Back to the Medieval: Шпионские шалости

В то время, как все прогрессивное геймерское сообщество с замиранием сердца ждет выхода Medieval 2: Total War, ваш покорный слуга решил тряхнуть стариной и с головой окунулся в Medieval за номером 1. Дабы не скучно было ждать.

Об MTW уже было сказано до меня. Воспето множество дифирамбов, опубликована тьма тьмущая обзоров и гайдов, описано немыслимое количество выигрышных стратегий и тактических хитростей. Поэтому я не буду даже пытаться объять необъятное. А остановлюсь лишь на одном аспекте, на который, как правило, мало обращают внимания как игроки, так и авторы обзоров. Речь пойдет о так называемом "мирном" устранении конкурентов, которое реализовано в игре достаточно стильно и интересно.

Да, MTW заточен под силовой стиль игры, на то она и "Тотальная Война". Провинцию противника не займешь до тех пор, пока на нее не ступит кованый ботинок вашего солдата. Но зачем прокладывать свой путь к победе только лишь огнем и мечом, разрываясь при этом на несколько фронтов? Когда игра дает возможность уничтожить или хотя бы ослабить кучу фракций, даже не объявляя им войны и не портя с ними отношений.

Для таких целей предназначены особые юниты. В сражениях они не участвуют. Но бывает, зададут такого жару, что мало не покажется. Взять, к примеру, шпиона. Он умеет делать на территории противника следующее: узнавать, какие войска находятся в составе его армий, раскрывать общественности скрытые пороки его генералов и сеять смуту среди подданных. Казалось бы, немного возможностей, но в умелых руках шпион - страшное оружие. Не менее серьезные подлянки могут осуществлять священнослужители всех мастей (назову этот тип юнитов собирательным "проповедник"). Находящийся в, допустим, мусульманской провинции православный проповедник медленно, но верно будет обращать ее в православие, что со временем может спровоцировать здесь бунт православных фанатиков. Разжигание конфликтов на религиозной почве - основная диверсионная возможность епископов и алимов. Много неприятностей врагу может доставить и эмиссар. Он может склонить армию противника на вашу сторону. За определенную мзду, разумеется.

Последние два юнита помогут физически устранить неугодных вам людей. Наемный убийца действует грубо и не эстетично, зато дешево, надежно и практично. Ударом ножа в спину может укокошить практически любого, кто бродит по глобальной карте. Эмиссары, принцессы, епископы, генералы и даже короли могут запросто стать его жертвами. Квинтэссенцией изящного убийства является инквизитор. Он наделен властью казнить еретиков, что делает его весьма полезным в вопросе устранения генералов. Опытный инквизитор может таким образом расправиться с невиновным человеком и даже с королем! Вот такое вот средневековое ГПУ. На мусульман и православных такие фокусы, понятное дело, не действуют. Еще инквизитор умеет поднимать уровень Фанатизма (Zeal) в провинции, в которой он находится, но, внимание, только если население, в нем проживающее, на более чем 50% состоит из католиков!

Итак, главные герои закулисных интриг определены, теперь пару слов о том, как эти ребята работают с населением. Шпион понижает Лояльность жителей чужой провинции одним лишь своим присутствием в ней. Если Лояльность падает ниже 100%, появляется некоторый шанс, что в нем на следующем ходу вспыхнет восстание. Чем этот показатель ниже, тем выше вероятность бунта. Чем выше уровень шпиона, тем эффективнее его подрывная деятельность. Раскрытие тайных пороков генералов существенно портит их характеристики. А в случае с царственной особой может еще иметь не самые хорошие для него последствия. Например, весть о том, что король обладает неправильной сексуальной ориентацией, может существенно подмочить его репутацию среди подданных. Какой-нибудь генералишко бунт поднимет... В общем, штука полезная, но используется редко - скрытые пороки есть не у всех, а к королю неопытному шпиону со свечкой в руке подобраться сложно.

Проповедники сами по себе как бы Лояльность не понижают - они просто постепенно увеличивают процент верующих в религию, на которую работают. А иноверцы имеют привычку бунтовать. Правда, есть одно но. Если Фанатизм жителей провинций невысок, то они будут жить тихо-мирно и молчать в тряпочку. А этот параметр можно поднять только с помощью инквизитора. Поэтому лучше всего католических проповедников использовать в связке вместе с этим товарищем. Только вот православные с мусульманами инквизиторов не слушаются и сами таковыми юнитами не располагают. Cледовательно, повышать Фанатизм у приверженцев своей веры на чужой территории они не умеют.

Эмиссары действуют через Лояльность генералов (обозначается щитами). Располагающий огромной армией полководец, но недовольный своим сюзереном, стоит просто сущие гроши, а вот высоколояльный заломит за своих жалких сто крестьян такую сумму, что желание сотрудничать с таким жлобом отпадет само собой. Стоимость подкупа зависит только от этого параметра, уровень самого эмиссара здесь на нее не влияет. Так что дипломата для подрывных целей прокачивать совсем не обязательно. Наследных принцев подкупать нельзя. Королей, разумеется, тоже.

Наемный убийца при попытке покушения пытается преодолеть уровень Командования генерала или личный уровень специального юнита (обозначаются звездочками). Преодолел успешно - убил, не повезло - его схватят и казнят. Поэтому прежде чем подбираться к венценосным особам или особо "звездатым" генералам, эмиссарам или инквизиторам, ему рекомендовано предварительно потренироваться. На тех же эмиссарах или инквизиторах для начала.

