Популярные за рубежом методы маркетинга начинают находить применение и в России. Там появились первые фирмы, которые открыто занимаются так называемым "скрытым маркетингом". Они совершенно не скрывают своей деятельности и открыто набирают "агентов".
Скрытый маркетинг (он же вирусный или партизанский) в русском языке имеет хороший и понятный синоним: "распускать слухи". Если распускаются слухи о каком-то продукте или торговой марке - это и есть вирусный маркетинг. Как он организован, замечательно описал классик киберпанка Уильям Гибсон в своем романе "Распознавание образов". Девушка Магда описывает работу, за которую ей платят.
- Допустим, ты сидишь в баре, пришел
отдохнуть. И тут к тебе
подсаживается симпатичная
девчонка. Или парень, у нас парни
тоже работают. Ну, знакомится,
начинает разговор. И так, между
делом упоминает какую-нибудь марку
одежды или фильм, который недавно
вышел. Естественно, никаких попыток
впарить - просто доброжелательный
отзыв. И знаете, что потом
происходит? Вот этого я никак не
могу понять! Знаете, что происходит?
- Не знаю, - отвечает Кейс.
- Ты в ответ заявляешь - да, я тоже обожаю этот продукт! То есть банально врешь! Сначала я думала, только мужчины так поступают. Но нет, женщины тоже врут!
Кейс уже слышала о таком способе рекламы, в Нью-Йорке чего только не встретишь. Однако впервые видит человека, который лично этим занимается.
- Ну да, это называется забросить якорь, - кивает она. - Доброжелательная оценка продукта подвязывается к воспоминанию о симпатичном представителе противоположного пола. А врут они потому, что это одно из инстинктивных правил флирта. Сходство предпочтений увеличивает вероятность сексуального контакта. Вот они и поддакивают... Продукт они не покупают, зато заставляют информацию циркулировать. Используют ее, чтобы произвести впечатление на случайных знакомых в барах.
Такой способ циркулирования
информации называется вирусным
маркетингом. Он не обязательно
должен увязываться с флиртом. Эта
методика давно и успешно
используется в зарубежных странах,
причем с распространением
интернета вирусный маркетинг стал
особенно популярен.
Вполне вероятно, что в России тоже использовались некие варианты вирусного маркетинга, но сейчас эта индустрия выходит на "промышленный уровень". В интернете открылся сайт, на котором открыто приглашают на работу (hiddenmarketing.ru/worker): "Проект "Скрытый маркетинг" приглашает вас принять участие в сетевых рекламных проектах. Вы можете зарабатывать, просто рассказывая другим, что вы думаете насчет того или иного вопроса, о том, что вам действительно интересно".
Вы выбираете темы, по которым будете выступать "экспертом" и указываете форумы, где у вас высокий авторитет. За каждый написанный пост на своем форуме вы получаете вознаграждение. Чем больше качественных сообщений вы разместите, тем больше сможете заработать. Вам будет необходимо отсылать отчеты о проделанной работе, которые включают в себя ники, под которыми размещалась информация, и ссылки на публикации. При достижении $50 на счету вы имеете право получить оплату выполненных работ.
Возможно, раньше скрытый маркетинг и применялся в России, но это первый случай, когда маркетологи действуют настолько открыто.
"Идея контроля и управления мнениями не нова, - комментирует Алексей Крехалев, генеральный директор "Скрытого маркетинга". - Об этом постоянно говорили на протяжении уже нескольких лет. Похожие методы используются в политическом и коммерческом PR. Но массового инструмента не существовало. Скрытый маркетинг - это реально работающая технология, позволяющая существенно облегчить продвижение продукта или услуги".
Проект существует пока только в онлайне. "Офлайн, как площадка, нам интересен в меньшей степени. По офлайну у нас установлены партнерские отношения с проектом Guerilla.ru", - говорит Алексей Крехалев.
Платить людям за распространение
информации - вполне законно. Как
уверяют организаторы проекта, по
отношению к закону эта штука
выглядит следующим образом: мы, мол,
платим человеку за высказывание
своего мнения, ну а уж если оно
совпадает с нашим, то ему бонус. В
итоге: никакой рекламы, человеку
платят за "свое мнение". Как он
будет себя чувствовать? Это
специалистов по маркетингу не
должно особо волновать.
- Меня посылают в крутейшие места. Я
каждый вечер ошиваюсь в шикарных
клубах, причем все оплачено: вход,
выпивка, еда...
Магда делает большой глоток, ставит кружку, вздыхает:
- Но это уже начинает давить на мозги. Допустим, я иду в бар. Просто так, не по работе. И ко мне кто-нибудь подсаживается, начинает говорить. И упоминает какой-нибудь продукт.
- И что?
- Ничего особенного; типа ему что-то нравится. Фильм или там модельер. И все, я замыкаюсь! - Она смотрит на Кейс. - Вы понимаете?
- Да, наверное.
- Как будто внутри что-то девальвировалось: во мне самой, в том, как я воспринимаю людей. Я уже не доверяю самому безобидному трепу...
Анатолий АЛИЗАР
Комментарии
Как по мне, так лучше СМ, чем СПАМ и вездесущие баннеры.
Нет беды и с этической точки зрения. Нравственно всё то, что служит строительству социализма.. ээ.. то есть теперь -- капитализма..
А этика здесь причем?