Название: Condemned: Criminal Origins
Разработчик: Monolith
Издатель/в России: Sega/Софтклаб
Системные требования: CPU 2400 Гц, RAM 512Мб, Video 128 Мб (уровень GeForce 6600), 6,5 Гб свободного места, файловая система NTFS
Оценка: 7
Есть люди, которые не просто не стесняются бояться - им это даже нравится. Самое большое подтверждение тому - существование жанра horror-action. Только здесь все направлено на то, чтобы как можно больше адреналина было выброшено в кровь за как можно меньший промежуток времени. Причем забудьте о Doom'е, где ваш арсенал превышает вооруженные силы любой центральноевропейской страны, а мрачные стены всего лишь для антуража. В триллерах и ужастиках нельзя пальнуть из гранатомета "вон-в-ту-мрачную-дверь" или забросить гранату в подозрительную темноту. Это не "shoot&run" - это "dark&alone". Совсем alone.
Говорить, что эта игра могла быть похоронена и забыта даже при объективно низкой оценке, - просто не знать всей маркетинговой предыстории ее создания. Самый ожидаемый проект от студии Monolith с одним из лучших названий в истории индустрии F.E.A.R. (смотрите "КВ" №45/2005) еще осенью проторил широкую дорожку всем последующим начинаниям данной команды. Condemned: Criminal Origins разрабатывался параллельно и изначально планировался как кроссплатформер для Xbox360 и РС. Когда сроки релиза стали видны на горизонте, а работы, по обыкновению, ни конца ни края, издатель принял решение - сосредоточиться только на консольной версии, отложив РС на потом. Даже на официальной странице Sega была вывешена шильдочка "only for Xbox360", что заставило некоторых наших соотечественников посыпать голову пеплом и заранее хоронить C:CO. Но уже буквально в феврале стало известно, что после отличных рождественских продаж проект все-таки выйдет на РС и работы по релизу близятся к завершению. Даже тот факт, что издатель на территории постсоветского пространства обнаружился задолго до выхода (грозило полным отсутствием "пираток" и локализацией, в лучшем случае, месяца через два), не очень огорчал, в сравнении с возможностью отсутствия "страшного и ужасного" у нас на винчестерах.
Геймерский интерес, в первую очередь, подогревали обладатели Х-ящика, бурно обсуждавшие подробности нового тайтла. Во-вторых, хотелось определиться, как игра будет смотреться в сравнении со своим старшим братом. Движок один и тот же, команда разработчиков - почти, зато кроссплатформеность не сулила ничего хорошего, да и системные требования, предъявляемые до этого, помноженные на глюки и четвертованный сюжет, давно набили оскомину.
Итак, начнем с главного - графики. После отыгрыша демки и просмотра видео складывалось впечатление, что упоминание Ж.У.Т.И. было сугубо рекламным. Однако с первых моментов игры все становится на свои места. Да, классная работа со светом (фирменный знак Monolith), детальное текстурирование и развитый AI (нечисть не просто прет в лоб, а прячется за углами, при потере оружия подбирает ближайшее, любит заходить сзади и т.д.) никуда не делись. Стены без повторяющихся фрагментов, объемные кирпичики, изъеденные ржавчиной металлические поверхности продолжают радовать глаз, но... компромиссов хватает. Кучи мусора и провалы в полу - скопище замыленных текстур, закрытые пространства во многих реинкарнациях (заброшенный дом, метро, вокзал, библиотека, школа, улица, больница, фермерский дом) могут надоедать, отсутствие растительности, кроме как "где-то-там-вдалеке", создают ощущение постапокалиптической пустыни. Конечно, по большому счету, это придирки, т.к. движок Havok 3.0 рассчитан на видеокарты завтрашнего дня (шейдеры 3.0, высокие разрешения и реальная физика) и в руках других разработчиков может заиграть переливами цветов совсем с иной стороны. Чисто субъективно, мне графика Condemned: Criminal Origins понравилась, тем более, что в совокупности с другими сторонами игрового процесса это то, что надо.
Пожалуй, обзор следовало бы начинать именно с сюжета, дабы соответствовать некому канону. Да и интерес к игре во многом зависит от грамотной story-line. Вкратце она такова: в череде жестоких убийств подозревают серийного маньяка. Наше альтер-эго Этан Томас (Ethan Thomas) не кто иной, как агент ФБР. В круг его обязанностей входит раскрытие подобных преступлений, которые обычному человеку могут не давать спать всю оставшуюся жизнь. С самого начала расследование пойдет наперекосяк, т.к., помимо сбора улик, поиска закономерностей и мотивов убийств, придется сталкиваться с бандитами, мелкими психами и просто невменяемыми двуногими homo sapiens. Дальше - больше. Зомби, нечисть, инопланетяне и все это в одиночку, через лабиринты мрачных коридоров, брошенных офисных помещений и жутких уличных переулков. Ситуация усугубляется тем, что уже после первой миссии на нас начнут охотиться (бывшие?) коллеги по работе (из именного пистолета Этана будут застрелены почти все, кто начал вести расследование), а верных друзей - по пальцам сосчитать. Если вы думаете, что вам предложат нечто вроде помеси квеста и action, то оставь надежду всяк сюда входящий. Сбор улик и понимание ситуации (Я-избранный, Х-хромосома и прочее) будет напоминать переход младшими школьниками проезжей части - нас проведут на зеленый свет за руку и лишний раз напомнят, когда посмотреть налево, а когда - направо. Т.е. линейность сюжета усугубится тем, что локации, где надо искать улики, обязательно "подсветят", что для этого использовать (фотоаппарат, анализатор химического состава, лазер зеленого спектра или прибор для обнаружения трупов), подскажут и без нахождения оных дальше пройти не дадут. В общем, первый класс, вторая четверть. Если же абстрагироваться от геймплея и следить только за развитием и закрученностью сюжета, то вполне закономерно, что по мотивам игры скоро начнут снимать фильм. По идее, он будет существовать в одной вселенной с Condemned 2 (да-да, продолжение фактически уже анонсировали) и развивать идеи компьютерной игры.
