Раз уж мы произвели качественный захват видео на ТВ-тюнере (№7), не поленимся произвести его же качественную обработку. А это неминуемо влечет за собой "облагораживание" содержащейся в видео звуковой дорожки.
Особенно радует тот факт, что получить замечательный результат при обработке звука несоизмеримо проще, да и времени будет потрачено совсем немного, так что приступим. Для наших целей вполне подойдет программа Adobe Audition.
Звук от видео мы уже отделили при помощи программы VirtualDubMod. Хотя эту операцию можно провести и в Adobe Audition (File - Extract Audio from Video), но я бы не рекомендовал это делать, т.к. впоследствии возможна рассинхронизация полученного аудиофайла с видео.
Если в случае с обработкой видео нельзя указать однозначно, какие фильтры и с какими настройками использовать, то с обработкой звука все гораздо проще - в большинстве случаев будет достаточно применения описанных ниже действий для достижения приемлемого результата.
Чип Philips SAA7134 захватывает звук только в режиме 32000 Hz 16 bit Stereo, что для аналогового источника (эфир или VHS) вполне достаточно. Но в большинстве случаев с видеомагнитофона поступает сигнал в режиме Моно (да и в случае с телетрансляцией в Беларуси ситуация та же). То есть мы получим монозапись, записанную в режиме стерео. Преобразуем же ее обратно в моно, уменьшив размер конечного файла вдвое. Для этого нужно выбрать Edit - Convert Sample Type, частоту дискретизации (Sample rate) можно сразу изменить на 48 000 Гц (качество эта процедура не улучшит, но сделает нашу запись совместимой с форматом DVD). Разрядность (Resolution) нужно оставить такой же (то есть 16 бит), выбрать Mono и по 50% для левого и правого каналов (Left mix, Right mix).
1. Промежуточная обработка звука с
32-битным разрешением
Настоятельно рекомендуется проводить обработку звука в разрешении большем, чем разрешение конечного результата - это позволит повысить точность выполнения всех промежуточных преобразований и положительно скажется на качестве звука. В нашем случае для исходного материала и результата используется 16 бит, поэтому рекомендуется все промежуточные операции проводить с разрешением 32 бита. Для этого перед началом обработки звука нужно преобразовать его в формат 32 бита, а по окончании обработки - обратно в 16 бит. Сделать это можно при помощи Edit - Convert Sample Type, частоту дискретизации (Sample rate) и количество каналов (Mono/Stereo) оставляем такими же (обычно 48000 Гц и моно), а для разрядности (Resolution) выбираем 32 или 16 бит, соответственно.
2. Удаление постоянной составляющей
Следующий этап - удаление постоянной составляющей. Часто при записи звука аппаратура (это относится и к АЦП Philips 7134) добавляет в звуковой выход некоторую постоянную составляющую. Данное явление приводит к тому, что после записи "синусоида" оцифрованного звука смещена вверх или вниз от центра - нулевого уровня, что может создать сложности при дальнейшей обработке звука.
Чтобы убрать постоянную составляющую в звуковом файле, используется функция Effects - Amplitude - Amplify, примените сохраненную настройку (Preset) 'Center Wave'.
3. Удаление фонового шума
Наиболее важный этап, на мой взгляд, удаление фонового шума. Удаление шума состоит из двух этапов. Сначала нужно найти часть записи, в которой нет никаких звуков - только шум. Как правило, такие участки есть перед началом записи или в самом ее конце, можно также использовать паузу посреди записи. Далее нужно получить спектр шума: для этого выделяем участок, в котором содержится только шум, выбираем Effects - Noise Reduction - Noise Reduction и нажимаем кнопку Get Profile from Selection.
Adobe Audition проанализирует выделенную область и отобразит спектр шума. Профиль шума можно сохранить в файл при помощи кнопки Save Profile. Загрузить ранее сохраненный профиль можно при помощи кнопки Load Profile. Для закрытия окна можно нажать Cancel - тогда текущий профиль шума будет утерян, или Close - тогда текущий профиль шума будет сохранен на время редактирования текущего звукового файла.
Нужно быть внимательным при выборе части звукового файла, в которой только шум и нет никаких звуков. Дело в том, что если в этом фрагменте окажется какой-то звук, то Adobe Audition будет удалять все похожие звуки по всей записи. Это приведет к появлению неприятных "металлических" призвуков, особенно заметных на музыкальных фрагментах. Также вы можете судить о наличии таких звуков в вашем фрагменте по изломам и всплескам на спектре шума в окне Noise reduction. Обычно график спектра шума представляет собой плавно меняющуюся линию без резких изломов, возможно, с одним или несколькими всплесками в области высоких частот (справа) (в области высоких частот шумы в звуковом тракте видеотехники особо велики: свист и шипение). Если в результате удаления шума возникли такие призвуки, попробуйте отменить операцию (Edit - Undo noise reduction) и повторить все с самого начала, начиная с выделения фрагмента звука с шумом. Образец шума и очищаемый от шума звуковой фрагмент могут храниться в разных файлах, эти файлы могут иметь разную разрядность: необходимо только чтобы у этих файлов была одинаковая частота дискретизации и количество каналов.
Следующим этапом будет непосредственно удаление шума. Шум можно удалить как во всем файле, так и в его части. Для этого выделите ту часть звукового файла, в которой нужно убрать шум; или если его нужно убрать во всем звуковом файле, можно снять выделение вовсе и отобразить весь файл (кнопкой Select Entire File). Выберите Remove noise, первоначально установите уровень Noise Reduction Level на максимум (100). Прослушайте, как будет звучать ваш звуковой файл после удаления шума при помощи кнопки Preview, при этом вы можете изменять параметры процесса уменьшения шума и сразу же слышать результат - это очень удобно для подбора параметров. Ввиду того, что не всегда удается подобрать профиль шума без посторонних звуков, при выставлении максимального уровня шумоподавления могут появляться характерные металлические призвуки; в таком случае пробуйте уменьшать уровень шумоподавления до получения желаемого результата. После того, как нужные параметры установлены, запустите процесс удаления шума при помощи кнопки OK.
Функция подавления шума в Adobe Audition является универсальной и позволяет с легкостью удалять почти любые шумы. В результате файл, очищенный от шумов, звучит значительно лучше.
4. Нормализация
Последняя операция, которую необходимо выполнить с записанным звуком, это максимально увеличить его громкость. В противном случае при прослушивании каждой видеозаписи придется регулировать громкость: у всех записей будет различный уровень громкости. Для этого нужно воспользоваться функцией Effects - Amplitude - Normalize. И установите значение Normalize to равным 97%. В самом конце необходимо перевести звук снова в 16bit как было описано выше.
Ну и самая последняя операция - сохранение обработанного проекта. Если вы планируете создать свой собственный DVD-диск, то просто сохраните проект в формат Windows PCM, то есть несжатый WAV-файл, для дальнейшей работы с ним в программе DVD-авторинга. Если же необходимо создать видео в формате mpeg4, тогда звук необходимо сжать в формат mp3. В Adobe Audition встроен энкодер mp3 от автора этого формата - института Fraunhofer. Для этого в диалоговом окне File - Save As... выбираем формат сохранения (тип файла) mp3pro и для выбора дополнительных опций нажимаем кнопку Options. В открывшемся окне отмеченными по умолчанию являются значения CBR (Constant Bitrate) и mp3. Оставляем их как есть. Для нашей записи выбираем битрейт не ниже 64 kb/s. Использование Variable Bitrate, конечно, позволяет сэкономить некоторое количество мегабайт без потери качества в будущем фильме за счет более оптимального расходования битрейта (более простые участки и тишина трека сжимаются с меньшим битрейтом), однако, с таким файлом у нас могут возникнуть проблемы совместимости в программах обработки видео (хотя VirtualDubMOD поддерживает звук в формате VBR и никаких проблем быть не должно).
