Однажды в Маленькой Италии...

Название: The Godfather

Жанр: TPS

Разработчик: EA Redwood Shores

Издатель: Electronic Arts

Похожие игры: GTA: Vice City, Grand Theft Auto: San Andreas

Системные требования: CPU 1400 MHz, 256 RAM, 64 Mb video, free space 5 Gb

Оценка: 8

Кинематограф уже давно "окучил" такую благодатную почву, как разборки между итальянскими мафиозными кланами. Самым значимым, с эстетической и художественной точки зрения, можно назвать трилогию о жизни и проблемах семьи Корлеоне. Канадская EA, таким образом, получила сильные козыри, взявшись за игроизацию знаменитого кино: узнаваемые персонажи, гениальнейший саундтрек и голоса оригинальных актеров (в отдельных случаях - профессиональных имитаторов), а также знакомые декорации Нью-Йорка 30-х годов прошлого века. Дело оставалось за малым - дать игроку возможность участвовать в подобной эпопее, а также сохранить дух тех событий. Теперь можно с уверенностью говорить о массовом пополнении в ряду донов, капо и прочих "мафиозов" - Godfather уже на прилавках.

Навскидку при первом взгляде на "Богопапу" вспоминается шедевр чешских игроделов разлива 2002-го - Mafia: The City of Lost Heaven. Причин тому несколько: главные действующие лица - гангстеры, временные рамки припадают на годы Великой Депрессии, сюжет крутится вокруг тотального контроля отдельного клана над мегаполисом, ну и скриншоты обоих проектов схожи донельзя между собой. Однако на поверку все оказывается иначе и куда проще. Помните скандальную серию Grand Thief Auto? А теперь отмотайте время на несколько десятков лет назад, замените оружие и автопарк на раритетные модели, вычеркните негров как класс и назначьте на место главных героев "правильных" братков из Италии и опустите получившийся коктейль в "Большое Яблоко" перед Второй мировой. Непривычно, говорите? Это только кажется, ведь совсем скоро вы будете как заправский Си Джей колесить по своим владениям, занимаясь знакомым делом - аннигиляцией врагов и установлением контроля над территориями.


"Народный" папик

Если вдруг кто-то из читателей, упаси боже, подумал, что без обязательного просмотра киношедевра Копполы путь в The Godfather заказан, то спешу успокоить - все будет понятно, в курс дела обязательно введут, сюжетные перипетии подробненько разжуют и даже участвовать в этой катавасии заставят. Видеоролики, которые будут идти рука об руку на протяжении всего прохождения, выглядят стильно и весьма кинематографично. Взять хотя бы самый старт игры, когда отец маленького мальчика (между прочим, наше альтер-эго) гибнет от руки местных бандюков. Мимика персонажей, их голоса и эмоции выглядят настолько реалистично, что хочется по-станиславски кричать "Верю!" и быстрее жать кнопочку "ок" для приобщения к творящимся на экране событиям. Всему свое время, ведь нельзя пройти мимо возможности создать свою аватару в любезно предложенном EA редакторе. Последний, кстати, напомнил таковой в ежегодной серии спортивных симуляторов "электроников" - FIFA, например. Любые формы лица, носа, губ, цвет волос, глаз, наличие "фенечек" в виде очков, бородки, а также выбор соответствующей эпохе одежды делает нужду в рандомном создании персонажа попросту ненужной. Не обошлось и без привычных трюков для фанатов - некоторые фишки сначала недоступны и открываются лишь после прохождения всей игры.

А теперь удар ниже пояса - поиграть за культового персонажа (из семьи) не удастся, придется довольствоваться неким безымянным слугой клана, который поначалу зарабатывает на хлеб грузчиком. Впрочем, очень скоро все встает на свои места - вдова нашего отца просит Вито Корлеоне позаботиться о ее мальчике, а тот не отказывается и посылает к нам потрепанного жизнью гангстера. Надо сказать, весьма своевременно, ибо некие гопники в подворотне настроены очень серьезно и не прочь отправить будущего "папу" на тот свет. Наш новый учитель на протяжении нескольких учебных миссий покажет, что и как, а затем отправится к праотцам от руки неприятелей. Что ж, от судьбы никуда не уйдешь, а нам самое время свет посмотреть и себя показать.

