Название в оригинале: The Elder Scroll 4: Oblivion
Разработчик/издатель: Bethesda Softworks/2k games
Локализатор/издатель в России: "1С"
Мин. сист. требования: CPU 2 ГГц, 128 Мб видео (с поддержкой шейдеров 2.0), 512 Мб ОЗУ, 4.7 Гб свободного места
Оценка: 10
Для игрового обозревателя нет большей радости, чем донести информацию до читателя без искажений, не кривя душой, и главное - с чистой совестью. Когда не нужно делать скидку на молодость компании-разработчика, ее отечественную принадлежность или былые заслуги перед индустрией. Когда нет необходимости выискивать прорехи в управлении, графике или сеттинге. Когда можно просто и ясно сказать: вас ждет Великая игра... Сегодня как раз такой случай. А имя этой игре - The Elder Scroll 4: Oblivion.
Тем или иным образом, но с Oblivion познакомятся почти все - такие игры просто не могут пройти мимо незамеченными. Поэтому сегодня хочется немного отойти от стандартной схемы обзора и вложить в информацию чуть больше личного.
"Наши люди в булочную на такси не ездят!" - знакомая фраза, не так ли? Однако, для того, чтобы "пощупать" игру в день ее появления в Столице, ваш покорный в 10 часов вечера мчал на такси через весь город. Краткая встреча с другом, такое же краткое "Ну как?" - и молчаливый ответ обращенным кверху большим пальцем. Вожделенный диск перекочевал из одной дрожащей руки в другую - и "зеленоглазое" авто уже мчит меня назад.
Барабанная дробь пальцами по столу во время бесконечно долгой инсталляции. Непередаваемо медленно ползущий ползунок прогресса... А затем первый запуск. И должен признаться, по своему эффекту ему вполне по силам тягаться с запуском шаттла на орбиту.
Для начала отметим, что разработчики сдержали ВСЕ свои обещания. То есть, если быть кратким, игра получилась изумительно красивой, продуманной до мельчайших деталей и главное - потрясающе увлекательной. Все эти аспекты мы рассмотрим подробнее, а пока остановимся на том, что бросается в глаза больше всего - на графическом облике проекта.
Те, кто говорил, что Oblivion заставит раскошелиться игроков на очередной апгрейд, оказались правы на 100%. Объективно игра является самым совершенным графическим продуктом на сегодняшний день, причем ей вполне по силам загрузить любую видеокарту - вплоть до двух 7900 GTX в SLI-режиме. И все благодаря дьявольски гибкой системе настроек - то, чего нельзя изменить в опциях, с легкостью правится внесением изменений в .ini-файл. Игра просто напичкана самыми навороченными графическими эффектами - начиная с новомодного HDR и заканчивая мягкими комплексными тенями. Шейдеры самых "свежих" версий гроздьями сверкают на стенках, освещение вытворяет какие-то совершено фантастические вещи, а плоские текстуры еще придется поискать, потому как bump-mapping в игре "решает". И при всем при этом Oblivion весьма щадяще относится к конфигурации: на системе с 2,8 ГГц CPU, гигабайтом оперативки и видеокарточкой уровня 6600 128 Мб вполне можно играть, отключив тени и установив настройки текстур на High. Владельцам же 7800/7900 остается только завидовать - поверьте на слово, местная природа в Ultra High качестве выглядит просто бесподобно.
Однако, идеальной ситуацию с внешним обликом назвать все же нельзя - маленькая ложка дегтя затесалась таки в общее шокирующее впечатление. И если не слишком четкие текстуры кожи еще можно простить (все-таки проект кроссплатформенный), то неважная оптимизация движка бросается в глаза постоянно - в закрытых помещениях он гораздо шустрее "ворочается", нежели на открытых пространствах. В зависимости от настроек и конфигурации системы, fps при выходе наружу падает в два-три раза! Увы, этот недостаток почти ничем не лечится - ждем официальную локализацию от "1С", первые патчи и оптимизированные драйверы.
