Говорить о роли женщины в IT модно. Правда, большинство подобных материалов пишут мужчины, и роль эта подается или снисходительно, или немного свысока. Что-то в духе басни Крылова "Квартет": "Как, друзья, вы не садитесь...". При этом за аксиому принимается, что IT - это все-таки мужская профессия, где главной движущей силой являются программисты (коих, надо отдать должное, большинство мужчин), а все остальные (pr-отдел, маркетинг, работа с персоналом и т.д.) лишь соавторы успеха. Тем не менее, женщин становится все больше и больше не только в IT-бизнесе, но и в других сегментах мира высоких технологий. Например, может быть, кого-то удивит, но половина интернет-аудитории (по данным исследования маркетинговой компании Hitwise) - женщины, они же составляют большинство посетителей интернет-магазинов, торгующих hi-tech и т.д. Одно только существование такого сообщества, как GraceNet, названного так в честь Грейс Хоппер, легендарной женщины-программиста и, одновременно, контр-адмирала ВМФ США, говорит о многом. GraceNet объединяет более тысячи бизнес-вумен и ставит своей целью выявление и искоренение рекламы в области высоких технологий, оскорбляющей чувства женщин.
Еще одной вехой в признании заслуг женщин в сфере высоких технологий является ежегодная премия от организации WITI (Women in Technology International), присуждаемая с 2002 года лучшим женщинам руководителям. Кроме этого, The Wall Street Journal Europe публикует ежегодно Топ-25 самых успешных женщин-руководителей, четверть из которых работают с самыми современными технологиями.
Если переходить на личности, то с легкостью можно назвать сразу несколько женщин, чьи имена известны не только в узком кругу посвященных. В первую очередь, Карли Фиорина, которую уже сейчас называют самой влиятельной бизнес-вумен в мире. К своему нескромному состоянию она с легкостью может присовокупить потрясающую адаптацию к новым условиям, высочайшую работоспособность и деловую хватку. За круглым столом рядом с ней я бы посадил Маргарет (Мэг) Уитмен, сотворившую с интернет-аукционом eBay чудо. Перейдя туда на работу из Hasbro в самом расцвете бума дот-комов (1997 год), она смогла не только увеличить себестоимость компании с $5,7 млн. до $60 млрд., но и не потерять "в весе" во время пресловутого кризиса. Ее визитной карточкой является прямота, корректность и четкость ведения бизнеса. В эту дружную компанию можно с легкостью добавить Энн Малкехи из компании Xerox, Джой Кови из Amazon и Сари Бальдауф из Nokia Networks.
Спускаясь с заоблачных высот на грешную землю, мимо прим российского hi-tech бизнеса (Ольги Дергуновой, российское отделение Microsoft, Натальи Касперской, "Антивирус Касперского", Светланы Соколовой из "ПроМТ"), предлагаю взглянуть на "женщину в IT" среднего руководящего звена. Причем я не стал территориально ограничиваться Беларусью, а привлек к этому разговору менеджеров из крупной корпорации - Hewlett-Packard. Не контраста ради, а для подтверждения мысли, что роль (если хотите, "священная миссия") "женщины в IT" одинакова.
Чем вас привлекает IT-бизнес?
Мария ГВАРДЕЙЦЕВА, директор PR-агентства "Приоритетные решения":
- Работать в IT-компаниях - это всегда интересно. На мой взгляд, именно IT-бизнес отличается наибольшим динамизмом, инновационностью и, как ни странно это звучит, креативностью. Конкуренция в этом секторе достаточно велика, а средний возраст топ-менеджеров, как правило, не превышает 30-35 лет. В силу своего возраста менеджеры достаточно гибкие в восприятии новых идей и веяний. Высокая конкуренция вынуждает руководителей искать нестандартные, креативные решения.
Светлана КОЖЕДУБ, Hewlett-Packard, специалист по маркетингу в Республике Беларусь:
- Во-первых, это наиболее быстро развивающийся бизнес. Во-вторых, IТ-бизнес очень цивилизованный, демократичный и корректный. А в-третьих, это одна из редких сфер бизнеса, где много умных, интеллигентных и порядочных мужчин.