Немаловажной составляющей успешной игры является арсенал и враждебный бестиарий. И то, и другое - чуть ли не главные фишки проекта. Первое подкупает почти полным отсутствием глобального засилья огнестрельного оружия (оно есть - автоматический пистолет, револьвер, обрез, помповое ружье, короткоствольный автомат, автоматическая винтовка, но из-за малого количества патронов, считай, что и нет). Отстрелял обойму, и либо взял за дуло, чтобы махать было удобно, либо сменил на более подходящую дубинку с гвоздями, обрезок трубы или пожарный топор. Главное, что, в отличие от пистолетов-автоматов, подручное холодное оружие валяется где угодно. Даже не просто валяется, а стоит на положенном месте. Например, доску с гвоздями легко выдрать из скола стены или редкой мебели, арматурину - оттуда же, или взять со стеллажа в подсобном помещении. Важно, что у подобного оружия есть свои параметры: урон, скорость, блок и т.д. Поэтому молотом можно наносить огромный damage и укладывать сразу стопку противников за один замах, но если промахнетесь, то второго шанса можете и не получить - противник просто забьет вас более легким, но и более быстрым оружием. Решение, как всегда, посередине: между ломом и пожарным топором. То, что у вас не отнять, - это электрошок. Оружие, в общем-то, читерское (пальнул - добил), но отлично помогает, когда здоровье на нуле или число врагов выше убойной скорости находящейся в руках совковой лопаты.
Носить с собой всего понемногу не получится. Этот бонус возможен только для спецсредств поиска улик. Слот для оружия всего один, поэтому, не задумываясь, тратим патроны (все равно на всех не хватит) в начале уровня и по возможности экономим для босса в конце. По большому счету, босс будет всего один, но по мере прохождения на пути встанут много обычных, но очень живучих врагов. Самая главная фишка враждебного лагеря не в его разнообразии, качественной прорисовке, а в сравнительной немногочисленности и манере поведения. Не всегда основная цель врага - аннигилировать вашу сущность, нередко возникает ситуация, когда "черти" лупят друг друга либо случайно в драке попадают по своим. Иногда вас просто пугают (роняют на голову стеллаж), иногда издеваются, держась все время впереди (герой умеет бегать, но недолго, плюс никогда не прыгает и не приседает, кроме специально отведенных мест), иногда делают засады за соседним углом или идут в обход. Одной из фишек в работе с контингентом является "добивание". Всего четыре варианта: долбануть головой об стенку, об пол, скрутить шею и дать "быкана" (ударить головой). Последним враги также не гнушаются и при потере оружия (вы ударяли молотом, а он блокировал доской) могут схватить вас за хлипкую шейку и одним ударом отправить на тот свет. Хотя если находиться в отдалении и рядом с супостатом нет ничего, чтобы выдрать из стены, поднять с пола или трупа товарища, то его поведение будет напоминать затравленного зайца, нарезающего круги по периметру.
Диалогов, по большому счету, в игре нет. Все общение - по мобильному телефону с напарницей ("сливаете" ей найденные улики, она вам - информацию) или старым другом вашего отца. В принципе, RPG нам и не обещали.
Для любителей различных бонусов (новый уровень, обновленный электрошок) предусмотрен сбор дохлых птичек и металлических брусков. Что они обозначают и как привязаны к сюжету, в английской версии игры разобрать не удалось, но специально искать их по коридорам особого желания не возникало.
Одной строкой отдельное человеческое спасибо разработчикам за классный атмосферный звук. Именно он дает львиную долю того саспенса, что мечтаешь получить, когда садишься за компьютер. Комбинация из музыки, предметных звуков (вздохов, шаркания, перемещения предметов), дыхания врагов вытягивает нервы в струны и заставляет благодарить бога за здоровое сердце. На этом фоне как-то бедно и совсем невнятно смотрится озвучка героев. Есть голоса, разные, в той или иной степени эмоциональные, но блеклые. А может быть, безжизненные, потому что, что бы ни случилось, напряжение чувствуется по тексту, но никак не по тембру или иным составляющим голоса. Явная экономия на профессиональных актерах.
Нельзя сказать, что игра плоха. Нет, с ней все в порядке, тем более, что в данном жанре света не видно даже в конце тоннеля. Просто ждали лучшего. Может быть, тому виной скоротечность (всего 10 глав), а может, все то, что я описал выше. В любом случае я нисколько не жалею двух дней моей жизни, которые я потратил, и подтверждение тому - оценки уважаемого сайта www.metacritic.com: "Condemned" - 89% (FEAR - 79%) по оценке простых геймеров, и 81% и 89% - по оценке игровой прессы.
Егор МАЛЫЖЕНКОВ
Диск предоставлен магазином "Бункер" (Раковский кирмаш, box 68)
Горячие темы