Инквизитор же напирает на Набожность (у христиан обозначается крестом). Генералы с низким уровнем Набожности легко могут быть обвинены в ереси и сожжены на костре с помощью этого безобидного на вид священнослужителя. А вот рассправиться таким образом с принцем или королем намного сложнее. Даже у высокуровневого инквизитора вероятность успеха осудить такого человека невысока. И неудивительно: много ли вы знаете в истории случаев, чтобы инквизиция казнила монарха? Зато его неудачи не фатальны. Провалил попытку убийства - можно попытаться еще раз. Правда, есть вероятность, что подсудимый после процесса над ним ударится в религию и получит к своей Набожности еще пару крестов. Такого во второй раз засудить будет сложнее. А может выясниться, что счастливчик - "Тайный атеист". Ну что с таким делать? Правильно, шпиона к нему в гости. Пускай все об этом знают.

Вот такие вот они, средневековые диверсанты. Есть для них работка и в своих родных провинциях. Наиболее полезны здесь шпион, эмиссар и наемный убийца. Находясь на подчиненных вам территориях, они занимаются контршпионажем, т.е. выявлением вражеских шпионов и наемных убийц. (А шпион - еще и Лояльность населения повышает.) Обратите внимание: последние на глобальной карте не отображаются, и неспроста. Эти диверсанты действуют скрытно, компьютер ваших киллеров и шпионов тоже не видит. В принципе, в их отлове также помогают специальные строения, но они не всегда эффективны. Например, пограничный форт, который доступен с самого начала игры, осуществляет паспортно-визовый контроль только при входе и выходе из провинции. Если же вражеский шпион успешно прошел его и засел в вашей провинции, он так и останется там незамеченным и будет плести свои интриги. Кстати, если где-то ни с того ни с сего резко упала Лояльность, имейте в виду - там чей-то Штирлиц сидит. Направьте туда ваших сотрудников контрразведки, пускай делом занимаются. Они за это еще и звездочки получать будут. А вот инквизиторов лучше отправляйте от ваших границ куда-нибудь подальше. Есть у них привычка такая: сидят себе спокойненько, Фанатизм у населения повышают, и вдруг ни с того ни с сего просто с катушек слетают - начинают жечь всех подряд налево и направо. Оно вам надо?

В войне на невидимом фронте лучше всего действовать по принципу: где тонко, там и рвется. На генералов с низким уровнем Командования натравливать киллеров, а на тех, кто слаб верой - инквизиторов. Наиболее привлекательные мишени - правители провинций с высокими показателями Сообразительности (обозначается гусиными перьями, такой генерал больше денег в казну приносит) и Устрашения (черепушки, уменьшает вероятность восстания во вверенной ему провинции), талантливые полководцы, наследные принцы и лидеры фракций. Если извести всех принцев и монарха напоследок отправить к праотцам, фракция перестанет существовать! Инквизиторов можно отправлять пастись в чужих огородах безо всякой дополнительной подготовки. Безбожников всегда хватает на любом этапе игры, да и качается "поджигатель" почему-то очень быстро. А вот "зеленых" наемных убийц надо холить, лелеять и буквально носить на руках. Они, "беззвездные", попадаются при личном досмотре в первом же неприятельском пограничном форту. Поэтому поначалу пусть стажируется в контрразведке и параллельно вырезает путешествующих по вашим землям вражеских принцесс, проповедников, инквизиторов и эмиссаров. У них охрана практически нулевая. А вот где-то с двумя-тремя звездочками можно отправляться и в заграничные вояжи. Чем выше уровень убийцы, тем сложнее его поймать. И тем эффективнее он служит в контрразведке, кстати.

У шпионов со скрытностью такие же проблемы, как и у наемных убийц. Но прокачивать их несколько сложнее. Можно начать с контрразведки, однако ждать придется долго. Пока он кого-нибудь поймает... А можно поступить веселее: взять группу шпионов, штуки три-четыре, и сослать их в какую-нибудь вражескую провинцию, где сторожевого поста нет. Лучше всего в ту, которая находится на грани восстания. Там они помогут ему "дозреть", а за помощь братскому народу получат по звезде. Дальше будет проще. С каждым новым уровнем их подрывные возможности будут возрастать. И при удачном раскладе ходов за 30 можно получить группу из 5-6-звездочных шпионов, а эта уже сила, равная по разрушительной мощности целой армии! Если же начнет припекать - контрразведка противника зашевелится, драпайте оттуда и обживайтесь на новом месте.

Между прочим, компьютер не дремлет и тоже пользуется услугами диверсантов. Особенно он любит резать инквизиторов и проповедников, что сильно мешает разжиганию религиозных конфликтов. Поэтому проповедник - скорее, защитный юнит, чем атакующий. Хотя связка: "куча шпионов + куча проповедников + инквизитор" может серьезно набедокурить в провинциях иноверцев. Есть противоядие и против бунтов. Огромная армия, расквартированная в провинции, автоматически увеличивает Лояльность населения. Но и это можно использовать в свою пользу. Содержание такой армии будет существенно бить по казне противника, да и силы его будут существенно скованы.

На сим, пожалуй, я остановлюсь. Надеюсь, почитатели Medieval: Total War почерпнут из этой статьи для себя что-то новое и полезное. А те, кто в него не играл, хотя бы заинтересуются игрой. И хотя она вышла почти 4 года назад, у старичка есть еще порох в пороховницах. Да тузы в рукавах. Ведь не зря до сих пор MTW является одной из лучших стратегий про Средневековье. И настоящей находкой для обладателей слабых компьютеров.

Олег ГАЛКИН

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

18 за 2006 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!