Когда челюсть все-таки возвращается на место (а это, поверьте, произойдет очень и очень нескоро), потихоньку начинаешь обращать внимание на сам процесс. Сюжет нельзя назвать зубодробительно оригинальным, однако он сполна отрабатывает деньги, потраченные на сценаристов, и главное - не выбивается из общего великолепия игры. Если переложить историю на бумагу, она вряд ли заставит ваше сердце биться в ритме вальса, но в игре сюжет оставляет незабываемое впечатление - благодаря работе дизайнеров и художников.
Итак, события четвертой части Морровинда начинаются в тюремной камере Imperial City, куда нас забросила легкая рука сценаристов Bethesda. Первым делом нам дозволят сгенерировать своего аватара, причем в деле выбора характеристик практически не станут ограничивать. Настройке поддается абсолютно все - раса (более десятка), возраст, телосложение, мельчайшие черты лица и прически... Конструктор лишь чуть-чуть проигрывает таковому в Sims2 - и то лишь из-за постоянно работающих механизмов "автодоводки". Впрочем, создать кого-то похожего на себя любимого вполне реально, было бы желание. Как только решается вопрос с "паспортными данными", начинается тренировка, умело вовлекающая игрока в новую историю Тамриэля. Для начала мы становимся свидетелями бегства короля Уриэля Семптима 7-го, который в окружении верных стражников драпает через секретный подземный ход, дверь в который, по счастливому стечению обстоятельств, находится аккурат в нашей темнице. Дожидаться в камере своей незавидной участи нету никакого желания - и мы присоединяемся к беглецам... По ходу действия игрока учат тихо ходить, метко стрелять и адекватно махать колюще-режущим. Пару раз мы помогаем оборонять короля, пока он все-таки не соглашается добавить нашу скромную персону в свой кортеж... Правда, спасает его это ненадолго - в скором времени злодеи достают-таки правителя, который перед смертью отдает нам амулет Королей с указанием вручить его последнему отпрыску царских кровей... Которого, правда, еще предстоит отыскать, вытащить из кучи передряг, "отбуксировать" в безопасное место, и только там... Впрочем, я увлекся. Одно могу гарантировать - скучать вам не придется на протяжении ВСЕЙ игры.
Теперь непосредственно о механике геймплея. Она, как бы кощунственно это не прозвучало, почти не изменилась со времен Morrowind. Система прокачки характеристик действует все так же: для того, чтобы поднять навык владения мечом, нужно махать мечом. Будете махать не мечом, а скажем, палицей - разовьется владение дробящим оружием. Желаете выше прыгать? Да кто ж вам мешает? Прыгайте себе на здоровье, только почаще - и со временем вы заметите, что стали запрыгивать туда, куда раньше не получалось. Причем это правило касается не только первичных, но и вторичных умений - кастуя на себя спел "лечение", со временем вы начнете восстанавливать больше health-поинтов, регулярная починка собственного оружия приведет к улучшению кузнечного ремесла, а любители перемалывать коренья в ступе в будущем непременно станут великими алхимиками... При всем при этом никаких жестких ограничений на развитие нет - выбрав в начале игры класс рыцаря, никто не помешает вам оттачивать искусство метания файрболов, разве что доступ к некоторым характеристикам мага будет закрыт. Никуда не делся и любимый наркотик всех манчкинов - экспириенс. Опыт повышается, в основном, за счет рубки монстров - как случайных, встречаемых во время бесконечных странствий, так и сюжетных. Для того, чтобы поднять характеристики при наборе очередного уровня, всего-то и нужно - найти кровать и вздремнуть. В случае отсутствия в пределах видимости подходящего ложа излишек набранного опыта предусмотрительно переходит на следующий уровень.