5. Пакетная обработка файлов
Если у вас есть несколько файлов, требующих обработки, стоит воспользоваться функцией пакетной обработки (Batch processing...). В свою очередь, для наиболее полного использования этой функции всю последовательность действий, производимой над файлом, желательно внести в специальный скрипт.
Открываем окно для работы со скриптами (Options - Scripts...). В поле Title указываем произвольное имя будущего скрипта, нажимаем кнопку Record. Совершаем все необходимые действия, описанные в данной статье, снова открываем окно Scripts, нажимаем кнопку Stop Current Script и для сохранения скрипта нажимаем Open/New Collection. После сохранения скрипт готов к употреблению. Теперь пора воспользоваться функцией Batch processing... Эта функция выполнена в виде мастера (File - Batch processing...), позволяющего на нескольких закладках установить необходимые параметры преобразования. При помощи кнопки Add files... указываем файлы, предназначенные для обработки. На закладке Run Script выбираем созданный нами скрипт. Далее на закладке New format выбираем желаемый формат будущих файлов и в самом конце - указываем директорию, в которую программа поместит обработанные файлы.
Вопросы и предложения по сотрудничеству направляйте по адресу: [email protected]
Андрей АЧИНОВИЧ
Комментарии
Страницы
Во-первых, Adobe Audition на сегодня не является программой топ-класса и звук в ней обрабатывать не стоит. Во-вторых, ваше творение (статья) очень похоже на help к этой программе.
>Промежуточная обработка звука с 32-битным разрешением
Все программные модули обработки сейчас работают на уровне 64-бит, файлы туда переводить не надо -- это делается автоматически. Во-вторых, 32 бита с плавающей точкой, в третьих -- дитеринг. О нем -- ни слова.
>Удаление постоянной составляющей
Это называется DC... истолковано не верно.
>Удаление фонового шума
Таким макаром вы удалите часть полезного сигнала.
>Нормализация
Громкость повышается не за счет функции Nomalize, а с помощью RMS-компрессоров/лимитеров. О них, кстати, опять же нет ни слова.
М-да, если вы так обрабатываете звук, то теперь я понимаю, че так плохо все на нашем радио и ТВ.
>Во-первых, Adobe Audition на сегодня не >является программой топ-класса и звук в >ней обрабатывать не стоит.
Хмм... с утверждением частично согласен, но опять же - мы рассматриваем обработку в БЫТОВЫХ условиях - для этого она вполне пригодна. С утверждением, что обрабатвать звук стоит только в программах топ-класса не согласен - все зависит от цели. Или же, если забивать гвозди, так молотком "топ-класса" за 100$? :)
Остальные Ваши замечания по тексту цитировать не буду, т.к. согласен с ними, кроме вот этого:
>М-да, если вы так обрабатываете звук, >то теперь я понимаю, че так плохо все >на нашем радио и ТВ.
В том, что Вы не довольны работой радио и телевидения моей вины нет.
Кристофер, проблема многих специалистов - профессиональный максимализм, делающий довольно сложным понимание их "простыми смертными". Поэтому свои статьи я стараюсь сделать максимально прикладными, понятными для обычного пользователя.
Проверил действенность вашей статьи на кусочке звука, работает. Сейчас я вот вам пишу, а он у меня очищает шум от звука. Вообщем, спасибо вам огромнное. Выручили здорово. Дай Бог вам здоровья.
Алтынбек, Эль-Кувейт.
Кристофер, я полностью согласен с вами, что треск (и чо там ещё) надо обрабатывать максимально качественными программами. Мот, возьмёте на себя грех написать об этом, только "любительским" языком, чтобы я, электромеханик, понял? )
Андрей. Я жду от вас ответа по e-mail уже долго. Ответьте плз на моё письмо плз.
Кристофер, если нетрудно, скиньте мне свой e-mail.
Страницы