологиями, так хоть не путайте людей. А то еще появится типа "недосредний", "сверхвысокий", "перенизкий":).
На сим все. Да, кстати, хочу сказать спасибо читателю Александру, который по непонятным причинам сделал мне очень хороший подарок - полное собрание записей Doors, включая концертные, редкие и т.п. Прекрасная штука, оценил по достоинству.
Кристофер,
christopher@tut.by
Горячие темы