На откуп предоставлен весь Нью-Йорк, который условно разделен на пять кварталов - Маленькую Италию, Нью-Джерси, Мидтаун, Бруклин и Хелл Китчен. По размерам районные центры весьма невелики, если проводить аналогии, то можно сказать, что общая площадь "Большого Яблока" приравнивается к одному из мегаполисов в GTA: San Andreas. К несомненным плюсам стоит отнести отсутствие подзагрузок. Вы можете перемещаться из квартала в квартал, заходить в здания, и ни при каких обстоятельствах не возникнет надпись "Loaded". Ладно, не будем пока отвлекаться на технические детали (о них разговор особый), а зададимся насущным вопросом: чем заняться "реальному" пацану, полному амбиций и гордости, в этом мире? Первостатейным источником доходов может стать "крышевание" владельцев раскиданных повсеместно магазинчиков, баров, складов, клубов и прочих увеселительно-производственных предприятий. Делается это примерно по следующему сценарию: вальяжно заходим к потенциальному спонсору, убедительно предлагаем хозяину заведения свою неоценимую помощь и смотрим на реакцию пациента. Пожимает руку и говорит, что еженедельно будет "максать"? Замечательно, но не всегда попадаются такие доброжелательные товарищи. Некоторые упираются как могут, боятся гнева других бандитов (которые уже рэкетируют это место), махают руками и даже могут ненароком оскорбить. В таких щекотливых ситуациях самым лучшим будет взять за грудки хозяина, дать пару раз по лицу и даже припечатать о стену. Только без фанатизма - мертвый клиент и не клиент вовсе, а отдельная статья расходов на похороны, поэтому знайте меру. Как вариант для пацифистов, можно разбить какое-нибудь оборудование в магазине - иногда помогает. Из других мероприятий можно выделить ограбления банков, утихомиривание не в меру зарвавшихся типов на улицах (грабят прохожих), скупку и апгрейд оружия у торговцев, которые стоят в определенных местах и толкают из-под полы контрафактный товар. Для любителей розыска всевозможных бонусов можно посоветовать коллекционирование кинолент, которые запрятаны в разных местах и дают возможность просмотра видеонарезок из оригинального фильма.

Местный социум делится на обыкновенных прохожих, представителей власти и членов других кланов. Народ вполне мирно разгуливает по улицам, отпускает в адрес главного героя ничего не значащие замечания и громко шлепается на асфальт при появлении из-за угла неосторожного водителя. Открыто носить ствол крайне не рекомендуется - люди начинают пускаться наутек, истошно кричать "Позовите полицию!", а окружающие бандиты бодро достают свои пушки с агрессивными целями. Власть представлена полицией и ФБР, которые выполняют разные функции и одинаково хорошо берут взятки. Простые копы практически не представляют опасности (полицейские машины появляются лишь при большом количестве звезд "wanted"), но давать им в лапу деньжата все же стоит - они с готовностью закроют глаза на многие шалости. Федералы же имеют обыкновение прятаться в подвалах церквей (вот уж где хорошее место для обитания!) и с помощью полученного "хабара" дают перевес в нашу сторону в войне кланов (вендетте). Наконец, представители кланов делятся на пять группировок: Барзини, Кунео, Страччи, Татальяс и Корлеоне. Отличия между ними минимальные: различаются лишь цвет костюмов и логотипы их банд. Узнать отношение к "нашим" (Корлеоне) той или иной группировки можно посредством карты в меню, где наглядно показан уровень вендетты. По достижении максимума этого показателя итальянцу приходится несладко: улицы баррикадируются мафией, стрельба на поражение идет повсеместно, а за нашей машиной пристраивается "хвост" с высунувшимся автоматчиком. На протяжении сорока минут спокойная жизнь вряд ли предвидится.

Миссии делятся на обязательные для прохождения (синий маркер на карте) и свободные (желтого цвета). По прибытию на "сюжетное" место стартует скриптовый ролик, после чего можно приступать к заданию. Несмотря на мультиплатформенность проекта и возможность сохраняться только в собственных домах (их можно покупать во всех районах), миссии имеют свои чекпоинты, которые заметно ускоряют прохождение и берегут немало нервов. Наиболее интересными являются именно сюжетные задания, среди них попадаются как знакомые ситуации из фильма, так и "отсебятина" разработчиков. Хорошо, но мало - пройти сторилайн можно буквально за один вечер, после чего останется выполнять случайные миссии, которые сводятся к банальщине вроде "убей-догони-взорви". В свете обделенности умом противников перспектива малопривлекательная и очень быстро наводящая скуку.