Ольга ГРЫЦЬКИВ, менеджер по маркетингу. Потребительский сегмент, подразделение печати и обработки изображений, Hewlett-Packard, СНГ:
- Как и любая другая отрасль, IT-индустрия находится в постоянном развитии, но интенсивность этого развития выше, чем во многих других сферах: закон Мура никому не дает стоять на месте. Кроме того, работая в маркетинге, просто необходимо любить продукты, продвижением которых занимаешься. В моем случае это счастливое совпадение.
Есть ли отличия в мужском и женском
стиле работы и карьере в IT?
Елена КАЧАНОВСКАЯ, интернет-портал KOSHT.com. Заместитель директора по маркетингу и связям с общественностью:
- Если говорить о мужчине и женщине как о начальниках, то, как правило, мужчина сразу воспринимается как руководитель, а женщине приходится доказывать окружающим, что она не играет роль руководителя, а действительно руководит. Иными словами, обществом мужчине выданы бонусы управления людьми. Но так же, как по одежке только встречают, так и пол руководителя сам по себе большого значения не имеет, главное - личные качества и профессионализм.
Насчет карьеры - думаю, да. В основном, в IT-компаниях работают мужчины, а женщина нужна для сохранения равновесия: гибкость, склонность к компромиссам, хорошая интуиция, умение улаживать спорные и конфликтные ситуации обеспечивает баланс. Реально же, на мой взгляд, бизнес двигают мужчины, хотя существует ряд исключений.
Мария ГВАРДЕЙЦЕВА:
- Отличия есть, но я бы не сужала это до сферы информационных технологий. К тому же, женщин в белорусском IT-бизнесе не так и много, чтобы можно было делать обобщения и на их основе какие-то выводы. А движение по служебной лестнице у мужчин и женщин всегда разное: наличие семьи и детей накладывает свой отпечаток на карьеру любой, даже сверхзанятой бизнес-вумен.
Ольга ГРЫЦЬКИВ:
- Опять же, многое зависит от личностных качеств. Я знаю женщин-руководителей, чей властный и жесткий стиль управления сложно назвать "женским". В целом, на мой взгляд, женщины легче идут на компромисс без ущерба самолюбию, спокойнее относятся к неудачам в работе, в большей степени готовы начать "все сначала". Мужчины же более решительны, склонны брать на себя ответственность и идти на риск.
Карьера мужчины и женщины должна отличаться, на мой взгляд. Семейных ценностей никто не отменяет, и каждая женщина по-своему справляется с двойной ролью - хозяйки дома и удачливой карьеристки. Мудрая - сумеет найти баланс между семьей и работой. И на разных жизненных этапах это будет разное соотношение в том, что американцы называют "work/life balance". Хотя, среди моих коллег-дам встречаются и заядлые трудоголики.
Мария ГОРНОСТАЕВА, менеджер по персоналу компании Itransition:
- Стиль работы индивидуален у каждого. Думаю, он в меньшей степени зависит от сферы, в которой мы работаем. Хотя, конечно, сама IT-отрасль требует от своих сотрудников большей динамики, способности к обучению и постоянному развитию, готовности достаточно быстро оценивать ситуацию и принимать решения, реагировать на происходящие вокруг изменения.
Женский и мужской стиль работы тоже отличаются. Мужчины ориентированы на результат, конкретно поставленные цели и задачи, решительны и рискованны в решениях, готовы к активному взаимодействию с коллегами, женщины - в большей мере направлены на процесс достижения результата, отношения с другими людьми в этом процессе, более осторожны в принятии решений. Я считаю, что наиболее успешной будет компания, в которой есть баланс, взаимное дополнение мужского и женского стилей работы.
Карьера, да, различна. Женщинам необходимо прикладывать больше усилий и времени для того, чтобы быть на равных с мужчинами, потому что приходится преодолевать барьеры в отношениях, возможностях, скептическое отношение к способностям. Многое определяется еще и тем, что бизнес требует реализации преимущественно "мужских" качеств. Женщинам в таких условиях приходится внутренне меняться - развивать то, что ей менее свойственно: решительность, настойчивость, аналитические способности, глобальное видение и оценку ситуации и др. В то же время, у меня сложилось впечатление, что женщины в бизнесе больше готовы учиться и стремятся к развитию, чем мужчины.
Кроме того, сфера IT оценивается преимущественно как мужская - женские способности в разработке ПО (программировании, тестировании) оцениваются как достаточно невысокие. Поэтому я рада тому, что в "мужской" сфере IT я нашла "женскую" деятельность - сферу работы с персоналом, которая позволяет мне активно участвовать в развитии отрасли и профессионально развиваться.
Хотелось ли после прихода на новое
место работы доказать, что вы не
хуже окружающих мужчин?
Мария ГВАРДЕЙЦЕВА:
- Такое стремление у меня было на предыдущей работе, будучи в должности специалиста по связям с общественностью одной из IT-компаний. Мне хотелось большего карьерного роста, самореализации. Я создала с "нуля" свой PR-отдел, поставила на регулярную основу работу с внешней и внутренней аудиторией. Не могу сказать, что меня не ценили - нет, меня ценили, но мне хотелось большего. Именно тогда я приняла решение создать свое PR-агентство. Не скажу, что мне было просто или что мне легко сейчас. Зато вопросов с самоопределением или самооценкой больше не возникает. Просто на это нет времени.
Елена КАЧАНОВСКАЯ:
- Женщины не лучше и не хуже. Мы просто немного другие. Что-то нам удается хуже, а что-то - лучше. Женщины более внимательны к мелочам и более терпеливы.
Нам охотнее помогают коллеги-мужчины. В глубине души я знаю, что они любят показать себя умнее и опытнее, и я пользуюсь этим, чтобы учиться новому. Я не стесняюсь задавать "идиотские" вопросы и могу при этом рассчитывать на подробный ответ, а не ехидную усмешку.
Ольга ГРЫЦЬКИВ:
- К счастью, в НР не стоит вопрос борьбы полов: политкорректность - кредо сотрудников нашей компании, и я никогда ни в чем не чувствовала себя обделенной в сравнении с сотрудниками-мужчинами. При этом в НР можно и нужно доказывать, что ты профессионал в своей области, и успех каждого определяется исключительно личностными качествами.
Пользуетесь ли природным обаянием?
Светлана КОЖЕДУБ:
- Да, но стараюсь в меру. Чаще, несколько первых минут при знакомстве, когда восприятие собеседника идет на эмоциональном уровне и формируется первое мнение - ведь улыбка и уверенное рукопожатие чаще оказываются красноречивее слов.
Мария ГВАРДЕЙЦЕВА:
- Если честно, да, пользуюсь. Но только в том случае, если давно знаю бизнес-партнеров и могу предположить, как именно они отреагируют. Обычно прибегаю к этой уловке, если мне нужны уступки или я нуждаюсь в одолжении.
Ольга ЮРЬЕВА, менеджер по маркетингу, Hewlett-Packard, СНГ:
- Я всегда стараюсь быть естественной. Доброжелательность значительно упрощает общение и является главным преимуществом в бизнесе. Если делать это с умом, то мужчине тем более будет приятно общаться и вести переговоры или совместную работу.
Елена КАЧАНОВСКАЯ:
- Я очень не люблю выражение бизнес-вумен. Но если его использовать, то ударение должно быть на слове "вумен". Женщина - существо более организованное, более доброе. Она в любом деле должна оставаться женщиной: обладательницей шарма, обаяния и врожденного чувства юмора. И грех не пользоваться этим!
Весьма интересна статистика от
аудиторской компании Grant Tornton,
которая, правда, в большей мере
касается России, чем Беларуси. Так,
наши восточные соседи занимают
первое место в мире по числу женщин,
входящих в состав высшего
руководства компаний. Учитывались
два основных показателя: доход от
принадлежащей бизнесу
собственности и суммарная прибыль,
полученная акционерами. При этом,
как выяснилось, при общем
"женском" руководстве
показатели были, в среднем, на 35%
выше. Исследования же компании GSL
Consulting показали, что основные
причины стремления женщин в IT:
свобода творчества и
самовыражения, высокая оплата
труда IT-специалистов, быстрый
профессиональный рост, динамичная
и интересная работа,
высокоинтеллектуальные рабочие
коллективы.
Психологи отмечают, что в числе женских положительных качеств есть отсутствие ярко выраженного карьеризма. Зато есть готовность инстинктивно, практически мгновенно воспользоваться сложившейся благоприятной обстановкой или стечением обстоятельств. При этом необходимо помнить, что женщина видит в сотруднике мужчине лишь одну из составляющих этих обстоятельств, а вовсе не соперника.
Егор МАЛЫЖЕНКОВ
Горячие темы