А теперь поговорим о том, что появилось новенького. Разработчики очень талантливо и непринужденно вплели в основную игру несколько крайне увлекательных мини-игр. Одна из них - "убалтывание" любого NPC, с которым вы можете разговаривать. С помощью некоего подобия "колеса фортуны" вы сможете изучить реакцию собеседника на такие привычные при диалоге вещи, как шутка, лесть или угроза... При этом реакцию вы будете видеть прямо у него на лице - либо "рот до ушей", либо безразличие, а может, и презрительную гримасу... В случаях, когда "расчувствовать" собеседника не получилось, помогает обычная взятка. Человек, расположение которого вам удастся завоевать, с гораздо большим желанием поделится информацией, озадачит прибыльным квестом, сделает уценку продаваемых товаров. Второй мини-игрой стал... обычный взлом замков! Все это мы уже видели и раньше, но вот реализация в "Обливионе" сделала несколько уверенных шагов вперед. Двери, замки на сундуках и шкафчиках, чужие дома и тайники стало гораздо интереснее взламывать - мы управляем отмычкой с помощью одной лишь мыши, причем скорость реакции и острый слух имеют более важное значение, чем принадлежность к классу воров, у которых этот навык изначально лучше развит. Однозначно увлекательнейшая "игра в игре", особенно учитывая количество разбросанных по подземельям сундуков с сокровищами.
Крайне проработанной оказалась и физика. Если сама боевая система не поднялась выше красивой аркадной рубки, то "чувство локтя" вышло на качественно новый уровень. Игра очень хорошо дает почувствовать расстояние до соперника - особенно это касается ближнего боя. Отпрыгнуть назад от яростного выпада противника, отбить щитом боковой удар и всадить меч прямо в грудь во время его замаха - вот романтика боев Тамриэля. Однако даже в яростной рубке следует действовать поаккуратней - зацепив ненароком дружественного NPC, вначале вы получите устное предупреждение. Заденете его еще разок - и ваш бывший союзник обернется врагом. Дополняет список плюсов система комбинаций, благодаря которым можно из обычного поединка устроить зрелище ничуть не хуже "Крадущегося тигра, затаившегося дракона". А если к этому приплюсовать и интерактивное окружение... Игра базируется на физическом движке Havoс2 со всем вытекающими последствиями: во-первых, в "Обливионе" находится почти 10 тысяч интерактивных объектов, которые можно двигать, пинать или переставлять с места на место. Во-вторых, игра изобилует ловушками, которых особенно много в подземельях и бандитских притонах - стоит задеть незаметную в темноте растяжку, как вас огреет булыжником на веревке, рубанет по ногам топором или просто банально завалит бревнами... Вариант с проваливающимся полом - тоже на месте. Все как у Индианы Джонса. Кстати, у врагов с физикой также полный порядок - ragdoll на высшем уровне, гравитация - в положении "вкл". Убили монстра на ступеньках - он застынет, раскинув кости в точном соответствии с анатомией. Утихомирили медведя на вершине холма - будьте добры понаблюдать, как его тушка катится вниз по склону, кувыркаясь ничуть не хуже каскадеров из Голливудских картин. Вроде бы такие само собой разумеющиеся вещи, а эффект присутствия поднимают - словами не передать!
Вообще, про Oblivion можно говорить часами. Обсуждать тонкости прокачки персонажей, делиться рецептами излюбленных зелий, обсуждать преимущества и недостатки бытия вампиром, спорить напропалую, чья гильдия лучше... В настоящий момент, абсолютно на всех игровых сайтах тема Oblivion - самая муссируемая на форумах. Потому что есть что обсуждать. Ведь главным притягательным фактором игры является абсолютная свобода действий - сразу после тренировки никто не помешает вам послать сюжетную линию куда подальше и заняться тем, что наиболее по вкусу именно вам. Очищать дом за домом в крупных городах. Исследовать сотни подземелий и заброшенных руин. Выполнять поручения гильдии и воевать с "неверными". Спасать мир Тамриэля или помогать ввергать его в пучины хаоса. И вне зависимости от выбора вы будете пропадать в игре сутками. Потому что это действительно Великая игра.
Резюме: ничего подобного вы еще не видели и вряд ли в ближайшее время увидите. Абсолютно проработанный, сказочно красивый и по-настоящему живой мир. Даже если RPG - не ваш жанр, просто запустите игру один раз - и ваше мнение тут же изменится. Пропускать категорически не рекомендуется.
Highcoaster
Игра для обзора предоставлена павильоном №14 Червенского рынка
Комментарии
----------
XBOX 360 ?
Надо хотя б 10,4999999...(при округлении 10-max баллов:)