Изменить ход главной истории в The Godfather не удастся, равно как и конечную цель игрока - стать доном всея Нью-Йорка. Погружение в сюжетную линию происходит на удивление легко и органично - вот мы наказываем гангстеров, организовавших покушение на Вито Корлеоне, затем доставляем шефа в больницу, отбиваясь от наседающих врагов, потом получаем признание от сына дона, Сонни. Страницы истории стремительно переворачиваются, радуя глаз отлично поставленными роликами и оставляют недовольство скоропостижным завершением. Стать доном всего города? А зачем, если ты все равно ощущаешь себя мальчиком на побегушках, которому может сказать гадость в лицо самый обыкновенный прохожий? Тем не менее, стоит пройти сей нелегкий путь, заодно изучив карьерную лестницу. Да, за успешное выполнение заданий начисляются очки опыта и уважения, которые тратятся на ролевые показатели. Главный персонаж может повысить скорость перезарядки оружия, увеличить меткость, пополнить максимальный запас здоровья и научиться как следует драться. При таком необычном управлении как здесь - вещи немаловажные. Контролировать героя сподручнее геймпадом, ведь при использовании мыши и клавиатуры необходима большая сноровка. Для захвата цели используется правая клавиша грызуна, а удары наносятся посредством использования кнопок клавиатуры (в случае с огнестрельным оружием можно обойтись только мышью). Рукопашные схватки весьма зрелищны и обладают богатым набором приемов - помимо захватов, опрокидывания врагов с крыш или кидания их в горящую печь, можно эффектно расправляться с помощью "фаталити": подопечный выкручивает соперника и исполняет одну из своих "коронок". Оппоненты тупы, частенько выбегают на линию огня, могут попросту не реагировать на вас, но имеют ряд запоминающихся плюсов - красиво отлетают при ранениях (в зависимости от места поражения), иногда прячутся за укрытиями и стреляют, высунув лишь руку из-за угла. Какой никакой, но "пиф-паф" есть, за что отдельное спасибо.

За графику пришлось отдуваться "седому" движку RenderWare - картина местами пугающая. Машины-гробы (всего 12 штук) с непрозрачными стеклами, обделенные полигонами прохожие и второстепенные персонажи, натянутые на дома блеклые текстуры (стилизация под старину, говорите?), намертво приклеенные к полу предметы интерьера не вызывают симпатий, но летающие повсеместно газеты и стайки голубей, приличного качества взрывы и спецэффекты, кирпичные стены некоторых зданий отчасти спасают нелицеприятную для программистов картину. Претензии есть и к дизайнеру уровней - улицы практически лишены подворотен, линейны и однообразны до жути. Данное утверждение справедливо и к внутреннему убранству помещений, такое впечатление, что создавались они по какому-то единому шаблону. Мне досталась версия игры за номером 1.0, но патчи не за горами: целая охапка малоприятных багов тому виной. Скажу лишь о некоторых из них: произвольное падание фонарных столбов, погруженность колес автомобилей в асфальт, появление и пропадание "по частям" пешеходов, а то и вовсе "утопление" в земле отдельных объектов.

The Godfather явно не станет хитом года, слишком много у него неоднозначных моментов, которые способны отпугнуть игроков. Зато можно говорить об удачной, в общем-то, игроизации и адаптации для масс унылого, по современным меркам, сюжета. Кто знает, надолго ли поселится на вашем винчестере "Папа", но тот факт, что "приставучие" мелодии Нино Рота еще долго будут звучать в голове, обсуждению не подлежит (проверено на личном опыте).

Антон БОРИСОВ

Диск предоставлен интернет-магазином "Медиакрафт" (www.mediacraft.shop.by)

Версия для печатиВерсия для печати

Номер: 

17 за 2006 год

Рубрика: 

На досуге
Заметили ошибку? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter!